?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Кто и откуда обстрелял школу № 63 в Донецке?
smoliarm
Или почему такой шум поднялся вокруг отчёта SMM OSCE

По рисунку: Красные линии исходят из точки, где расположена школа №63, средняя линия указывает на северо-запад, две другие дают границы ± 22.5° Синим показаны позиции ВСУ, темно-красным показаны известные позиции боевиков ДНР. Дальнейшие пояснения ниже в тексте.

Но сначала – по отчёту SMM. (полный текст документа на английском).
Поскольку этот документ уже вызвал скандал (мягко говоря) и вокруг него накрутили массу лжи про-российские СМИ и блоггеры, а УНИАН дал полный перевод только на украинский – то я первым делом дам свой перевод на русский. Перевод смысловой, не дословный, но юридически точный. Для удобства ссылок я нумерую параграфы по порядку в оригинале. Названия организаций я даю только аббревиатурами. (SMM – Special Monitoring Mission; JCCC – Joint Centre for Control and Co-ordination). Мои пояснения внутри перевода набраны италиком.

§1
5-го ноября в 18:02 Украинский военный представитель из JCCC в Дебальцово информировал SMM об обстреле и жертвах на улице Степаненко, в трёх километрах к северо-западу от центра Донецка. 6-го и 7-го ноября SMM посетила место инцидента, где были обнаружены десять воронок. Близкий обстрел вынудил SMM покинуть район.

§2
6-го ноября в 8:25 SMM прибыла в школу №63 по ул. Степаненко, Донецк, примерно в трёх километрах к северо-западу от центра города. SMM осмотрела футбольное поле с восточной стороны школы, огороженную забором из стальной сетки; осколочные повреждения поля, ограды и футбольных ворот; также был осмотрен кратер от снаряда на северном краю поля в одном метре от ограды. Диаметр кратера – один метр.

§3
SMM осмотрела человеческие останки разбросанные по полю, включая: фрагменты костей, кровь и внутренние органы. Также, была видна одежда с пятнами крови и повреждениями, по-видимому – от шрапнели.

§4
SMM также отметила другой кратер – на игровой площадке, рядом с восточной стеной. Доступа в само школьное здание не было, так как она была закрыта.

§5
SMM разговаривала с многими людьми в этом районе, они рассказали, что в предыдущий день двое детей были убиты артеллирийским снарядом; и четверо детей и взрослый были серьёзно ранены. Они сказали, что больше ничего о пострадавших не знают (см. прим. 1).

§6
Один из опрошенных SMM рассказал, что он проводил ремонт в школьном здании в то время, когда случился обстрел. Он сказал, это произошло в 15:30, и он насчитал восемь взрывов. По его словам, первые два произошли быстро один за другим. Остальные шесть случились в течение пяти минут после первых.

§7
Люди, живущие рядом, рассказали SMM, что было ещё несколько пострадавших в этом районе. Представители SMM видели женщину, выходившую из дома 14а ул. Степаненко, со шрапнельными ранами на ногах. Она сказала, что её отвозили в госпиталь. SMM осмотрела сильные повреждения здания и окон. SMM также осмотрела три воронки рядом с этим зданием (имеется в виду д.14а, ул.Степаненко).

§8
SMM осмотрела три другие воронки неподалёку, на Миргородской ул. SMM осмотрела повреждения нескольких домов рядом с этими кратерами.

§9
SMM осмотрела две другие воронки – на улице Шверника. Жители указали, что несколько местных тоже получили ранения, однако никто не захотел дать имена (см. прим. 1). Поэтому идентифицировать (пострадавших) или локализовать (инциденты) не удалось.

§10
Все воронки, обследованные SMM, были около 1 метра в диаметре и разной глубины. Анализ SMM показывает, что по крайней мере четыре воронки были сделаны 120 мм миномётными минами, а две другие были результатом 122 мм артиллерийских снарядов (см. прим. 2). SMM сделала вывод, что все они были выстрелены с позиции к северо-западу от футбольной площадки и обстрел проводился с большим углом стрельбы (см. прим. 3).

§11
В 09:25 артиллерийский обстрел вынудил SMM покинуть этот район. Сотрудники SMM слышали громкие взрывы примерно в двух км к юго-западу.

§12
Сотрудники SMM затем посетили Донецкий травматический госпиталь для получеия дополнительной информации о пострадавших. Один из врачей рассказал, что пятого ноября три мальчика (возраст 11, 16 и 17 лет) и один мужчина (21 год) были доставлены в госпиталь с серьёзными ранениями. Врач описал тяжесть ранений этих пациентов, включавших множественные ранения ног, некоторые с переломами (см. прим. 4), ранения грудной клетки и репродуктивных органов. Взрослому мужчине была оказана медицинская помощи и он был выписан. Врач не мог подтвердить, что полученные ранения представляют угрозу жизни пациентов, однако он отметил, что раны были очень сильно загрязнены почвой и посторонними предметами. Он не мог назвать имена погибших и указал только, что останки были забраны в морг Калининского Госпиталя в Донецке.

§13
По словам врача, раненые были доставлены в госпиталь между 16:10 и 16:20 пятого ноября. Это подтверждает хронологию обстрела, данную местными жителями.

§14
SMM не имеет на данный момент информации о реакции JCCC на этот инцидент.

Примечание 1: Это две очень нехорошие детали. Уже не раз приходилось слышать о запугивании местных жителей террористами ДНР насчет общения с иностранными корреспондентами и т.п. Но одно дело – слова корреспондента (даже Рейтерс или ВВС), перед судом это частное лицо. Другое дело – сотрудник СММ – это служащий Европарламента, его слово это веская улика (high ranking evidence) в строгом юридическом смысле. Так что тут мы видим по крайней мере два свидетельства того, что местные жители боятся общаться с наблюдателями СММ. Значит, их запугивают. Кто именно? Думаю, что прокурор сделает вполне определённый вывод. Кроме того, я уверен, что мнение пророссийских блоггеров на этот счет его не смутит, и даже не озаботит :)

Примечание 2: Поскольку анализ проводился по воронке, ясно, что прямое измерение калибра невозможно. Поэтому нет никаких сомнений, что этот вывод основан на концевике снаряда (втулка + взрыватель), извлечённом из воронки. Так что мне ясно, что упомянутые два "122mm artillery rounds" – это наверняка снаряды Ноны.
https://ru.wikipedia.org/wiki/2%D0%9123

Примечание 3: Большой угол стрельбы ("high angle fire") – это не расплывчатая характеристика, а строгий баллистический термин, вот его определение из глоссария артиллерийского справочника Hopkins:
High angle fire: "artillery trajectory wherein the shell travels higher than its distance down range".
("артиллерийская траектория у которой высота превышает дистанцию") Для тех, кто не учил физику в школе – это условие выполняется только при угле возвышения ствола больше 75°.

Примечание 4: Использовано слово "fracture" (трещина). По-моему, в английской травматологии все, что без смещения - это fracture, но тут я не уверен, не медик.

И последнее замечание общего порядка – я хорошо знаком с методами работы ОБСЕ – не понаслышке. Мне приходилось сотрудничать с ними, как эксперту-химику – они занимаются не только войнами, но и экологией. Так что их Standard Operating Procedures – я не только видел, но мне приходилось по ним работать (не могу сказать, что это приятные воспоминания). Так вот – я совершенно уверен, что за этим пресс-релизом в одну страничку – стоит подробный отчёт в 150-200 страниц с 3-4 дисками фото и видео приложений. И это НЕ пустая «писанина», каждое слово в этом релизе – золотое. В том смысле, что каждое слово представимо в суде как УЛИКА, и каждую такую улику – они могут в суде ДОКАЗАТЬ.

Теперь – на основе этого доклада мои аргументы на тему «Кто и откуда стрелял?»

1. ДИСТАНЦИЯ СТРЕЛЬБЫ
По условию "high angle fire" – отпадают любые обычные пушки и гаубицы, включая и танковые (ствол на 75° не поднимется:). Остаются только 120 мм миномет обычный, миномёт Нона М1 и Нона на танковом шасси. Дальность стрельбы с таким углом возвышения существенно меньше, чем предельная дальность миномета из общей таблицы ТТХ. Для всех перечисленных систем она не превышает 3500 м. Всем, кто хочет с этим поспорить – милости прошу с баллистическими таблицами и конкретными расчётами. Без этого – возражения будут рассматриваться как пустая болтовня, авторы будут посланы к едрене фене в Шервуд.

