Previous Entry Share Next Entry
КИВИАНА
smoliarm
или
НОВОЕ СЛОВО В РАКЕТОСТОЕНИИ


Это Петер Бек (Peter Beck), основатель и CEO компании Rocket Lab. И их новая ракета, "Электрон".
Это не макет, это настоящая ракета, точнее - test article, её подвергали разным испытаниям, и если она успешно пройдёт последний - static fire test -
то именно она будет запущена в первый полёт (тоже тестовый :)
А *новое слово* - это не совсем слово, это символ - веточка кивианы на борту этой ракеты. На следующем снимке её получше видно:


Кивиана - это символ Новой Зеландии, вполне официальный - присутсвует на её гербе.

А на ракете веточка кивианы нарисована потому, что компания Rocket Lab - новозеландская, и ракета сконструирована и построена в Новой Зеландии.
Небольшое замечание в сторону (ворчливое) - компания Rocket Lab представляет пример того, что и в английской вики бывают ошибки: там сказано,
что это американская компания с новозеландской subsidary. На самом деле всё немножко наоборот - это компания изначально новозеландская,
а недавно она открыла свой филиал в Штатах.

Компания Rocket Lab существует уже давно, с начала нулевых, и занимается она изготовлением и запуском т.н. "sounding rockets" -
ракет для стратосферных и суборбитальных пусков. Например, для метеозондов - в островном королевстве, расположенном в отнюдь не тихой части
Тихого Океана - это очень даже востребованный сервис. О чём говорит коллекция их ракет - на первых двух снимках на заднем плане.

А примерно год назад они объявили о своих планах выйти на рынок коммерческих запусков - но уже орбитальных,



Теперь немного о ракете. Rocket Lab начала работать над проектом не год назад, и не два - но, всё-таки, не так давно. Во всяком случае -
в те времена, когда Falcon компании SpaceX уже летал. И это заметно по результату - не мудрствуя лукаво,
Rocket Lab позаимствовала у них - многое :)
В первую очередь - концепцию: свою ракету они сконструировали и изготавливают сами: несущая конструкция, баки, двигатели, критичная электроника -
всё своё. Причём основной конструкторский акцент сделан на простоте, технологичности и надёжности. Рекорды они не ставят, а больше заботятся
об экономичности. По общей архитектуре тоже многое похоже: первая ступень оснащена девятью двигателями, которые организованы в такой же
"octaweb", что и у Falcon-9. И двигатель второй ступени унифицирован с двигателями первой.
Но есть и существенные отличия.
Вся ракета - корпус, баки, обтекатель - сделана из композита. Поэтому пустой "Электрон" весит как Мини-Купер.
Двигатели Электрона - их назвали "Резерфорд" - практически целиком напечатаны на 3D-принтере.
Но это не единственная *изюминка*.
Это керосин-кислородные двигатели с тягой более 1.5 тонн силы - каждый. Ракетные двигатели такого калибра уже требуют турбины для подачи
компонентов топлива; давление в камере сгорания настолько велико, что никакой другой способ подачи не годится. На обычных двигателях эти
турбины работают от того же топлива - либо по принципу "gas generator", либо  "preburner"  (есть ещё "expander", но сейчас это уже редкость).
Так вот, на "Электроне" турбины двигателей - электрические, и запитаны они от литиевых батарей.
И эта деталь делает их совершенно уникальными.


Поскольку тут уже были дискуссии со скептиками литиевых аккумуляторов, специально подчеркну два момента:
Первое: турбины Резерфордов запитаны от литиевых батарей, а не от литиевых аккумуляторов, - есть разница.


И второе: Двигатели уже прошли испытания на полный цикл - и design qualification, и production tests.


А это довольно характерный кадр - Breaking the Ground - все начальники и боссы собрались вместе и копают первую яму
под фундамент будущей пусковой площадки. Кстати, с этой пусковой площадкой Rocket Lab не повезло:
экологи устроили им неприятности, и теперь их космодром (с существенным запозданием) достраивается в другом месте.


И напоследок - наглядный пример - что такое *композит*, и насколько он легче алюминия.


Ну вот, вроде всё.
Осталось нажать "Save Entry"
и ждать очередной порции комментов "Не полетит никогда!" и "Это всё распил государственных средств и обман инвесторов!"
:)



Posts from This Journal by “space international” Tag


  • 1
говно какое то ебаное! ни то что не полетит а ваще не взлетит, сохраните еба

вот и первая ласточка.
и какой содержательный комментарий :)
Непонятно только последнее - "сохраните еба" - что сохранять?
и какого еба?

Поражает воображение, то что 3D печать достигла вменяемых прочностных показателей сопоставимых с традиционной металлообработкой.
Я до последнего в это не верю!

Насколько я знаю, на Мерлинах турбины печатают на 3D уже довольно давно. И SuperDraco тоже - там сам двигатель.

Дело в том, что 3D технологий много, они очень разные, и некоторые позволяют получать результат как раз очень высокими прочностными характеристиками.
Но в ракетных двигателях во главу угла ставится совсем другое.
В камере сгорания, скажем, давление в несколько десятков атмосфер. И это не есть что-то запредельное, отнюдь, прочностные характеристики тут нужны самые обычные. А вот требования к термостойкости, к теплопроводности, а главное - к равномерности этих характеристик - они очень высокие. Именно тут 3D технологии дают очень высокий эффект.

(Deleted comment)
отсуствие газ-генератора и прочего -- существенный бонус.

правда врядли это подойдет пока что для более-менее мощных движков, но для такой мелочи скорее идеально (уж очень любят эти ТНА взрываться).

Полторы тонны тяги - это не такая уж мелочь :)
Для первой ступени - да, а вот для разгонного блока - как раз то, что надо.

"Rocket Lab, like Beck himself, did originate in New Zealand. Only after the Electron program began did it become a U.S. company with a New Zealand subsidiary."

http://www.spaceflightinsider.com/missions/commercial/rocket-lab-electron-rutherford-peter-beck-started-first-place/

О, спасибо. Надо бы подсказать эту ссылку авторам статьи в английской вики.

несть числа долбоебам под луной ...

Да, ты - отличный пример!

Мне нравится этот проект.


Это миф и голливуд, как сранцевый газ и высадка на луну.

А пиндосы все равно на наших моторах в космос летают пока мы им разрешаем. А не разрешим, там будут на батутах прыгать, обамы-обизьяны.
А вы вообще госдолг США видели?

>>А пиндосы все равно на наших моторах в космос летают пока мы им разрешаем.
- а вы-то сами чего на них не летаете? Если дело только в моторах - в чем проблема?
Что касается "пиндосов" - они покупают РД-180 не потому, что те такие уж хорошие, а потому, что роскосмос продаёт их подешёвке.
Звериный оскал капитализма :)

>>А не разрешим, там будут на батутах прыгать, обамы-обизьяны.
- языком вы болтать умеете - про батуты. А больше ничего.

Ты ошибся журналом, усатик.
Про батуты и не разрешание расскажи фрицморгену.

Для среднего давления в камере двигателя 40-50 атм, мощность привода насосов должна быть 20-40 кВт. Традиционная пара газогенератор-турбина для такой мощности будет гораздо легче электродвигателя.

Надо сравнивать суммы:
Вес двигателя с турбиной и вес топлива+окислителя для ее работы
Вес двигателя с электромотором + вес батарей.

Re: Vl jr0 Expand
таки ещё не взлете, ждём-с

Думаю, что более всего важного во второй ступени. Наши малые носители вынуждены снабжать разгонными блоками, они, по крайней мере, трехступенчатые. А это издержки и надежность.

Разгонные блоки есть следствие особенностей вывода на ГСО для высокоширотных космодромов: нужно несколько разнесенных по времени импульсов под разными углами. Вот разгонный блок и обеспечивает несколько включений и выбор вектора тяги каждого импульса. У иностранцев эта задача зачастую возлагается на сам спутник, но для высокоширотных космодромов потребный суммарный импульс слишком велик, западные спутники заточены под западные космодромы близ экватора. К энергетике ракеты разгонные блоки имеют слабое отношение. Данная ракетка даже не замахивается на ГСО, потому ей эти сложности пофиг.

Подумалось: девушка 50 кг держит створку головного обтекателя. Значит груз под ним в 150 кг должен быть плотнее воды, так как девушка под створку еле влезет.

А если смогут больший груз поднять?

Впрочем, надо посмотреть просто, какие размеры на всяких Рокотах.

Спасибо за пост, о ракете этой я ранее слышал, но не знал многих деталей.

Off-top. хотя и не очень...

SpaceX провела огневые испытания ступени ракеты, предназначенной для повторного запуска
http://hitech.classic.newsru.com/article/29jul2016/spacextest

Re: Off-top. хотя и не очень...

Не очень Off-top - я как раз про это пишу :)

upd: в сообщении по ссылке неточность, там сказано
"...По всей видимости, испытания прошла ступень CRS-8..."
- это не так, истытание сделано на *Falcon-9 Stage One № 0024*
Это та, что от майского запуска (May 06, 2016) спутника JCSat-14.

В этом-то и изюминка - испытанию подвергнута самая "поджаристая" ступень, т.е. та, что испытала при вазвращении наибольший термический стресс.


Edited at 2016-07-30 04:30 pm (UTC)

Блин.
"Турбина с приводом от электромотора" - это ж надо такую лапшу на уши повесить?!

Представьте себе - на Западе насос с 40000 rpm называют турбонасосом (turbo-pump) или просто турбиной (turbine). И поскольку в России их делать не умеют (и не скоро научатся), то не стоит вести споры о том как "правильно" по-русски это называть. Принимайте термины от тех, кто эти насосы конструирует и строит.



  • 1
?

Log in

No account? Create an account