Previous Entry Share Next Entry
«У нас ещё в запасе четырнадцать минут...»
smoliarm
Или "Продолжаем разбирать новогодние подарки"
В этот раз – разбираем подарок Космопрому.

Подарок этот случился давно – ещё 28-го апреля, но только теперь становится ясно – что же это был за подарок. А тогда, между первым и вторым раундом санкций... Может, кстати, между вторым и третьим – я уже в этих номерах и раундах запутался, прошу прощения. Но суть в том, что между раундами санкций, без привязок к санкционным спискам, Госдепартамент США обявил о распостранении ограничений ITAR – на коммерческие запуски спутников ракетами России.

("подарок" большой, минус-полмиллиарда баксов, а пост, соответственно длинный, 4 таблицы, две фотографии. Так что если у вас проблемы с трафиком - под как лучше не ходить. Краткое содержание в двух словах - "Роскосмос - всё...")

С этим ITAR происходит масса путанницы в рунете, поэтому стоит пояснить, что это такое. Тем, кто и так знает – следующий абзац можно не читать :)
ITAR – International Traffic in Arms Regulations. Он тесно связан с другим документом: USML – United States Munitions List. В рунете их частенько называют «законами» – то один, то другой, а то и оба сразу. Это неверно: USML – это просто категоризированный список изделий, сервисов и технологий, которые юридически приравниваются к оружию и боеприпасам, а ITAR – это инструкции по экспортному лицензированию конкретных категорий в USML. Ни ITAR, ни USML – не имеют статуса закона, а это значит, что для внесения дополнений или поправок не требуется решение законодателей (Конгресс/Сенат), дополнения могут быть сделаны Администрацией Президента в рабочем порядке. Вторая типичная (и глупая) ошибка в рунете – это пресловутый «запрет ИТАР». Запретов в ITAR нет, есть необходимость оформления экспортной лицензии на определённые группы изделий или сервисов. И есть возможность таковую лицензию не выдать, либо отозвать уже выданную. Общих запретов там нет и быть не может: каждая лицензия на каждый экспортный случай рассматривается индивидуально.

Так вот, тогда, в конце апреля, Госдепартамент США фактически предупредил о том, что перестанет выдавать экспортные лицензии для спутников, которые на коммерческой основе запускает Россия. Это была серьёзная угроза, учитывая, что госбюджетное фининсирование составляет меньшую долю в годовом обороте Роскосмоса. Попросту говоря, более половины средств Роскосмос получает от коммерческих запусков. Новость эта была тогда воспринята несколько нервно – во всяком случае, по сравнению с весёлым смехом «подсанкционных» депутатов, по поводу запрета на въезд в ЕС. Это тогда Рогозин пошутил, мол, если американцы на такое решатся – пусть тогда на МКС летают на батуте.
Американцы решились.
Рогозинская шутка как была, так и осталась – “why am I not surprised?” – глупой шуткой.
А мы с вами можем посмотреть по итогам года – чем же это обернулось для Роскосмоса.

Здесь я рассмотрю только запуски Протонов – на них приходилось почти 80% коммерческого оборота в те времена, когда Морской Старт ещё летал. Сейчас доля Протонов по объму породаж ещё больше.

Первое – цены: фирма ILS (International Launch Services), апфронт ГКНПЦ Хруничева, который продаёт запуски Протонов – они своих цен не публикуют. Однако некоторые их клиенты (например, AsiaSat) обязаны публиковать открыто некоторую часть своих налоговых документов, и по ним можно – если не рассчитать точно, то хотя бы оценить в пределах ±5% цену Протона. Так вот – на 2013 год цена запуска Протона составляла $107 млн. (Специльно для тех, кому без линков и пруфов свет не мил – пожалуйста. И, несмотря на совпадение, всё равно – моим источникам я доверяю, а экспертам рынка от газеты «Известия» – нет. Чего и вам желаю :)

Далее, источники информации, которые следует указать прямо:
По спутникам, заказчикам, изготовителям – справочник Гюнтера;
Списки запусков я составил по таблицам форума nasaspaceflight: 20122013 и 2014-план2014-результат.
По моему мнению, это наиболее надёжный из открытых источников. Если кому не нравится – к вашим услугам русская викибасурманская вики и тот же справочник Гюнтера – проверяйте (вязание и вышивание успокаивает нервы). А за бездоказательные, голословные претензии к моим источникам – немедленный бан. Я не шучу – мне надоели пустые болтуны.

