smoliarm (smoliarm) wrote,
smoliarm
smoliarm

Взрыв ракеты Antares:



Вчера на космодроме Wallops Island произошла авария частной ракеты Antares с автоматическим грузовым кораблём Cygnus.
Cygnus должен был доставить партию грузов на МКС (более 2-х тонн). Это был пятый полет Антареса, и четвёртый - Сигнуса.
Поскольку в рунете - как водится - уже появилась масса "горячих новостей" на эту тему, вплоть до "кошмарным взрывом уничтожен космодром НАСА" - полезно будет рассказать, что же там на самом деле произошло.

Для тех, кто читает по-английски, не боится специальной терминологии и хочет всё из первых рук -
Статья Вильяма Грэма и Криса Бергена и обсуждение на форуме nasaspaceflight.com (это live-coverage, соответственно, первые ~150 постов там - это подготовка к старту, фейерверк начинается с Reply #148 ...)

Итак - предполётная подговка и стартовый отсчёт прошли штатно (вроде бы), отрыв от стартового стола состоялся с задержкой на 2.2 секунды, примерно на десятой секунде полёта заметно изменился режим работы одного из двух главных двигателей (он почти "заглох"). Ещё через секунду в районе двигателей наблюдался заметный выхлоп (небольжой взрыв?). После этого ракета стала терять вертикальную ориентацию. Когда угол курсового отклонения превысил максимально допустимый, Range Safety включила систему самоликвидации ракеты (FTS).
FTS сконструирована так, чтобы не допустить перемешивания компонентов горючего и исключить детонацию - во всяком случае - большого масштаба. То есть, вместо фугасного взрыва - устроить большой фейерверк. Что, в общем-то, и получилось.


И получилось вполне как надо - жертв и потрадавших нет, ремонт на стартовом столе, конечно, нужен, но и серьёзных разрушений тоже нет.
Теперь немного о ракете:
Antares - это изделие частной американской фирмы Orbital Science Corporation, и представляет собой результат международной кооперации (я бы сказал - очень международной): двигатели первой ступени - СССР (те самые НК-33 - ещё 70-х годов), сама первая ступень - Украинский Южмаш; вторая ступень - американская фирма ATK; авионика японская, главный компьютер Малазия и много ещё другого. Так много, что некоторые сетевые специалисты уже составили такой "список" принадлежности - мол, это ракета вовсе не американская, американского там кот наплакал, а на самом деле это продукт  России, Украины, Нидерландов, Германии, Англии, Малазии и Австралии. И делают из этого далеко идущие выводы... Так вот, увидете такие выводы - пошлите их ещё подальше :)
Если на таком уровне составлять список - акционеры всех суб-контракторов - там стран шестьдесят будет, не меньше.

А если серьёзно, то это довольно печальное событие - оно добавит проблем в работе МКС (которых там по нынешним временам и так хватает). И ещё - проект Антарес весьма важен для Южмаша и в целом для Украинского космопрома. Да, проект относительно небольшой, но представляет собой естественный (и весьма эффективный) мостик - от дышащих на ладан советских "Зенитов" и "Днепров" - в современную космическую индустрию. Теперь он неизбежно затормозится.

И напоследок забавная деталь из жизни насекомых. Точнее, из заголовков Раша Тудэй:
Раньше, когда Антаресы взлетали успешно, РТ называла их "Российско-Американской ракетой" (хотя, повторю - российского - там нет ни крошки, все НК-33 изготовлены в 71072 годах).
Вчера же РТ сообщила читателям о взрыве украино-американской ракеты...





Tags: miscellaneous
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments