Previous Entry Share Next Entry
Новое слово в космонавтике
smoliarm
или
Об аббревиатурах и фразеологизмах.

На форуме NASAspaceflight есть очень полезная тема: «Общеупотребительные космические аббревиатуры».
Она действительно очень полезная, вот сами попробуйте понять – хотя бы дагадаться – о чём тут речь:
«During quarterly PRR, the STRB filed two formal CCS DRs, which made ORR reassessment pending»
То-то же :)
Да, так вот, я на эту тему подписан, то есть, получаю уведомления о всех новых комментариях.
И недавно там появились две новых аббревиатуры, которые, по мнению авторов, уже стали достаточно общеупотребительными:

RTLS – Return To Launch Site (возврат на стартовый комплекс)
ASDS – Autonomous Spaceport Drone Ship (автономная посадочная морская платформа)

Правда, сторого говоря, первая аббревиатура уже использовалась – но несколько в ином смысле и сейчас уже неактуальна.
"Return To Launch Site" abort plan – так обозначался один их аварийных вариантов, предусмотренных в запусках шаттлов.
О нем много спорили – лет тридцать назад, но он ни разу не был использован.
А теперь этот RTLS появился снова, и с новым значением – так обозначает SpaceX возвращение первой ступени обратно на стартовый комплекс.
Ну, а мне – в связи с появлением нового термина (раз он стал-таки общеупотребительным) пришлось добавить
два новых поля в свою базу запусков: «Landing Type» (RTLS / ASDS, те есть, возврат на космодром или посадка на
морскую платформу) и «Landing status» (то есть, результат посадки, «success» / «failure»)


И вот как выглядит эта табличка теперь:

Launch Date LV Type Payload Payload Orbit Mission Landing Landing Launch
Manufacturer status Type status Complex
Dec 21, 2015 Falcon 9 FT Orbcomm 2-10 - 2-18 SNC LEO Success RTLS Success CC SLC40
Jan 17, 2016 Falcon 9 v1.1 Jason-3 Thales Alenia LEO polar Success ASDS Failure VAFB SLC4E
Mar 04, 2016 Falcon 9 FT SES-9 Boeing sGTO Success ASDS Failure CC SLC40
Apr 08, 2016 Falcon 9 FT Dragon CRS-8 (BEAM) SpaceX - NASA LEO ISS Success ASDS Success CC SLC40
May 06, 2016 Falcon 9 FT JCSat-14 SS/L GTO Success ASDS Success CC SLC40
May 26, 2016 Falcon 9 FT Thaicom 8 Orbital GTO ASDS CC SLC40
Jun 16, 2016 Falcon 9 FT Eutelsat 117 West B / ABS 2A Boeing GTO ASDS CC SLC40
early July 2016 Falcon 9 FT Formosat-5 / Sherpa SSO NSPO / (...) SSO RTLS VAFB SLC4E
Jul 16, 2016 Falcon 9 FT Dragon CRS-9 (IDA-2) SpaceX LEO ISS RTLS CC SLC40
late July 2017 Falcon 9 FT Iridium Next (x10) Flt.1 Thales Alenia LEO polar RTLS VAFB SLC4E
Aug 2016 Falcon 9 FT AMOS-6 IAI & MDA GTO ASDS CC SLC40
Aug 2016 Falcon 9 FT JCSat-16 SS/L GTO ASDS CC SLC40
В этом фрагменте – последние пять запусков SpaceX, а также их план на ближайшие три месяца (в общем, их «планы на лето»)

Очередной запуск будет уже сегодня вечером, и про него тоже есть интересная деталь:
Вот фрагмент фотографии Фалькона на стартовом столе (насколько я понимаю, фото сделано позавчера, перед испытанием Static Fire)

