Previous Entry Share Next Entry
Запуск номер СТО
smoliarm

или

Лекция по анатомии драконов

(после лекции – танцы)

Снимок сделан сегодня утром на пусковом комплексе SLC-39A в KSC – заснят процесс установки на стартовый стол ракеты Falcon 9 с кораблём Dragon – для рейса CRS-11 на МКС. Пуск будет сегодня, по Москве – поздно ночью. И он примечателен двумя деталями:

Это сотый орбитальный запуск с SLC-39A, до этого оттуда ушли на орбиту 12 ракет Saturn V (в том числе и тот, что запустил Аполло-11), 82 Шаттла (в том числе и самый первый) и – 5 Фалконов. Этот – шестой и сотый, юбилейный.

Кроме того, это первый пуск повторного Дракона – один раз он уже летал на орбиту (рейс CRS-4).

Поскольку в рунете (опять :) масса кривотолков насчёт этой повторности, то стоит рассказать конкретно – что именно в Драконе многоразовое, а что нет.

Но начну я, пожалуй, не с технической стороны, а с юридической. Дело в том, что контракт CRS – он не только не предусматривал повторное использование – в нем прямо и неоднократно было сформулировано, что всё hardware (и ракета, и корабль) будет новое. Возможность использования провайдером  не-нового («многоразового») оборудования (в любой части) – была непосредственно исключена текстом контракта. Таким образом, только этот факт – полёт повторного Дракона ДО истечения действия основного контракта (12 полётов) свидетельствует, что к тексту контракта принят существенный аммендмент. Это очень непростая процедура – и юридически, и, главное, бюрократически. Для успеха такого мероприятия необходимо убедить администрацию НАСА в том, что Дракон – он и вправду многоразовый. Это можно сделать только с фактами в руках, только с результатами реальных испытаний реальных систем, словами этих бюрократов – не уговорить. (Да и с цифрами – это тоже очень непросто.) В общем – это результат огромной работы, которую проделала команда SpaceX.

Теперь технические детали – для мальчишек, которые любят разглядывать чертежи и разбирать страшные технические термины (а для девочек, как я обещал, в конце будут танцы).

На рисунке ниже Дракон показан в орбитальной конфигурации: уже сброшены носовой обтекатель и два обтекателя солнечных панелей, и сами панели – уже раскрыты. Кстати, во второй версии Дракона сбрасываемых обтекателей уже не будет. Слева на рисунке показаны две основные части Дракона – возвращаемая капсула Дракона (Dragon capsule) и орбитальная часть, которая  (вполне официально) называется trunk. Слово trunk в общем смысле означает «ящик», «сундук», а в автомобилях trunk – это багажник. И в Драконе – это тоже багажник, довольно-таки пустй, пока туду не помещён груз.


Уже не раз я видел, что в рунете этот багажник называют «двигательным отсеком» – это ошибка, никаких двигателей там и в помине нет. Все двигатели Дракона, а их 18 штук (на рисунке видны девять, один из них помечен «
Draco Thrusters») – они расположены на возвращаемой капсуле.

Так что же есть в этом багажнике?

Во-первых, как видно из рисунка, там расположены солнечные батареи. Они подают питание в капсулу через специальный канал, помеченный на рисунке как «Umbilicals» (буквальное значение – «разрываемый канал» или «разрываемый трубопровод»). Все соединения в нем раскрываются перед сбросом багажника. Но в Umbilicals не только линии питания, там ещё проходит стандартная цифровая шина – по ней передаются команды на актюаторы солнечных панелей. Ещё по этой же шине проходит связь компьютера Дракона с верхней ступенью Фалькона и – с фермой багажника. Ферма эта на рисунке не видна, она внутри, но тем не менее она вполне электрифицирована. Она передаёт питание на багаж, который требует питания в полёте, и – в этом случае – передает телеметрию с груза компьютеру Дракона. И ещё хитрая функция фермы: груз на ней крепится электро-механическими замками, и по ферме (через Umbilicals) передаётся команда компьютера на раскрытие замков – когда Canadarm захватил груз.

Сколько стоит багажник Дракона по сравнению с Драконом? – никакой прямой информации об этом нет, что естественно. Я слышал оценки от 10 до 20 %, что в первом приближении не так уж важно, ясно, что львиная доля по цене приходится на возвращаемую капсулу.

Теперь несколько деталей по капсуле:

CBM (Common Berthing Mechanism) – единый швартовочный механизм. Он является стандартным во всех блоках американского сегмента МКС.

GF (Grapple Fixture) – это, в общем-то, ручка (как у чемодана), и за неё Canadarm хватает Дракон при швартовке к станции. Эта ручка на ходится на внутренней стороне раскрывающейся дверцы. Когда эта дверца открыта (как на рисунке), Дракон становится зрячим – в этом же отсеке расположены все драконьи глаза: лазерный дальномер и имиджер, оптические и инфракрасные камеры.