Теперь немного истории:
В последнем пред-кризисном 2013 (Таблица 1) году было запущено 10 Протонов, из них только три несли спутники для России (два военных, один гражданский), остальные семь были коммерческие. Один запуск закончился взрывом на старте в прямом эфире. Примерно та же картина была и в 2012 году – всего запусков было 11, из них три спутника для РФ (один военный и два государственных) и восемь коммерческих, два пуска оказались аварийными (Таблицу по 2012 для самых дотошных я поместил в самый конец – тут и так их будет много :)
Proton2013

Сухой остаток из таблиц 1 и 1а – с коммерческих запусков Протона Роскосмос имел ежегоднный оборот 750 – 850 млн.$

А теперь разберёмся с американскими санкциями, конкретно с теми, за которые Рогозин батутом грозился, и о которых теперь российские СМИ молчат, как рыба об лёд.
Сперва самое неприятное – спутники нынешняя Россия делать не умеет. Она умеет – точнее, сохранила умение – делать ракеты советских времен. Но современные спутники для современной индустрии (спутники связи, погодные радары, геодезические ЭОСы, орбитальные телескопы и многое другое) – полностью на своей базе и коммерчески конкурентные с продукцией западных фирм – Россия делать не умеет – точка. Поэтому АБСОЛЮТНО ВСЕ коммерческие запуски Протона продают под запуск западных спутников. Примерно половина из них – американские, производства Boeing Satellite Systems, Space Systems/Loral, Orbital Science Corp и других. Остальные спутники на коммерческом рынке – канадские (MDA), европейские (Thales Alenia, EDAS Astrium) или японские (Mitsubishi Electric). Даже для правительственной связи спутники делают пополам-на-пополам: корпус и двигатели делает ОАО Решетнёва, а всю электронную начинку заказывают на Западе.
Таким образом, угроза Госдепартамента США отозвать/прекратить выдачу экспортных лицензий была весьма серьёзной для Роскосмоса – одним махом он мог лишиться половины своих заказов. И половины денег.
В действительности всё оказалось даже хуже.

Разбираться будем в формате «было – стало», то есть, в данном случае – «план – результат».
Итак, ПЛАН на 2014 год, по состоянию на 1 января 2014:

Proton2014p

План был амбициозный – четырнадцать запусков (за последние 10 лет максимум был 12 Протонов в год).
Цвета в таблице 2 означают следующее:
Обычным чёрным шрифтом показаны те, что не требовали лицензирования или были запущены до введения санкций.
Коричневым цветом показан Глонасс, который вылетел из расписания по естественной причине (срыв сроков изготовления – что может быть естественнее для ОАО Решетнёва?).
Красным и зелёным показаны спутники, для которых по ITAR необходима экспортная лицензия. Для зелёных – лицензия всё-таки была выдана, хотя и с большой задержкой (запуски задержались на 6 и 8 месяцев), красным повезло меньше – на них до сих пор лицензии нет.
Таким образом, РЕЗУЛЬТАТ:

Proton2014r

Сделано 8 запусков, из них только три – коммерческих. Для тех, кто захочет объяснить это майской аварией при запуске Ekspress-AM4R, напоминаю – аварии с Протонами случаются регулярно. В 2013 тоже была авария, в 2012 их было две. Однако это не помешало не помешало запустить по 10 и 11 Протонов в целом, и главное, сделать 7 и 8 коммерческих запусков. Снижение числа коммерческих запусков в 2014 более чем вдвое по сравнению с 2013 вызвано именно санкциями. На этом Роскосмос потерял более четырёхсот миллионов долларов.
107 * 4 = 428
Но это, увы, только на первый взгляд, арифметика тут неполная. Потому что, помимо текущих пусков по ранее заключённым контрактам, каждый год заключются контракты на будущее. Типичный контракт на коммерческий запуск спутника заключается за 2-3 года до планируемого старта, и при заключении контракта выплачивается аванс за запуск, обчно в размере 10% от полной стоимости запуска. Так вот, в справочнике Гюнтера я не нашел ни одного контракта 2014 года на спутники класса Протона. Вот так – ноль. То есть, Рогозин посмеялся над предупреждением американцев, а вот заказчики и страховщики отнеслись к предупреждению вполне серьёзно. И в 2014 году к Роскосмосу с новыми заказами никто не пришёл. А чтобы поддерживать ежегодный уровень в 8 запусков – надо каждый год заключать в среднем по 8 контрактов на будущее. То есть, к посчитанной выше сумме следует добавить ещё 80 миллионов долларов, потерянных на авансах незаключённых контрактов.

Пара частных вопросов по спутникам (кому неинтересно – можно пропустить, на общую картину не влияет :).
Первое: почему под ограничения американского ITAR попадают некоторые Европейские спутники? – Потому, что и Astrium, и Thales Alenia тесно сотрудничают с американскими фирмами, и в их изделиях есть американские комплектующие.
Второе: почему два Экспресса попали под ограничения, а другие два – нет? Ekspress-AM4R – он попадает, просто на момент принятия решения он уже был на Байконуре. Ekspress-AM6 – его электроника изготовлена в Канаде, комплектующих из США там нет.
По поводу Экспрессов надо ещё отметить важную деталь – это НЕ коммерческие спутники, это правительственная спецсвязь и гражданская ретрансляция. Но поскольку «спецсвязь» – двойного назначения по определению, то, боюсь, что линейка Экспрессов накрылась совсем. Особенно – учитывая отказ Astrium от дальнейшего сотрудничества с РФ (об этом говорят не только слухи, но и факты, например. Не все знают, но «Рокот» - это лишь наполовину старая советская МБР. А на другую половину – это полётный компьтер, изотавливаемый Astrium).


Теперь НЕ частный вопрос: а почему выдали лицензии на Astra-2G и Inmarsat 5 F2? На мой взгляд, ответ самоочевиден, но поскольку уже не раз приходилось его растолковывать – повторю и здесь. Цель американцев – НЕ обрушить российский космопром (зачем рушить партнёра по выгодному сотрудничеству??). Их цель – оказать давление через лидеров промышленности на руководство РФ, заставить руководство РФ отказаться от их безумной агрессивной политики. Для этого рушить не нужно, вполне достаточно придушить. То есть, перекрыть поток кислорода (долларов) – постепенно. Что они и делают – Роскосмос не получил примерно полмиллиарда долларов за 2014 год. А поскольку резльтат давления их не устраивает (ситуация на Украине не нормализуется) – дальше давление будет нарастать. А число выданных лицензий – сокращаться.

Это была история и арифметика.
ТЕПЕРЬ – НЫНЕШНИЕ РЕАЛИИ РОСКОСМОСА.
Или – какие признаки кризиса мы наблюдаем уже сейчас?

В сентябре 2014 в офисе ОРКК состоялась вот такая презентация:
0_1262e4_71364cf1_XL
Что же вызвало необходимость этого финансового оздоровления?
Вот версия докладчика:
0_1262e5_f5d3f391_XL

Я, когда пересчитал пункты на этом слайде, сразу вспомнил Наполеона :)
Потому что Бонапарт, уже низвергнутый, в ссылке, как-то раз высказался про катастрофу и – про восемь пунктов. Правда, под «катастрофой» он имел в виду поражение в крупном сражении, тем не менее, это стоит вспомнить именно здесь (цитирую по памяти, книжки под рукой нет :)
«Если историк, – сказал Император с наивозможнейшим сарказмом, отложив газету, – анализируя катастрофу, приводит восемь объективных причин, сделавших катастрофу неизбежной, то можно быть твердо уверенным лишь в одном: истинной причины в этом списке – нет».

