Previous Entry Share Next Entry
Ooops!!
smoliarm
или
что получается, когда Конгрессу США ставят ультиматумы...
В марте прошлого года генеральный директор ULA, Сальваторе Бруно (CEO of United Launch Alliance, Salvatore Bruno), на слушаньях Комиссии Сената (U.S. House Armed Services Committee) по бюджету военно-космической программы - выставил следующий ультиматум:
«Или Конгресс отменяет свой запрет на закупки российских двигателей РД-180, или будет очень плохо
(* - ну, там у генерального директора было вообще-то два абзаца, но я их перевёл тремя словами - без потери сути, я опытный переводчик).
Да, так вот - теперь, восемь месяцев спустя, выяснилось, что Конгресс выбрал - второй вариант. А концерн ULA
остался с неснятым запретом. А российский "Энегомаш" остался со своими РД-180 - не проданными и непродаваемыми. Поскольку - хотя многие называют их "лучшими в мире" ракетными двигателями - но сконструировать под них ракету Роскосмос так и не сумел, за два десятка лет. И даже если бы сыскался в мире другой покупатель, помимо Локхида, - купить их он не сможет. Поскольку разработка РД-180 в своё время (в середине 90-х) была сделана на деньги американской фирмы Ракетодайн, и ей же принадлежит - эксклюзивно - маркетинговое право. Об этом обычно забывают те многие (которые гордятся лучшими в мире).

Ссылка выше - на сайт "The Motley Fool", и обычно я на них не ссылаюсь. У них зубоскальства обычно больше, чем сути. Но эту статью я рекомендую - кто читает по-английски. Зубоскальства там немного, а ситуация действительно юмористическая: получилось, что конгресс *за что боролся, на то и напоролся*.
Краткая суть такая: В США действует целый комплекс антимонопольных законов, которые (казалось) не оставляют и лазейки для монополий, картелей и прочих синдикатов. Вместе с тем, примерно в 2006 году два заклятых (космических) конкурента - Боинг и Локхид - образовали альянс (тот самый United Launch Alliance) с целью объединения усилий по разработке безаварийных технологий и импликации безаварийных протоколов QA - запуска космических ракет. Да, по сути - образовавшийся *альянс* - является монополией. Однако оказалось - прошедшие десять лет это наглядно показали - что букву закона альянс не нарушает. Юристы Боинга и Локхида - they did a good job. А комиссии Конгресса и Сената продолжали бороться - за де-монополизацию. Но развести альянс у них не получилось (и хорошо - сейчас у ULA более 70 безаварийных заусков подряд), а альтернативы Альянсу - не было. Но сейчас на сцене появился новый персонаж - компания SpaceX. Совсем недавно - 4-5 лет назад - их ещё не воспринимали всерьёз. Однако, примерно год назад, они получили сертификацию NASA на участие в финале тендера на пилотируемые запуски. А этим летом SpaceX получила сертификат от Космического крыла USAF на запуски военных спутников класса В.
А теперь - финальный раунд: Конгресс НЕ отменил запрет на закупки РД-180. А Альянс ULA отказался участвовать в ближайшем тендере на запуск очередного пакета спутников GPS ("GPS III Launch Services", для Пентагона). А их место заняла только что сертифицированная SpaceX - без конкурента. А бедный Конгресс опять остался один на один с монополией.
Звериный оскал капитализма.

И напоследок несколько слов о том, с чем остался "Энергомаш". Поскольку я подозреваю, что сюда прибегут знатоки - рассказывать о контракте на РД-181 для Антареса. Так вот - я знаю про этот контракт, и возможно, несколько больше, чем знатоки:
Фирма Orbital, которая делает Antares, имеет на него только контракт с NASA для снабжения МКС, и по нему осталось ШЕСТЬ полётов. Правда, сейчас вроде решается вопрос об использовании опциона на седьмой полёт - будем считать семь комплектов двигателей. И это - на 3 года. С другой стороны - Атласы, которые используют РД-180, летают по 9 раз в год, и за три года - это 27 двигателей. И последнее - фирма Аэроджет (покупатель РД) утверждает, что комплект РД-181 обходится существенно дешевле, чем раньше РД-180. Так вот арифметика, проверяйте:  7 * 0.85 / 27 = 0.22
Что означает снижение оборота Энергомаши от экспорта своих двигателей в Штаты - в четыре-пять раз.
Внутренний рынок выглядит немногим лучше - как раз сегодня запланирован запуск Зенита, и, увы, очень похоже на то, что этот запуск - последний.
Других ракет, использующих линейку РД-170...180...190 - пока нет в промышленном смысле. То есть - в тираже.
Ангара? - На будущий год в плане стоит 1 (один) запуск Ангары-1, Ангары-5 - нет вовсе.
Союз 2.1в? - тоже самое - в планах его не видно.


  • 1
Так НАСА вообще без РН остается получается?

Для спутников и АМС у наса есть линейка дельты, хорошо но дорого.
Для спутников и снабжения МКС есть фалкон Маска - он не прошел всю сертификацию (но для большинства нагрузок прошел), но у него в июне немножечко того, через неделю узнаем сделал ли он работу над ошибками
Для снабжения МКС есть орбитал с антарес/сигнус, но там РД-181.
Основная рабочая лошадь - аталас 5.

А вот у пентагона есть только
атлас, дельта и фалкон (сертифицирован не для всего). Но есть запрет пентагону на покупку РД-180 для атласов, хотя запас у них есть.

всего один комментарий...насколько мы далеки от вселенной и смысла жизни...рожденные ползать на коленях не собираются летать.

Не собирайтесь и дальше.

С РД-180 в России проблема простая - он создавался под Атлас, у него вторая ступень - водородный центравр, без которой он довольно банален. Чтобы закрыть нишу только керосином - надо делать Зенит с вдвоем более мощным РД-170. То есть у России нет такой нагрузки, с которой бы справился РД-180 и не был бы при этом явным оверкилом (ТТУ у нас тоже нет, чтоб гибко их лепить). Можно было бы заменить Союз-2.1а/б, но их заменять надо более мощным носителем (когда-то хотели Зенитом)

С точки зрения продаж особого влияния нет - через несколько лет Ангара все равно будет осуществлять вывод военной нагрузки, протянут.

Конгресс не остался с монополией, цена на запуск фалкона ограничена сверху ценой дельты-4.

Несколько забавно другое - речь шла только о будущих поставках двигателей, на ближайшие 2 года по 9 полетов атлас-5, причем куча именно военных запусков. И совсем смешное, что основной вариант - 401, полностью перекрывается фалконом.

Ну и в сочетании с беготней ULA "дайте 2 миллиарда на вулкан! а вот вам 200 лямов только на двигло" - все смешнее и смешнее

Фалкон никуда не денется, будет летать, постепенно набирая темп. Тихим паровым катком к юле сзади подбирается БО, со своими БЕ-3/4 и планами по созданию полноценной двухступенчатой ракеты. Безос, как известно, Маска с посадкой ступени уже обогнал (хоть тот так дышал, так дышал), не исключено, что и РН блюшников полетит раньше Вулкана.
Самое ценное, что есть у ЮЛА - это Кентавр и наработки по ACES, всё остальное уже делается молодыми.

Теперь "имхо" про русских: тревожна не столько судьба РД-180 (хотя, конечно, Энергомаш и жуки из Амросса перекрытию денежного потока огорчатся), сколько совпадение по времени с некоторыми другими крупными источниками денежных поступлений (сладкие контракты по доставке астронавтов на Союзах, окончание коммерческих запусков на Протонах при совершенно неясных перспективах Ангары, и т.д.), и это при весьма бледном виде ФКП 16-25. То есть, грядущий кризис отчетливо просматривается, но не очень понятно, почему не предпринимается видимых усилий для восстановления положения ("Феникс"/Союз-5, работы по многоразовому использованию ступеней, взращивание своих частников-стартапов, и т.п.)..

По второй части вы совершенно правы - прекращение закупок РД это лишь одна из неприятностей, и другие две - существенно больше в денежном исчислении. Тем не менее - это тоже неприятность.

А вот здесь:
>>Тихим паровым катком к юле сзади подбирается БО...
и
>>Безос, как известно, Маска с посадкой ступени уже обогнал...
- всё сильно не так, как вы себе представляете.
Безос никого не обогнал: то, что недавно сделала Blue Origin - это возвращение СУБ-орбитального корабля. Это упускают из виду, и совершенно зря: энергия для суборбитального запуска единичной массы на 100 км - это ВСЕГО ЛИШЬ 3-3.5% от энергии, необходимой, чтобы ту же массу вывести на орбиту в 100 кмм и скоростью 7.8 км/сек.
То есть различие на полтора порядка.
Я ничуть не уменьшаю заслугу Blue Origin - это замечательное достижение. Но к коммерческим ОРБИТАЛЬНЫМ запускам это не имеет отношения - ВОВСЕ. То есть Blue Origin не подкрался сзади не только к ULA, но и для SpaceX - они не конкуренты. И это ситуация не изменится в обозримом будущем - 5-10 лет, если судить по темпам SpaceX.

>>Самое ценное, что есть у ЮЛА - это Кентавр и наработки по ACES, всё остальное уже делается молодыми.
- вы ОЧЕНЬ сильно ошибаетесь :)
Капс здесь означает, что, на мой взгляд, вы упустили здесь самое главное.
Попробуете угадать?
:)

Если вы намекаете на не зарастающую травой тропу, по которой отставные военные перебираются в ЮЛА, плюс возможности по лоббированию нужных людей - то это да. Но это довольно шаткий фундамент - в штатах, как вам наверняка известно, такая гешефт жив до первого крупного скандала, как чуть было не случилось недавно с сертификацией F9 USAF, когда Маск прямо обвинил кого-то из военных в намеренном затягивании процесса. Гвинн же потом во время слушаний в подкомитете по вооруженным силам прямо спросили, дескать, что там случилось, на что она ответила, что "конфликт улажен" (интересно, чего ВВС это стоило в итоге?).

Ну, угадал? :)

если я правильно понимаю, то Безос собирается сажать вторую ступень на BE-3 (вакуумную версию он пилит). Ради этого у Be-3 такая нетипичная тяга.

разница между ступенью F9, отделяющейся на 1,8 км/с и New Shepard, с его подскоком, мне хорошо понятна, но попробуйте объяснить эту разницу Блумбергу, NYT и прочим новостным агенствам, написавшим статьи про "впервые в мире", "впечатляющее достижение маленькой компании владельца Амазона" и т.д. Не случайно Маск сорвался в перепалку в Твиттере, он-то мгновенно понял весь пропагандистский успех конкурента.

"Фалкон никуда не денется" - я тоже так думал, когда трансляцию в июне смотрел. Первые 5 секунд хлопал глазами и думал "как же так?"

Безос Маска не обогнал на том основании, что у Маска вот-вот сядет ступень, а у Безоса сел только прототип. Ступени у него нет.

"взращивание своих частников-стартапов" - это из области фантастики.

Я думаю, что тут все проще. О зарабатывании денег на космосе придется забыть, военные задачи будут выполнены.

Я сам смотрел-улыбался, а потом вдруг бац!- и нет ракеты. Так бы тупо и смотрел на экран если бы комментатор не промычал что-то насчет того ракета очевидно, к сожалению тю-тю.

> взращивание своих частников-стартапов, и т.п.

Есть контора Лина с их Таймырем, но это мелочь конечно.

А крупные частники стартапы по подобию Маска в России откуда возьмутся, с её недоразвитым институтом права и коррумпированной судебной системой? В лучшем случае получится переливание денег из одного государственного кармана в другой (типа частный), в худшем -- деньги просто попилят целиком.

Ваши оценки не совпадают с реальностью практически во всём :(

Например:
>>С РД-180 в России проблема простая - он создавался под Атлас, у него вторая ступень - водородный центравр...
- на самом деле всё было наоборот: Атлас 5 стал оформляться концептуально уже ПОСЛЕ двигателя. Что касается РД-180 - тут американцы платили деньги за превращение изначальной конструкции в нечто, соответствующее их стандартам качества, и они заставили имплементировать в производство свои протоколы Quality Assurance. К конструкции будущей ракеты это не имеет ни малейшего отношения.

Другой пример:
>>С точки зрения продаж особого влияния нет - через несколько лет Ангара все равно будет осуществлять вывод военной нагрузки, протянут.
- *через несколько лет* -
браво... :)
- уже сейчас приток валюты в Роскосмос сократился примерно полтора раза, общий бюджет 2015 сократился вдвое - по сравнению с 2012. Через 2 года приток валюты иссякнет вовсе.
Все признаки говорят о том, что Роскосмос ожидает та же участь, что и Авиапром, причём именно в ближайшие пару лет.

Пятый атлас оформлялся после потому двигатель обкатали на 3м. Но давайте проще - попробуйте найти хоть какую-то российскую нагрузку, которую бы имело смысл выводить на "атлас 401" и которая бы не выводилась союз-2. Железо делается от возложенных на него задач. А потом уже QA и все остальное. Кроме того, изначальной конструкцией был все же 170й, сделать из него 180 не быстрее, чем сделать 191й. Значит, затраты времени определяются иным.

"уже сейчас приток валюты в Роскосмос сократился примерно полтора раза" - приток рублей может даже увеличиться. Ну и затраты на Ангару уже прошли.

- *через несколько лет* -
браво... :)
Не понял юмора. Еще несколько лет экспортных заказов, потом двигатели для Ангары. Ее допилят и будут пускать за сильно большие деньги.

Гражданский авиапром загнулся, а вот военный вполне себе живой и сейчас живет лучше, чем когда либо. Или вы полагаете, что в России кого-то волнует сколько валюты получает Роскосмос? Напоминаю, что за приток этой самой валюты с производством ниже себестоимости у кое-кого были проблемы с ФСБ и счетной палатой.

(Deleted comment)
Я конечно чайник (маленький заварочный). А никому не приходило в голову просто выкупить (нужную часть) Энергомаш с патентом и потрохами? Или он государственный?

Юля, сейчас - уже примерно год как - происходит прямо противоположное: идет полным ходом "национализация" - по-советски. Точнее, гос-рейдерский захват.

У ULA, насколько я помню, есть вообще-то конструкторская документация на РД-180. Просто производство организовывать дорого очень.

Похоже, процесс пошел. Последний абзац особенно хорош.

NASA Receives $19.3 Billion in Final 2016 Spending Bill

One of NASA’s most hotly debated efforts, the commercial crew program, receives $1.2438 billion in the omnibus bill, the exact amount requested by the administration and several hundred million dollars above levels in the House and Senate bills.

The bill’s report emphasizes that the full funding is intended to ensure that commercial crew systems currently under development by Boeing and SpaceX are ready to enter service in 2017, ending NASA’s reliance on Russian Soyuz spacecraft to transport astronauts to and from the station. In August, NASA Administrator Charles Bolden notified Congress that he was extending a contract with Russia to cover Soyuz transportation services into 2018.

The report suggests NASA take money from payments earmarked for those future Soyuz flights to augment the funding provided by commercial crew. “The funds provided in this Act enable NASA to follow the fastest path to independence from Russia by providing for continuing development of a domestic crew launching capability,” it states. “If necessary, NASA may derive resources for milestone payments from funds set aside for Russia by NASA for ISS crew launches scheduled to occur after U.S. providers will be operational in 2017.”

- See more at: http://spacenews.com/nasa-receives-19-3-billion-in-final-2016-spending-bill/#sthash.5GvWdJBH.dpuf

Спасибо! Действительно, последний абзац особенно интересен.
А для Роскосмоса это означает, что контракт на покупку мест на Союзах в 2017 году могут реализовать лишь частично.

Пишут, что Конгресс все же может пойти на попятую и разрешить Юле снова покупать РД-180: http://spacenews.com/like-it-or-not-congress-will-have-to-revisit-rd-180-ban/

Может, да - это характерная особенность американской политической системы - тут нет ничего необратимого. Поэтому о том, что *он может*, всегда будут говорить и писать.
Вторую характерную черту мой бывший шеф по диссертации сформулировал примерно так:
- Майкл, уже лет сорок я более-менее слежу за политикой в этой стране. И я не припомню ни одного случая, чтобы Конгресс пошёл на конфликт с Администрацией ... в канун Рождества.

Ну и последнее: "will have to revisit" - это совсем не то же, что "will have to lift" or "reverse".
А так - да, задний ход тут вполне возможен.
Подождём - посмотрим :)

Да там же и статья вчерашняя что похоже уже и lift и reverse произошли.
http://spacenews.com/spending-bill-lifts-rd-180-ban-puts-ula-back-in-competitive-game/

Логика произошедшего - как на ладони. Два могущественных сенатора, Ричард Шелби и Джон Маккейн. Первый спонсируется ЮЛА и профсоюзами в Алабаме, где в Мишуде собирается SLS.
Поэтому он впчно тянет одеяло на себя, обкрадывая "коммерсантов" и все проекты, представляющие угрозу для его электората (запрещение РД-180, к примеру). Он даже в spacenews открытое письмо написал на днях, дескать, как будет плохо для Америки, если мы сойдем с поставок русских двигателей.
С другой стороны - не менее влиятельный сенатор Маккейн, ненавидящий зависимость страны от русских двигателей, союзник Маска, и вообще, полная противоположность Шелби.
В результате компромисс: SLS получает два с лишним миллиарда, плюс миллиард с копейками на Орион, плюс 85 миллионов на EUS, плюс ещё немножко РДшек для ЮЛЫ.
Взамен Commercial Crew профинансирована в полном объёме, что практически гарантирует сход с кабального контракта по доставке астронавтов на Союзах (привет Дмитрий Олегычу и его трамполину!).

смешно, но Алабама заборола Аризону. Лоббисты помощнее.
и тут же контракт на 20 штук

  • 1
?

Log in