Кстати, а кто-нибудь знает – где у Дракона «уши и язык»? :)

Все, наверное, помнят, что из Союзов и Прогрессов торчат во все стороны разнообразные антенны. А у Дракона – ничего такого не видно. Так вот, где у Драконов спрятаны антенны и почему их не надо раскрывать – кто-то знает?

HS (Ablative Heat Shield) – это тепловой щит, мозаика из PICA-X (Phenolic Impregnated Carbon Ablator), собранная на форме из углепластика. Он специально сконструирован так, чтобы его лего было снять и отремонтировать, или – вовсе заменить.

И напоследок несколько впросов и ответов с предполётной конференции.

Вопрос про конкретно этот Дракон – что в нем осталось старое, а что потребовалось заменить?

Ответ: Потребовалось заменить очень немногое. Новые литиевые батареи. В том полёте при приводнении в батарейный отсек проникла морская вода, поэтому весь блок батарей заменили целиком. Новый тепловой щит. Остальное – двигатели, топливная система, авионика – всё старое.

Вопрос – а что дальше? В смысле, дальше будут летать только повторные Драконы?

Ответ: ещё один новый Дракон сейчас строится, и он точно будет использован. Про остальные рейсы – возможно что они будут на повторных Драконах, но не обязательно – решение ещё не принято.

Моё примечание: К изначальному контракту CRS на 12 полётов было добавлено несколько опционов в общей сложности на ещё 8 полётов. Так что в рамках первого CRS у SpaceX будет двадцать рейсов. И я так думаю, что решение, которое ещё не принято – оно во многом зависит от результатов этого рейса и состояния вернувшегося повторного Дракона.

Вопрос: А возможно повторное использование бустера Falcon на рейсах CRS?

Ответ (от представителя НАСА): Мы сейчас прорабатываем такой вариант.

***********************************************************
Вот и всё, осталось пожелать команде SpaceX удачи.
Go SpaceX !
***********************************************************

Ну а теперь – танцы:

Roland Dyens, «Tango en skai» («Ностальгическое танго», специально для нежных дам)

Гитара – Julia Lange

=====================================
Update: SCRUB for today by weather.
Запуск отложен из-за погоды, гроза напортила - слишком близко...
Следующая попытка будет через два дня, 3-го июня.
=====================================
Update от 4 июня, 0:20
Успешный пуск Дракона, успешная посадка первой ступени на LZ-1 - БРАВО SpaceX!!

А вот для команды Дракона - у них сейчас самый сенокос :)
УДАЧИ!!



Этот же пост на Дриме http://smoliarm.dreamwidth.org/308839.html
Tags:

  • 1
A почему компании, как партизаны, скрывают стоимость всего этого дела? В чем причина?

А это всегда так :)
Компании НЕ рассказывают о таких вещах публично - это правило, а не исключение.
Поскольку если вы занете "стоимость всего этого дела", да плюс торговая цена их продукта известна - так вы точно знаете велисину их чистой прибыли. А это не раскрывают.
Почему? - По той же причине, что и в преферансе карты никому не показывают (кроме предусмотренных правилами исключений). Потому что это такая игра, где могут быть партнёры, но в конечном счёте - каждый играет за себя.

Как минимум еще одна примечательная деталь - дизайн башни в неповторимом стиле Bonanno Pisano

:))
Но косая башня на снимке SLC-39A - это не дизайн, а оптический эффект широкоугольного объектива.

(Deleted comment)
>>Авионику частично они все же поменяли (судя по ответу из вчерашней пресс-конференции).
- если вы имеете в виду этот прессер -
https://www.youtube.com/watch?v=UZRf6yxzjbQ
то я там этого не услышал.
И в статье Вильяма -
https://www.nasaspaceflight.com/2017/06/spacex-falcon-9-crs-11-dragon-iss-100th-39a/
про частичную замену авионики я ничего не нашёл.

Я слышал про авионику вот что:
С осени 2014 (когда летал CRS-4) они сделали несколько апгрейдов софта. Что относится и к полётному компьютеру, и к процессорам авионики. Так что - возможно (my guess) - что была замена соответствующих чипов (блоков) ROM. Но это, имхо, никак не refurbishment (замена изношенных компонентов), это типичный апгрейд софта.

Перенесли из-за погоды на 3 июня

>где у Драконов спрятаны антенны и почему их не надо раскрывать – кто-то знает?

Предположу, что антенны у него сделаны в виде ФАР (фазированная антенная решетка), и эти ФАР спрятаны в лючках из радиопрозрачного материала заподлицо с наружной поверхностью.
ЧастОты позволяют сделать их компактными. А преимущество ФАР (кроме того, что она плоская) ещё и в том, что для изменения диаграммы направленности её не нужно крутить механически - только управлять сдвигом фазы сигналов, подаваемых на элементы.

Как всегда - очень ....


..интересно. Немного не по теме, не могли бы Вы прокомментировать вчерашнюю выкатку 600 тонного уродца - Стратолонча. Самолет есть, что с него собираются запускать - совершенно непонятно, вообще пахнет авантюризЬмом полным.

Насколько вообще эффективна сама идея применения воздушного запуска - и все ради 10 километров высоты ? Притом,что ракета после отделения даст просадку и ее еще надо развернуть вертикально !
Помнится, такую схему жестко критиковали.
( ...хотя и Маска критиковали ....).

Re: Как всегда - очень ....

Эффективна, крайне. Это точно могу сказать. Нормальная ракета начинает полноценный взлет где то с 11 км высоты. До этого, увысь. А 600 секунд работы двигателя ракетного - это тонны и тонны топлива.

Ну и да, все стратолаунчеры, красотой не отличаются. Так что уж, не стоит называть его уродцем )))

Отлично! Я бы еще добавил о составе груза, там тоже много интересного. Одни гибкие солнечные панели чего стоят, самораскрывающиеся) ну и мышенавты очередные)))

Картинка супер, утащу в обмен на три таких)))







что за гибкие панели, я упустил

> Но начну я, пожалуй, не с технической стороны, а с юридидической.

:))
спасибо, исправил.

Вы ничего не пишете про Stratolaunch. Потому что этот проект Вам не так интересен как SpaceX или Вы писали, а я пропустил?

Да, я про них ничего не писал.
Почему?
Ну, главным образом потому, что довольно долго от них "не было ни слуху, ни духу" :)
ЕМНИП, последний раз о них писали в новостях года полтора-два назад, когда они купили старый Боинг и сказали, что будут строить из него вот такое чудо.

>>...этот проект Вам не так интересен как SpaceX
- я бы так не сказал.
Во-первых, у меня не хватает времени писать про ВСЁ, что мне представляется интересным.
Во-вторых - и это важнее - есть вещи мне интересные, но они слишком ЗА пределами моей области. Мне там нечего сказать *от себя*, а копипастить чужие статьи - вот это мне уже не интересно.

Что касается Стратолонч -
Первое - критиковать новое (действительно НОВОЕ) очень просто. Новая идея - всегда *уродец*.
И даже специалисту трудно разобраться и верно оценить - что в этой критике реальный "киллер идеи", а что - просто технический challenge, интересная задача, которую можно и нужно решить.

Хороший пример здесь - года четыре назад, когда кузнечик только делал первые полёты, на НСФ разгорелся спор о возможности посадки ступени на морскую платформу. Идею категорически заклевали НАСМЕРТЬ, причём - во многих случаях очень грамотно и разумно. И со стороны экономики, и с чисто технической стороны. Но как мы видим теперь - именно эта идея и была успешно реализована. Но это НЕ значит, что критики были неправы - всё, что они тогда говорили - оно по-прежнему верно.
Просто драйвером этой идеи оказалась не техника, и не экономика, а юридические запреты.
Для SpaceX оказалось совершенно невозможным получить разрешение на посадку экспериментальной ракеты - даже на территории базы ВВС. Потому что уже в трёх милях от этого места - детишки играют в песочек и бегают девочки в бикини. А в раиусе ОДНОЙ мили от предполагаемой посадочной площадки - куча дорогущих военных инсталяций с ярлыками "важный элемент национальной безопасности". Сколько б ни летал этот Кузнечик где-то там в Техасе, но здесь, во Флориде - сажать ракету в 30 тонн - из космоса - с тоннами оставшегося топлива - НЕ РАЗРЕШАТ ни за что -
Пока не будут представлены УБЕДИТЕЛЬНЫЕ факты, что авторы идеи действительно могут попасть своей ракетой в пятачок 100х100 метров.
Предусмотреть такой поворот дела было бы трудно и инженеру, и экономисту :)

Со Стратолонч то же самое: предугадать, как он будет развиваться и что получится - нельзя.
У идеи есть реальные плюсы, я кратко суммировал в комменте
http://smoliarm.livejournal.com/341908.html?thread=8258452#t8258452

А минусы? - для меня самый большой минус - это то, что Маск в своё время от участия в Стратолонч отказался :)
Но это не значит, что у них ничего не получится.
И тем более это не значит, что опыт и знания, что они получат, будут вовсе бесполезны.

".....Так что в рамках первого CRS у SpaceX будет двадцать рейсов. ....."

Вопрос: А возможно повторное использование бустера Falcon на рейсах CRS?
Ответ (от представителя НАСА): Мы сейчас прорабатываем такой вариант."

И кто то будет после этого рассказывать за прибыльный ракетный бизнес в США!

Перестаньте засорять мой журнал глупыми комментами - устроить базар здесь у вас не получится.
Свой уровень "знаний" вы наглядно показали в прошлом посте; копипастить чепуху из русской вики может любой дурак. А вот своих знаний - вы не показали ни капельки, как я ни старался их выудить :)

Короче - или вы перестаёте мусорить чепухой у меня, или это прекращу я.
Выбор за вами.

Про повторное использование

Когда-то натыкался на статью про Союзы, где говорилось о повторном использовании оборудования с вернувшихся кораблей при строительстве новых.
Отмечалось, что на таких кораблях летали американцы и повторное использование согласовывали с НАСА. Так что такой подход имеет место быть.

Re: Про повторное использование

Ну, это ОЧЕНЬ большая натяжка.
Использовать повторно отдельные элементы и назвать это "таким подходом" - это уже попадает в моё определение демагогии.

Umbilicals отлично переводится как «пуповины». Нагляднее и ближе как-то.

Ох, опередили. Только я бы написал пуповина в ед. числе, там внутри и так много чего проходит.
И вместо "разрываемый" использовал бы общепринятый термин "разрывной".

Имхо главная особенность осуществленного пуска - то, что впервые в своей истории SpaceX удалось дважды подряд запуститься примерно через 2 недели. До того неоднократно бывало, что следующий пуск был через 2 недели после предыдущего - но никогда им не удавалось удержаться в этом темпе, обязательно откатывались. И вот, впервые, - получилось!

Следующий пуск тоже примерно через две недели запланирован, кстати.

Да, это верно.
Но тут следует иметь в виду, что каденции по две недели между пусками с одной площадки навряд ли будут длинными - слишком много тут таких факторов, которые вне контроля SpaceX.
Совсем недавний пример - NROL-76, который был запущен 1 мая, хотя в расписании он был изначально на 15 апреля. Прямых заявлений о причине двухнедельной задержки нет, спутник военный. Но по всем косвенным признакам - задержка была со стороны спутника, а не со стороны ракеты. И подобные задержки будут и в будущем - неизбежно.
Причём - задержка с текущим спутником (на такой срок, как 2 недели) неизбежно сдвигает ВСЕХ только вправо. Потому что следующий по очереди спутник - его готовят к ЕГО дате, и сдвинуть это вперёд на две недели - невозможно.

Поэтому общий уровень пусков по два в месяц (20-24 за год) возможен только с нескольких пусковых площадок и при условии, что есть по крайней мере две пусковые команды - полностью укомплектованные специалистами.

а мне понравилось про 40 мышей, причем 20 вернут обратно :)

Судя по всему, NROL-76 пускали не просто так, а для того чтоб оценить риски запуска X-37B: forum.nasaspaceflight.com/index.php?topic=43088

Тут ещё и согласовали заказ так, что ушли вперёд кучи заказчиков напрямик на август. Интересно, значит ли это, что для этого used booster решили использовать?

Да ещё и заодно это явно очень плохая новость для ULA.

Спасибо, я как раз разбираюсь с этой новостью.
Новость неожиданная - мягко говоря. It's a huge step up for the company.

>>NROL-76 пускали не просто так, а для того чтоб оценить риски запуска X-37B
- несогласен совершенно, даже так - несогласен дважды :)
NROL-76 запускали "не просто так", а потому, что он нужен для NRO :)
Для "оценки рисков" запуска своих спутников ракетами SpaceX - USAF не нужно ВОВСЕ что-либо запускать:
USAF осуществляет свою собственную сертификацию по Falcon 9, а потому они имеют от SpaceX абсолютно всю информацию (какую захотят) со ВСЕХ пусков Фальконов. Всех - КРОМЕ пусков NROL - это другой департамент, они могут обмениваться информацией, а могут и наоборот :)
Не стоит полагать, что раз NRO и USAF - военные, то они тесно друг с другом сотрудничают. Это не так.

>>Тут ещё и согласовали заказ так, что ушли вперёд кучи заказчиков напрямик на август.
- откуда вы это взяли? В смысле - "ушли вперёд" :)
Если вы решили, что заказ сделан НЕДАВНО - только лишь потому, что мы с вами (т.е., посторонняя публика) узнали об этом сегодня из выступления Sec. Wilson в Сенате - вы ОЧЕНЬ ошибаетесь.
Заказ мог быть сделан как только Falcon 9 получил первичную сертификацию от USAF, т.е. года два назад.
Эти контракты могут оформляться с waver'ом на условие публикации в открытой печати.

>>Интересно, значит ли это, что для этого used booster решили использовать?
- Нет, не значит.
Такое неожиданное появление нового пуска в манифесте SpaceX говорит о том, что а) этот пуск имеет высокий приоритет; б) он сопряжён с высоким уровнем секретности. Никаких других выводов тут делать не стоит.

  • 1
?

Log in