– Что с ней будет происходить?
– И что будет с Роснефтью и Газпромом?
Сначала дисклэймер:
Всё, что изложено ниже – моё мнение НЕ сециалиста, основанное только на
-- общем знакомстве с химией и технологией нефтедобычи и переработки (Химфак МГУ);
-- чтении обзоров Bloomberg и WSJ;
-- и одном-единственном экономическом курсе – «Введение в Макроэкономику» (правда, сдал я его на пятёрку, и уже в другом университете - UMD).
Теперь, по порядку, мои собственные ответы и прогнозы:
1. – Что случилось с нефтью? – Она упала... (извините, не удержался :)
Снижение цен на нефть стало заметно в конце июня, а к середине июля стало ясно (или так – появилось серьёзное подозрение), что это НЕ флуктуация, не глюк-даун и не фрик-аут, а результат целенаправленных действий. Сейчас – уже можно добавить: это результат целенаправленных действий практически всего мира, причём действия эти хорошо скоординированы и согласованы. Именно поэтому, на мой взгляд, цена на нефть падает плавно и поступательно. То есть, монотонно, без резких скачков вниз и без существенных откатов вверх. Именно эта монотонность и поступательность наводит на мысль, что это результат экономического ДОГОВОРА, а не политического СГОВОРА (но как раз в этом аспекте терминологический спор мне неинтересен, хотите называть это «сговором» – ваше дело :)
В этом пункте я совершенно не касаюсь механизмов и инструментов глобального снижения нефтяных цен. Причина проста – это тема для отдельного поста. И, возможно, не одного. И главное, я не уверен, что это так уж интересно всем, кто читает мой журнал :)
Если будет интерес – можно и это обсудить, а пока, в качестве внеклассного чтения, могу порекомендовать разбор Михаила Слободина
2. – Что дальше будет с ценой на нефть? – Она будет падать. Всё дальше и дальше...
Это будет происходить потому, что –Во-первых, нефтяная удавка для России оказалась эффективной:
- Полномасштабное военное вторжение РФ на Украину не состоялось – ни в июле, ни потом.
- «Гибридное» наступление в августе удалось остановить ДО достижения значимых оперативно-тактических результатов. Я не собираюсь преуменьшать роль ВСУ и мужество добровольческих батальонов, НО – многие резервы МО РФ так и не были использованы и остались в России...
- Россию удалось усадить (силой, но не военной) за стол переговоров и заставить подписать Минские Соглашения.
Во-вторых, и это главное – нефтяная удавка будет затягиваться и дальше, поскольку полного (необходимого) эффекта нет и в помине:
стрельба на Донбассе не прекратилась, и войска РФ по-прежнему в Крыму. Причём, в последние дни стрельба нарастает, воинственная риторика – тоже, опять потянулись из РФ танковые колонны на Украину, поэтому я думаю, что следующий псих-рубеж в 40 $/баррель будет пробит скоро, возможно – в ближайшие неделю-две.
А дальше?
Дальше осталось не так уж много, потому что у барреля – в отличие от рубля – дно есть, это примерно 25-30 $/бар. (природа этого дна простая – это минимально выгодная цена для стран ОПЕК). Когда нефть этого дна достигдет – она будет там «дрейфовать», с незначительными колебаниями цены, столько времени – сколько понадобится, чтобы а) заставить РФ выполнить условия Запада и б) получить гарантии неукоснительного выполнения этих условий в будущем.
Пара замечаний про «дно» нефтяной цены:
– точное значение этого минимума мало кто знает, и те, кто знает – молчат. А те, кто говорят – врут :)
– природа этого дна НЕ жесткая, то есть баррель может пробить и его – но не намного и не надолго. («Не намного» - не дальше 20 $/бар; «не надолго» - первые месяцы).
Ещё несколько деталей про «а что дальше?»
- Скачка вверх – быстрого и столь желанного для Роснефти – не будет, увы. Просто потому, что нынешнее падение – НЕ флюк.
- Далее, даже после гипотетического урегулирования Донбасского кризиса – резкого подъёма цен на нефть НЕ будет, потому что это слишком НЕ выгодно всем. Подъём будет медленным – очень медленным – потому что низкая цена на нефть выгодна очень многим :)
- Что такое «гипотетическое урегулирование Донбасского кризиса»?
3. – Что же будет с Роснефтью и Газпромом? – Кирдык.
То есть, полного формального банкротства, возможно и не будет – это было бы слишком непрестжно. Но уже к лету капитализация обеих компаний изменится принципиально – основную массу акций придётся выкупить государству. Иначе будет не кирдык, а карачун (формальное банкротство). А оптимистам я хочу напомнить, что мажорные нефтяные торги в большинстве своём – фьючерсные, и средний срок фьючерса – 3-4 месяца. То есть, сейчас Роснефть поставляет нефть и получает деньги по сентябрьским фьючерсам, по цене 90 $/баррель. А цену в 50 $/баррель – на своей шкуре – Роснефть ещё и не чувствовала, это случится в марте-апреле. Вот тогда и будет кирдык. Может быть, даже будет не простой кирдык, а кирдык пыздыр максымардыш пыж.
А вот будет ли карачун летом – это уже вопрос не ко мне. К Ванге.