2. НАПРАВЛЕНИЕ СТРЕЛЬБЫ
– Указано в отчете приблизительно – северо-запад. Справочник Hopkins отмечает, что при "high angle fire" – только по разлёту осколков или форме воронки – невозможно недёжно определить направление полёта снаряда. Поскольку именно это сейчас все и пытаются сделать по разным фотографиям – надо объяснить, почему это занятие пустое.
Chart01
На этом рисунке нам нужны только три угла, помеченные красными стрелками: θс, ξ1 и ξ2.
Если угол встречи снаряда с землёй θс стремится к 90° (а это и есть "high angle fire") – то угол ξ1 стремится к нулю, а угол ξ2 стремится к 180°. Хуже того, в этом случае существенную роль начинает играть неоднородность грунта в месте попадания снаряда – она совершенно искажает кртину разлёта осколков. Неоднородность грунта в данном конкретном месте ГАРАНТИРОВАНА – на таких спортплощадках под тартановое покрытие обязательно делается гравийно-песчаная подложка, за пределами ограды её нет. Снаряд угодил в КРАЙ площадки.

Как же эксперты СММ определили северо-запад?
Как самый простой и надёжный полевой способ определения направления - Hopkins называет «Метод Трёх Реек» (не сомневаюсь, что и в советских книгах по теме этот метод тоже описан, но как он называется там – ищите сами :)
Две рейки укладываются на воронку так, чтобы их пересечение указывало на геометрический центр воронки, по возможности точно. Затем из воронки аккуратно (чтобы не сдвинуть рейки) удаляют рыхлую землю и находят концевик снаряда («взрыватель») – там, куда его «впечатало» взрывом. На него устанавливают третью рейку и опирают её о перекрестье первых двух. Всё – эта третья рейка указывает направление, откуда прилетел снаряд.
Я не могу, конечно, с полной уверенностью утверждать, что эксперты СММ использовали именно этот метод :) Но я могу уверенно утверждать следующее:
1. Если они опубликовали вывод – они самым строгим образом задокументировали, сфотографировали и т.д. – все свои наблюдения и построения.
2. Если они опубликовали вывод – они могут доказать его в суде.
По-другому – они не работают.

Ну, а теперь – карты в руки :)

3. КАРТЫ:
Вот нанесённые на карту направления и дистанции. Лучи исходят из школы №63, средний имеет направление на северо-запад, два другие дают границы ± 22.5°.
MyMap01F2


Для тех, кто предпочитает спутниковые снимки – вот вам то же самое на французском снимке от Гугла :)
MyMap02F

Синим цветом отмечены позиции ВСУ: А – арт-позиции в районе старых коровников, Пески; В – блок-пост ВСУ на Красноармейском шоссе.

Жёлтым цветом отмечены известные позиции боевиков ДНР, причём далеко не все – после боёв в августе и сентябре развалины завода ЖБК и шахты Октябрьский Рудник – да вообще весь прилегающий район – террористы превратили в укрепрайон типа линии Мажено. Так что это список неполный, я брал только те объекты, которые фигурируют в сводках SMM или в докетах ICC.
Итак:
A – Блок-пост *AZS* и арт-позиция *Volvo* – Здесь и далее в звездочках (*) я указываю названия опорных пунктов террористов в точности так, как они фигурируют в сводках SMM или в докетах ICC.  В скобках мои пояснения.
B – Укреплённый район *Nadezhda* (фортификация видна даже на гугле :)
C – Терриконы шахты "Октябрьский рудник"
D – Шахта "Октябрьский рудник"
E – *Donspets-stroy* (завод железобетонных конструкций)
F – Укрепления на стадионе "Дельфин"
G – Арт-позиция *Kashtan*
И всё это под контролем террористов. И буквально нашпиговано - и гаубицами, и полковыми миномётами, и Нонами.

4. ВЫВОДЫ:
Как и в прошлые разы, обстрел жилого района произведён с территории, контролируемой террористами.
Кем? – решайте сами.
А моё мнение – в этот раз они учли прошлые проколы. В обстрелах первого и второго октября оказалось возможным определить направление стрельбы достаточно точно, чтобы показать, что стреляли из тылов ДНР, и что на десятки километров там и близко нет артиллерии ВСУ. И хотя про-российские СМИ могут отмыть добела любого кобеля и оболгать всё что угодно – но появились тревожные признаки того, что на европейских экспертов эта болтовня впечатления не производит, своим расчетам и построениям они верят больше. Поэтому в этот раз террористы выбрали позиции так, чтобы направление стрельбы (если определят) указывало на позиции ВСУ.
Но провести ОБСЕ опять не удалось – они оперативно выслали на место своих экспертов-баллистиков.

И напрследок несколько замечаний по моему предыдущему посту на эту же тему, точнее по комментариям:
Первое – ответ на вопрос «А почему тогда СММ не сказало прямо – кто стрелял?»
В двух словах – потому что это не их дело.
Наблюдатели СММ – это нейтральные наблюдатели, и они только сообщают то, что они отнаблюдали. Любые выводы – это не их дело, и более того, им это прямо запрещено.
Эксперты-баллистики СММ – они собирают информацию, анализируют её и делают техническое заключение. Обвинений они не выставляют – это не их дело, и более того, им это прямо запрещено.
Да, тот мир живет по своим законам, и вашего мнения о своих законах – не спрашивает.

Второе свой предыдущий пост я основывал на материалах блога Ukraine@war, ещё до публикации отчёта СММ. И меня неприятно удивляет их реакция на отчет СММ.
Ошибку могут допустить все. Тем более, что именно здесь ошибка совершенно понятна – Ukraine@war делали свои построения только по фотографиям. А это оказался как раз тот случай, когда надо в воронке покопаться, чтобы докопаться до истины.
Теперь Ukraine@war вовсю пытаются дискредитировать СММ, вместо того, чтобы признать свою ошибку. Но этим они они дискредитируют сами себя, по крайней мере в моих глазах. В следующий раз я им на слово уже не поверю.




  • 1
1)Наименование "каратели" и "народные ополченцы" показывало бы ангажированость в противоположном направлении. И конечно если автор не ватник то верить ему нельзя.
2) А новости о том что со времён Славянска людей садят в подвал за фотосьёмку конечно натужно и притянуто. И то что в Донецке за наличие дома флага могут к столбу привязать это всё ложь, сепаратисты милашки.
3)Где вы там нашли резкость? "У вас с головой не все в порядке" - вот это резкость. Но от другого комментатора.
4) 4680 это дистанция до Песок, а не оценка дальности. Где вы видели оценку до десятков?

Edited at 2014-11-11 04:25 pm (UTC)

(Deleted comment)
русских журналиста - укроповских журнашлюх. СССР в попе заиграло? Наши разведчики - их шпионы?

Как минимум один сидел в подвале в нечеловеческих условиях. Пришлось менять на пленного попочленца. А убитых вероятно нет потому что:
1) Сотни украинских журналистов не шарятся по Донбассу, потому что начальство требует больше жира, в отличие от лайфньюз
2) У украинских журналистов нет привычки подставлять мирных жителей и коллег вроде "эй чувак, возьми 10 бабушек-активисток и езжай полным ходом на бусике вон на тот блокпост укропов, там предупреждены". Только укропам об этой провокации никто не сказал. И ожидали они очередного штурма бравыми попочленцами (это логично ожидать штурма после пары-тройки неудавшихся в предыдущие часы). Результат - отличное пропагандистское видео. И расход жизней, но кого в России это когда волновало? Бабы ещё нарожают.

Вы знаете, я бы построил свой ответ немного по-другому :)
Вот примерно так:

>>За время гражданкой войны в Новороссии, укро-нацистами убиты три русских журналиста.
>>А сколько укроповских журнашлюх там пострадало?

А сколько украинских журналистов фотографировались - с бейджем "Пресса" - и с АКМ в руках?
И потом вывешивали эти фотки у себя в ФВ или в твиттере? Подобных фоток я не видел ни разу.
Зато - я видел с десяток фото подобных "героев" с российской стороны - "Прессой" и калашами, парочка сделала селфи с РПГ, нашелся даже кретин, чтобы сфотографироваться с ПЗРК Игла в руках - и с бейджиком "Пресса".
Ещё вопрос - а сколько раз вы видели ролик с ИДИОТОМ в каске и бронежилете с надписью "ПРЕССА", который встал за крупнокалиберный пулемёт и палит по украинским позициям?

В общем - подобных идиотов среди украинских журналистов - я не видел ни разу. Может в этом-то и дело?
============================================

Да, но это так, риторически :) Нам с вами это alex_eller уже не ответит.
Оно погорело на "журнашлюхах" :(

Да-да-да! Родители сами поубивали своих детей! И малайзийский Боинг сам застрелился из украинского самолета! И вообще, что-то давно убитых старух в Луганске и Донецке по улицам не валялось. Долой перемирие!

  • 1