Previous Entry Share Next Entry
Фирма SpaceX опубликовала характеристики новой модификации ракеты Falcon
smoliarm
A_F9FT_data.jpg
spacex.com/about/capabilities


АПДЕЙТ к картинке выше:
Вчера SpaceX исправили опечатку в этой табличке:
Они поменяли 28.800 kg на 22.800 kg в графе "грузоподъёмность на LEO"

Этот маленький факт вызвал маленькую бурю на форумах – фанатам SpaceX было страсть как жалко этих шести тонн, а критики оттягивались по полной на факте опечатки. Лейтмотивом звучали темы «Если они могут пропустить опечатку на своём вебсайте – что мешает им накосячить с параметрами в программе полётного компьютера?» и «Если они не могут нанять себе квалифицированную девочку-машинистку в офис – что у них творится у программеров??»

Ну, справедливости ради, надо отметить, что у этой не-квалифицированной девочки в офисе могут быть другие достоинства, а программеров вообще нанимает совсем другой отдел HR. И главное – пока их ракеты летают куда надо – у программеров всё в порядке.

Но есть и ещё один момент: а кто сказал, что это была опечатка?
Это мог быть, например, легкий и изящный троллинг.

Кого? – конкурентов :)
Каких конкурентов? – ну, например:
24.07.2015 года состоялся первый полёт «Delta IV upgraded». Так вот, в справочнике Гюнтера грузоподъёмность этой новой версии указана так:
Delta IVH upgraded ...... LEO ...... 28 790 kg
Вот, а тут вдруг – 28 800 kg, на 10 кг больше. Пустячок, а приятно :)

Я не настаиваю на этой версии. Я только хочу ещё раз подчеркнуть, что высокая грузоподъёмность на НКО, в общем-то, не нужна – в космической индустрии сейчас она невостребована. И никто, кроме фанов Kerbal Space Program, на это не смотрит. Ну, почти никто :)

==================================================================================
Речь идёт о новой модификации, которую сами они называют «Full Thrust» (Полная Тяга). В этой модификации Falcon 9 слетал уже три раза, соответственно, накоплен достаточный материал – и фирма опубликовала результаты.

Наиболее важную величину – грузоподёмность на геопереходную орбиту (GTO) – я пометил «!». И в двух словах – эти 8 тонн означают, что Falcon 9 FT – это теперь ракета тяжёлого коммерческого класса, в одном ряду с Атласом, Арианом и Дельтой. То есть, Falcon 9 может теперь зпускать любые коммерческие спутники – все, какие сейчас существуют. Грузоподъёмность его больше не ограничивает.

Почему важна именно геопереходная орбита? – так получилось, что запуски на GTO составляют сейчас порядка 90% оборота в индустрии коммерческих запусков.
Это вполне можно назвать львиной долей.
Что же касается 28.8 тонн на LEO – реального спроса на таких монстров нет и не предвидится. Вторую МКС никто строить не собирается.
Так что в реальности эти 28 тонн просто означают, что все запуски Falcon 9 FT на LEO будут с возврашением первой ступени.

Теперь о новой цене – она НЕ возросла, наоборот.
Да, раньше, для Falcon 9 v1.1, цена была 61.2 М$ – но она была объявлена осенью 2013 года. И если вы посмотрите инфляционный коэффициент для доллара за этот период – он примерно 2.2%.
А 62.0 / 61.2 = 1.013, т.е., прирост цены 1.3% – меньше инфляции.
Кроме того, прошлая модификация имела грузоподъёмность 4.8 тонны на GTO, нынешняя цена действует до 5.5 т.

И ещё маленькая деталь по ценам и арифметике:
Этим летом начнутся запуски созвездия Iridium Next (мобильная спутниковая связь), это 72 спутника. Из них 70 будут запущены на Фалконах, 7 запусков по 10 спутников. Каждый запуск стоит 66.9 М$. Это дороже базовых 62 М$, потому что десять спутников нельзя насыпать в ракету, как картошку в авоську – нужен диспенсер, легкий, прочный и с довольно серьёзной электронной начинкой.
Ещё два спутника Iridium Next будут запущены Днепром – по цене 51.8 М$.
А теперь арифметика:
Запуск одного спутника Фальконом обходится заказчику в 6.7 М$.
Запуск такого же спутника Днепром обходится в 25.9 М$.