(правой кнопкой можно открыть фото в новом окне и в полном разрешении)
На фото хорошо видны два двигателя первой ступени, причём левый (отмечен стрелкой) заметно отличается от правого. Его сопло темнее, оно не блестит, и отчётливо видны светлые вертикальные полоски. Моё предположение – это «подержанный» двигатель с одной из возвращённых ступеней. Это объясняет тёмный цвет и матовую поверхность. А светлые полосы – это термочувствительная эмаль, нанесённая для детального мониторинга возможного перегрева.
Похоже, что SpaceX собирается вводить повторное использование «по частям» – как в дифференциальных уравнениях. Ну, или – совмещать приятное с полезным. То есть, эксперименты (приятное) и рутинный бизнес (полезное).
И как раз на эту тему – обещаный в заголовке фразеологизм:
«Test as you fly, fly as you test»

Апдейт по "полосатому двигателю":
Информация от Крис Бергин, со слов сотрудника SpaceX:
Двигатель НОВЫЙ, матовая окраска и светлые полосы - это экспериментальная TPS (термо-защита).

Tags:

  • 1
Хорошая табличка.

Веса полезной нагрузки не хватает для полного счастья.
Для Фалькона в разрезе посадок также важный параметр.

Они есть, я просто их убрал. Как и многое другое :)

Orbcomm 2-10 - 2-18 2034
Jason-3 553
SES-9 5271
Dragon CRS-8 (BEAM) 10400
JCSat-14 4700
Thaicom 8 3100
Eutelsat 117 West B & ABS 2A 4200
Formosat-5 / Sherpa SSO 525
Iridium Next (x10) Flt.1 8000
AMOS-6 5500
Dragon CRS-9 (IDA-2) TBD
JCSat-16 N/A

А что, логично. У Thaicom 8 масса 3 тонны, как раз есть резерв если этот двигатель придется по какой-то причине отключить.

Единственное что -- уже 5:40, т.е. время пуска которое вчера обьявлялось, а вебкаст не начался еще даже. Отложили пуск, что ли? У них там всего двухчасовое окно пусковое, как писали.

PS Ага, вижу:
17:19
DELAY. The Falcon 9 rocket will not lift off as scheduled at 5:40 p.m. EDT (2140 GMT). The countdown is holding, but officials have not disclosed the reason for the pause.

This evening's launch window extends to 7:40 p.m. EDT (2340 GMT).

Edited at 2016-05-26 09:47 pm (UTC)



Уже на завтра перенесли

Лучше перебдеть, чем недобдеть.

Само собой, кто спорит-то :)

Максим Андрияхов:
Михаил, Обама объявит Маску выговор, а Шотвелл - "о неполном служебном"!))))

Михаил Казанский:
Обама ночует на космодроме?

Ну вот, ещё один успешный запуск. С успешной посадкой первой ступени, причём как и в прошлый раз - "в яблочко".

Go SpaceX!:-)

Долго осталось до того, чтобы посрамить Рогозина с его "на батуте доставлять астронавтов на МКС"?

Если всё пойдёт по плану - чуть больше года.

- В конце этого года - где-то в ноябре-декабре - будет суборбитальный полёт: испытание системы спасения экипажа. Облегчённая трёхдвигательная первая ступень забросит Dragon в зону максимальных стартовых нагрузок (75-80-я секунда взлёта, высота около 15км, скорость приближается к 2000км/ч), где он произведёт аварийное отделение с последующей посадкой.

- В мае следующего года - последний беспилотный испытательный полёт к МКС и обратно, с непрерывным мониторингом системы жизнеобеспечения.

- И после этого - в июне-июле 2017 - первый полёт с экипажем.

Ну и в чём его секрет этого афроамериканца? Как ему удалось стать тем, кем все мальчишки мечтают стать в детстве, листая энциклопедии с яркими картинками? У него семь пядей во лбу? Запоминает страницы текста едва взгляднув на них, умножает трёхзначные числа в уме? Пишут, что его в детстве шпана так травила, что его один раз даже госпитализировали, после того как его сбросили через лестничный пролёт и продолжили после этого избивать до обморока. Это как-то отразилось на нём сегодняшнем?

Я мало знаю о личной жизни Маска. Честно говоря, мне вообще малоинтересна частная жизнь любых знаменитостей, я читаю о ней разве что случайно, в текстах, посвящённых интересующим меня техническим деталям. Поэтому рассуждать о том, чем Маск уникален, и в чём его секрет - я не возьмусь: не владею предметом.

Боюсь, что это расписание всё-таки *съедет* вправо.
Дело в том, что планы Боинга по CCtCAP - они уже сдвинуллись на 5-6 месяцев вправо. И есть подозрение, что это не из-за Боинга, а из-за НАСА - они ведь тоже по этой дорожке идут в первый раз. И вопрос "как именно сертифицировать будущих орбитальных таксистов?" - это вовсе не одна лишь бюрократия.
Короче, может так случиться, что первые тестовые полеты CST-100 и Dragon v2 с экипажами состоятся в 2018.

"расписание всё-таки *съедет* вправо"

Ну вот. Только я настроился на длинный уикенд - и теперь у меня графики кровавые в глазах, от ненавистного Microsoft Project. С неумолимо съезжающей вправо датой завершения проекта. И клиентом, на два голоса с моим project manager-ом исполняющим арию 'We need to expedite' на мотив 'we need him crucified' из известной оперы Jesus Christ, Superstar. Как мне теперь это развидеть?! :-)

А если серьёзно - да, вполне возможно. И, может быть, оно и к лучшему. Тот самый случай, когда лучше перебдеть, чем недобдеть. Тем более, что никакой давящей необходимости гнать темп любой ценой на самом деле нет. Заодно за дополнительные месяцы сам носитель наработает дополнительную статистику надёжности - что тоже очень важно.

Кстати, глядя на то, как эти сертификации сейчас проходят (и послушав пару "неформальных" рассказов на эту тему изнутри SpaceX), я всё время мысленно пытаюсь наложить эту процедуру на советскую космическую программу. По-моему, если бы SpaceX мог, и применил бы, критерии готовности, по которым принимались решения о первых пилотируемых запусках "Союзов" - первый пилотируемый полёт "Дракона" уже давно бы состоялся. Что не говорит ровно ничего хорошего о тех былых критериях...

вводить повторное использование «по частям»

Закину на НК, что скажут тамошние эксперты)

Re: вводить повторное использование «по частям»

А они сами уже признались, что это такое :)
- это TPS, Thermo-Protection System.
Пробуют разные варианты, поэтому и вид разный.

То есть, моё предположение оказалось неверным, и там все двигатели новые. А тот, который "в полосочку" - это проба варианта TPS.

Re: вводить повторное использование «по частям»

Этот?

11349137_497205827110215_523838749_n

Re: вводить повторное использование «по частям»

Возможно.

Есть мнение, что двигатель внешне отличающийся от других, это новая форсированная версия.
Почти год назад в Спейсэксовском инстаграмчике было фото двигателя "радикально-черного" цвета:

https://www.instagram.com/p/6gYIwJl8ZH/

А они сами уже признались, что это такое :)
- это TPS, Thermo-Protection System.
Пробуют разные варианты, поэтому и вид разный.

Вот ещё какой интересный момент, даже ДВА.
Вчера Маск объяснил причину отмены:
**Elon Musk
‏@elonmusk
@SpaceX There was a tiny glitch in the motion of an upper stage engine actuator. Probably not a flight risk, but still worth investigating.**
https://twitter.com/elonmusk/status/735965207625932801

перевод: **был обнаружен маленький глич (странность) в реакции актюатора двигателя верхней ступени. Вежможно, не представляет угрозы для полёта, но тем не менее стоит расследования**

второй момент: полтора года назад тоже был отложен старт, и тогда Маск написал:
**Elon Musk
‏@elonmusk
Need to investigate the upper stage Z actuator. Was behaving strangely. Next launch attempt on Friday at 5am.**
https://twitter.com/elonmusk/status/552437001291841539

дежавю :))



Edited at 2016-05-27 08:40 am (UTC)

Забавно. Интересно, это тот же глюк, или что-то новое.

Навряд ли тот же.
Это, пожалуй, самая сложная задача - технически - проверить систему TVC перед стартом. Причем именно на второй ступени.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account