Previous Entry Share Next Entry
The Wall Street Journal – о компании SpaceX
smoliarm
Накануне первого после сентябрьской аварии пуска Falcon 9 – WSJ опубликовал большую статью:
«Exclusive Peek at SpaceX Data Shows Loss in 2015, Heavy Expectations for Nascent Internet Service»

В распоряжении аналитиков журнала оказались некоторые документы компании SpaceX, ранее не публиковавшиеся – и на их основе журналисты WSJ проделали свой анализ – финансовой ситуации компании, их планов и перспектив.
Полного перевода или детального разбора статьи я делать не буду – ограничусь рекомендацией прочитать статью – для тех, кто читает по-английски и интересуется темой.
А здесь и сейчас – я скопирую графики из статьи, поскольку это самое главное и самое интересное: в них заключена фактура, которую сами SpaceX публике до сих пор не рассказывали.

Итак, РИСУНОК ПЕРВЫЙ –
Оборот (revenue) SpaceX по 2011-2015 годам и облагаемая налогом прибыль (operating income):



От себя: одно замечание и два комментария к рисунку:
Первое
Огромный убыток по 2015 году, который авторы статьи в тексте называют «a quarter-billion dollar annual loss» – мне представляется совершенно невероятным. А по конкретной цифре – у меня возникает сильное подозрение, что авторы механически взяли $270 M из отчёта НАСА по потере CRS-7 – и просто записали все эти миллионы в убыток SpaceX.
Если это так – то «наше вам с кисточкой» :)
Это потери НАСА. И записать их на SpaceX можно только виртуально. Очень виртуально:
Не может государственное агентство в США «оштрафовать» своего провайдера на такую сумму – без открытого судебного процесса. Других инструментов – нет.
Приблизительная арифметика реальных прямых убытков здесь такая: Запуск Фалькона с Драконом к МКС стоит ~130 млн. Причём – деньги за постройку ракеты и корабля выплачиваются поэтапно и – авансом. То есть, очередной этап НЕ начинается, пока фирма не получит оплату за этот этап. Исключением является уже собственно запуск Дракона, его орбитальное сопровождение фирмой и его возвращение на Землю – эти работы оплачиваются ПО ЗАВЕРШЕНИЮ этапа. Деньги за постройку ракеты и корабля на момент аварии были уже выплачены, и ОТОБРАТЬ их обратно – возможности нет, такие контракты не заключаются. Реальная потеря компании SpaceX от аварии CRS-7 – то, что называют direct loss – это предпусковая подготовка и пусковой сервис. Эти работы были выполнены, но не были оплачены. И они составляют лишь часть от цены всего рейса (не более четверти). Другая часть – проводка на орбите, посадка и final recovery – тоже не были оплачены. Но и работы эти НЕ выполняли: корабли не арендовали, зарплату морякам не выплачивали, и так далее. Так что к прямым потерям это никак не относится.
Расследование причин аварии – да, безусловно, это стоит денег. Но «четверть миллиарда»? – не тот масштаб совершенно. Вчера я обсуждал это с коллегой из Годдарда – он привёл хороший пример: Если бы для расследования причин аварии (длившееся 4 месяца) SpaceX наняли бы ВЕСЬ Goddard Space Flight Center – целиком, со всеми техниками и уборщиками – и платили бы им зарплату четыре месяца – всё равно не набралось бы 200 миллионов.
Короче говоря – крайний правый столбик на этом рисунке следует воспринимать как некую условную абстракцию. Но не реально потерянные деньги. Или, как говорят американцы – take it with a grain of salt.
Второе
Тут уже не замечание, а пояснение для читателей блога – статья всё-таки в WSJ, и ориентирована на подготовленную аудиторию. Итак:
Компания SpaceX НЕ ЯВЛЯЕТСЯ открытым акционерным обществом. И поэтому они НЕ ДОЛЖНЫ распределять часть прибыли в виде дивидендов – акционерам. Поэтому они имеют возможность (в отличие от ОАО) практически все заработанные деньги вернуть в производство – в виде расширения инфраструктуры (строительство космодрома, например), в виде совершенствования технологий/конструкций, и в виде R&D. Поэтому соотношение синих и оранжевых столбиков (крохотные и примерно одинаковые синие при растущих оранжевых) – вовсе не означает низкую прибыльность этого вида бизнеса. Просто почти все заработанные деньги SpaceX возвращает в производство, и они превращаются в «operating expenses» в бухгалтерских отчётах.
А собственно profit margin у них порядка 10%.
Третье
В 2014 году оборот SpaceX превысил один миллиард. Чтобы был понятен масштаб: даже в лучшие времена (2009-2012) годовой оборот коммерческих Протонов (фирма ILS) не первышал 0.9 миллиарда.

СЛЕДУЮЩИЙ РИСУНОК:



Здесь самое интересное – это серые квадратики, «planned launch». Потому что это не оценки планов от аналитиков, журналистов или болельщиков – это сами планы, от самой компании. Это та цель, которую они себе ставят.
И в этом году планка поднята – на 27 пусков.

И ПОСЛЕДНИЙ:



Это ожидаемая раскладка оборота SpaceX по заказчикам на 2016 год – как её планировали в компании в начале прошлого года. Здесь я, пожалуй, подожду с комментариями – и попробую так:
Как по вашему – какие выводы можно сделать из этого рисунка?


Вот и всё на сегодня, пожелаем команде SpaceX удачи на сегодняшнем запуске.
Он запланирован сегодня на 17:54 UTC (20:54 MSK)
Прямая трансляция:

Technical webcast

Hosted webcast

GODSPEED SpaceX!!


Tags:

Posts from This Journal by “spacex” Tag

  • Новая версия Теслы-марсианки

    От Яндекс-навигатора (с обсцентной лексикой)

  • Так где же Тесла?

    Первое сообщение орбитальных параметров Теслы оказалось с ошибкой, и сейчас много недоумений – долетит ли она до Пояса Астероидов, прилетит…

  • Получилось!

    Falcon Heavy – несколько фото и ответы с пресс конференции после пуска Фотограф – Б.Кеннистон Фотограф – Джон Краус…


  • 1
В 2017-м они должны каждый месяц по два запуска делать? А в некоторые и по три?
Размахнулись, однако..

Еще позапрошлогодний план: 24 первых ступени в год производство (Heavy - один за три), два пуска в месяц - темп пусков (поначалу, надо больше, особенно с учетом непреодолимых обстоятельств).

Космодром в Техасе нужен, чтоб откуда-то пускать многоразовики сверх 24 за год.

А кто в курсе про "доступный интернет", в чём смысл этой программы и чем она будет принципиально отличаться существующих способов выхода в сеть?

Будет отличаться меньшей высотой сети спутников - меньшими задержками сигнала, прежде всего. Отсюда большее потребное число спутников.

Компания SpaceX НЕ ЯВЛЯЕТСЯ открытым акционерным обществом. И поэтому они НЕ ДОЛЖНЫ распределять часть прибыли в виде дивидендов – акционерам.

Эта фраза предполагает что открытое акционернорное общество должно распределять часть прибыли в виде дивидендов акционерам. Однако это не так, такого обязательства нет.

>>Эта фраза предполагает что открытое акционернорное общество должно...
- нет, это логика ошибочная.
При ПРАВИЛЬНОМ логическом преобразовании в результате у вас получится *МОЖЕТ* вместо *ДОЛЖНО*.
(лингвистическое выворачивание тезиса наизнанку - не имеет с ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКОЙ ничего общего :)

В этом вся разница:
*** Пока SpaceX не прошли IPO, и их акции НЕ являются предметом биржевых операций - никто НЕ МОЖЕТ вмешаться в финансовую стратегию руководства компании.
*** А вот ПОСЛЕ преобразования компании в ОАО - появляется такая ВОЗМОЖНОСТЬ - совет акционеров-мажоров МОЖЕТ это сделать.


на последнем рисунке интересно присутствие министерства обороны - вроде раньше от них заказов не было? кажется это про них писали что предпочитают даже переплатить но воспользоваться услугами фирмы доказавшей свою надежность серией успешных запусков?

Они получили сертификат ВВС. Вроде даже дважды: на v1 и v1.1.

Пишут много чепухи, смотрите на факты.

"Как по вашему – какие выводы можно сделать из этого рисунка?"

Мой ответ: картинка значит, что NASA там не как заказчик пусков только, как видно, а это значит, что производство SpaceX, в основном, ведется за счет не государственных заказов.

К несравнимости государственных и коммерческих заказов добавляется немалая доля страховки.

А доступ-то к статье платный, как я понял. Так что я пока это почитаю:

https://forum.nasaspaceflight.com/index.php?topic=42034.0


И еще, об убытках в 2015: может там сложены все убытки, включая отложенные коммерческие пуски, любые потери? Ну нельзя же так лажать.

Edited at 2017-01-14 12:12 pm (UTC)

Нет, статья бесплатная, тут вот какой фокус:
наберите эту строку в гугле -
Exclusive Peek at SpaceX Data Shows Loss in 2015
- первой же ссылкой в найденном будет эта статья.
ИЗ ГУГЛА она откроется БЕЗ предложения оформить подписку/регистрацию :)
А по прямому линку - да она хочет подписку :)
Но вроде и там можно обойтись бесплатной регистрацией.

Планы по спутникам у них, конечно, громадные. Интересно, как их считают?

Как я понимаю, считают по геометрическим критериям: над США в видимости любого клиента на дальности не более заданной должен находиться по крайней мере один аппарат. А еще там наземные базовые станции связи, хотя с ними проще.

Поздравим партнеров

Все 10 спутников на орбите. Молодцы.

Edited at 2017-01-14 07:19 pm (UTC)

SpaceX успешно провела первый запуск ракеты Falcon 9 после сентябрьской аварии. Примерно через 10 минут после запуска нижняя ступень ракеты благополучно приземлилась на платформу в Тихом океане.
С чем их поздравляю и радуюсь.

Я чего-то ....


...тормознул, а повторный запуск севшей ступени уже был или только в планах ?

Re: Я чего-то ....

Нет, его ещё не было.
Он был в планах - на прошлую осень, но из-за аварии все планы пошли прахом были скорректированы.
Сейчас повторный запуск планируют на март-апрель (запуск SES-10).

> какие выводы можно сделать из этого рисунка?

1) Налицо несостоятельность аргументов граждан, которые считают что почти все деньги спейсиксы получают от государства (про то, что эти граждане путают дотации с контрактом на выполнение гос. заказа уж не будем)
2) Если по какой-то причине администрация Трампа решит зарубить COTS НАСА, SpaceX наверное сможет удержаться на плаву. Благо не 2012 год на дворе.
3) Доля денег DoD в доходе компании очень скромная. И вряд ли это изменится пока не наберется статистика хотя бы в пару десятков безаварийных пусков.


PS Слегка оффтоп: что там слышно о спасении головного обтекателя F9?

Edited at 2017-01-17 08:10 pm (UTC)

=соотношение синих и оранжевых столбиков (крохотные и примерно одинаковые синие при растущих оранжевых) – вовсе не означает низкую прибыльность этого вида бизнеса. Просто почти все заработанные деньги SpaceX возвращает в производство, и они превращаются в «operating expenses» в бухгалтерских отчётах.=

Насколько я помню бухучет, это невозможно. Куда заработанные деньги не направляй, прибыль в отчете всё равно зафиксируется.

А вы какой бухучёт помните - российский или американский?

Здесь речь идёт об "operating income" - гляньте его определение.
Там прямо перечислено - что МОЖНО из него исключить.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account