Это я к тому, что Фальконы – это беда не только для Протонов. Это беда для всего Роскосмоса.
Ещё совсем недавно российский космопром получал от коммерческих запусков больше денег, чем из бюджета.
Увы, эти времена кончились.

==================================================================================================
И несколько картинок - не по теме, а так,  до кучи :)
A_954.jpg
Вот везёт же пацанам - у папы на работе можно и в машинки поиграть, и в ракеты.


A_Falcon9FT.jpg
Это кадр с трансляции первого полёта Falcon 9 FT, и тут объясняют публике - чем Full Thrust отличается от предыдущей версии. Это очень краткое
объяснение, тут можно ещё много чего написать. Но всё равно, немножко непонятно - как у них так получилось, что новая по грузоподъёмности -
почти вдвое больше...


A_904bw.jpg
Ещё кадр из тарансяции во время недавнего запуска.
Мне кажется, что для такого человека, как Илон, - то есть того, в чьих руках сосредоточена вся полнота власти в фирме - это довольно некомфортное
состояние - ждать. Прекрасно сознавая, что сделать уже ничего нельзя - остаётся только смотреть на экран и ждать. Получится? Или опять нет?

Tags:

Posts from This Journal by “spacex” Tag

  • Так где же Тесла?

    Первое сообщение орбитальных параметров Теслы оказалось с ошибкой, и сейчас много недоумений – долетит ли она до Пояса Астероидов, прилетит…

  • Получилось!

    Falcon Heavy – несколько фото и ответы с пресс конференции после пуска Фотограф – Б.Кеннистон Фотограф – Джон Краус…

  • Live view of Starman

    Стармен - сейчас - в прямом эфире на Ютубе Трансляция будет ещё часов пять - шесть. Так что, если кто не успеет - можете посмотреть здесь…


Он потрясающий человек.
Американское выражение "rocket science" означает непостижимо сложное.
А он взял и сделал! Очень удивительно!

Столько разных мыслей...

Радует, что есть люди, которые стремятся, умеют, добиваются.
Хочется злорадно (ну да, это нехорошо, но все же желание именно такое) спросить кремлевских пропагандистов, какими красками им придется раскрашивать «успехи» Роскосмоса, чтобы доказать, что православное ракетостроение более вертикально.
И снова хочется спросить мироздание, что ли: с чего это вдруг одни люди прославляются скандалами с проститутками в Куршавеле и крахом очередного рускомобиля, а другие запускают в промышленное производство электромобили и без шарашек, «дидывоевали» и бахвальства героическим прошлым умудряются создать такое?

Спасибо за прекрасную новость!

Это все пока планы, как будет реальная практика - можно будет о чем-то говоиить.


Классно, спасибо.

Пожалуйста :)

***"Но всё равно, немножко непонятно - как у них так получилось, что новая по грузоподъёмности -
почти вдвое больше..."***

Формула Циолковского в помощь. Чем больше ступеней, тем эффективней вывод. В теории - в порядки, на практике - в разы. Двигатели пусть и более легкие, но весят. Плюс, интерстегейты и декуплеры тоже весят. Отсюда и скачек грузоподьемности. Теперь не здоровенная первая ступень и блок выведения. А еще и вторая ступень, которая начинает работать в комфортных условиях вакуума, когда удельный импульс в потолок, и значит дельта тоже подтягивается. Ну и там не надо столько уже топлива тянуть, поэтому можно обойтись 1-2-3-4 двигателями (в зависимости от профиля орбиты), и в идеале получить просто дурное количество дополнительной дельты. Приблизительно как от всей первой ступени. Но это будет уже в космосе, где и гравитационные потери меньше, и аэродинамические тоже.
Таки дела.

Плюс, сама первая ступень более "обьемная" по топливу. То бишь, либо более высоко полетит, либо, если хватает TWR, более тяжелый груз потащит.

Пи чем тут количество ступеней?! Речь идет о модернизации все той же 9-ки.

Хочу дополнить по теме кафедры. Один мой заказчик -серьезный проектировщик. Человек очень не глупый, но- вата на генетическом уровне. В 13-м году он делал проект космодрома Южной Корее, а после получил заказ от Саудовской Аравии, КБ подписал контракт, первый транш- и тишина. Прошла новость о приземлении фалькона, я звоню ему. Аон ,типа, это всё -детские игрушки, эту ракету перед новым пуском надо разбирать, заново собирать, и т. д.
Тоесть ватный элемент, встроенный в мозг, не даЁт понять, что в мире происходят изменения, которые напрямую влияют на твое благосостояние, и чувак упорно будет долбить про передовейший роскосмос, хотя проработал всю жизнь в украинском.

Да, это так, увы.

И таким очень трудно объяснить, что принципиально новые решения - они ВСЕГДА выглядят неуклюже и ненадёжно по сравнению со старыми-проверенными. И действительно - первые автомобили смотрелись весьма неуклюже в сравнении с дилижансами и каретами.
Но беда в том, что сколько ни модифицируй конную упряжь - автомобиль не получится.

Пентагон - это уже серьёзно...

SpaceX wins $82 million contract for 2018 Falcon 9 launch of GPS 3 satellite
http://spacenews.com/spacex-wins-82-million-contract-for-2018-falcon-9-launch-of-gps-3-satellite/#sthash.OITOGt6Q.dpuf

“This GPS 3 Launch Services contract award achieves a balance between mission success, meeting operational needs, lowering launch costs, and reintroducing competition for National Security Space missions,” Lt. Gen. Samuel Greaves

Re: Пентагон - это уже серьёзно...

Снижение затрат на вывод сразу ровно вдвое.

В свое время на Ф-1 фапали, потом на челноки. Теперь на фальконы. Вот налетают безаварийно сопоставимо, тогда пусть кукарекают.

Налетают, дурашка. А вот ты уже никогда не поумнеешь...

Увеличить экономическую эффективность на порядок - это супер. Причем в высокотехнологичной сфере которая толкала прогресс несколько десятилетий.

Ну, "на порядок" - такого ещё нет.
В три - три с половиной раза по конечной цене.
Но это - пол-порядка, не далеко :)

Вопрос по картинке - разве на Хеви головной обтекатель не должен быть "слегка побольше", раз нагрузка увеличилась? (по диаметру, по высоте там)

Головной обтекатель на картинке показан стандартный, поскольку основные нагрузки там будут именно под стандарт. А если выводить на НКО 50-тонный бак с горючим - так для него и вовсе обтекателя не надо :)
Ну, так, на самый кончик...

Приплыли. Получается, что одноразовый F9 значительно превосходит Протон по выводимой нагрузке.

Не только "Протон". Больше (на пару тонн) выводят Arian 5 и Delta IV Heavy. И все...

Чему радуетесь?
После того как Маск выбросит с рынка всех остальных, он как образцовый капиталист взвинтит цены.
Я уж молчу что у нас будет выброшено на улицу куча народу, на том же Хруне.

Ну так надо им шевелицца - снижать цены и повышать качество. Это называется "конкуренция".

(Deleted comment)
И вам спасибо на добром слове :)

Так что, теперь можно рассчитывать на копеечный иридиум для населения в следующем году?))

Нет. Максимум до 3х мобильный

Я вот не пойму. НАСА дало Боингу больше денег, чем Спейсексу на разработку обитаемой ракеты. Спейсекс каждую неделю в новостях с какими то новыми движухами, а от Боинга- тишина. Они на баб все деньги истратили, или они там что-то готовят втихомолку?

Роскосмос если честно говорить - сосунок в плане распила денег по сравнению с Бройлером :)

Стоимость запуска Протона уже опускали до $25 млн в 2004, как раз в связи с конкуренцией. Тут $62 млн. Основания для русофобского экстаза не понятны.

Тут ракета тянет большую ПН чем Протон. Хотя смысла в такой нагрузке пока нет, спутники развиваются в плане уменьшения веса.

С другой стороны нам надо завязывать с Протоном, и ставить Ангару в массовое производство.

?

Log in

No account? Create an account