И долги поставщикам, и производительность ниже плинтуса, и техническое состояние оборудования – всё это было и раньше, и почему-то не мешало - ни бизнесу, ни фанфарам. И неполная загрузка оборудования – она тоже была. Но теперь – перспектива сворачивания производства в три раза – подвела ГКНЦП им. Хруничева к остановке со словом «кирдык» (карачун, катастрофа – кому что нравится). Да, для частной фирмы потеря половины своего годового оборота (и переспектива в следующем году потерять ещё больше) – это кирдык. То есть – банкротство. Звериный оскал капитализма.
В данном случае банкротства – формального – не будет. Вместо него – будет национализация. Как? А вот так:

  1. «...Главным следственным управлением Следственного комитета РФ 25 декабря возбуждено уголовное дело в отношении Владимира Нестерова, главного конструктора "Центра Хруничева" ... Дело возбуждено по признакам ч. 4 ст. 160 УК РФ ("Присвоение, либо растрата, совершенные в составе преступной группы в особо крупном размере")...»

  2. «...Следственный комитет РФ ... возбудил уголовное дело в отношении Виталия Лопоты, бывшего президента ракетно-космической корпорации "Энергия", головного предприятия Роскосмоса по пилотируемым программам. Дело возбуждено по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 201 УК РФ ("Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации")...»

  3. «...В начале 2015 года суд начнет рассмотрение еще одного громкого дела о хищениях бюджетных средств в ракетно-космической отрасли. В роли обвиняемых - руководители ОАО "Российские космические системы", якобы организовавшие схемы присвоения средств, выделяемых из Федеральной целевой программы ГЛОНАСС на опытно-конструкторские работы...»

Список этот неполный (мягко говоря), мне недосуг заниматься ещё и этим рукоделием – я взял только первую ссылку по запросу «Следственный комитет, уголовное дело, Центр Хруничева». Энтузиастам – предлагаю повторить поиск – более подробно.
Схема этой «национализации» вполне проста (ещё её называют «отжим») – или отдавай свои акции, или отправляйся на скамью... А сокращение производства сделает уже государственная объединённая корпорация. Кстати, вы обратили внимание, чьё лого стоит на слайдах доклада? Вот-вот, ОРКК.

Ещё один звоночек – маленький, но неприятный: закрывается журнал «Новости Космонавтики». Патриотов отечественной космонавтики сразу предупреждаю – за крики «Это же мелочь!» – забаню как идиота. Потому что это действительно мелочь, годовой выпуск журнала обходится примерно в 300 000 $. То есть, по сравнению годовым бюджетом Роскосмоса, это даже не процент, а ещё меньше. И если такую мелочь по сусекам начинают подметать – кирдык уже оформился.
Кстати, любителям ссылок – русская вики позиционирует НК так: "По мнению ряда российских и зарубежных экспертов, «Новости космонавтики» являются «лучшим в мире космическим журналом»"... Не буду разбираться с множественным числом зарубежных экспертов, но в России это безусловно лучший журнал по теме – потому что единственный. Перспектива закрытия обсуждается уже с октября,  выплату гонораров НК прекратила с нового года, вот ситуация от сотрудника журнала на конец октября.
Сейчас разговор идет о том, что февральский номер – последний.

Прекращение полетов ракетоносителя Рокот – я уже упоминал.
Надо добавить, что «отказ от легких ракет-носителей "Рокот" связан с желанием России сократить зависимость от импортных компонентов» – на самом деле связан не с желанием России, а с нежеланием поставщика. Состоятся ещё 4 – 5 запусков Рокотов – по числу полетных компьютеров уже поставленных в Россию.

Как ещё можно достоверно отнаблюдать развал российского космопрома?
Те же самые этапы, что с авиапромом:

  • Задержки с выплатой зарплат

  • Слухи о грядущих увольнениях – и сами увольнения

  • Заметный отток квалифицированных кадров ещё ДО массовых сокращений (этот эффект непреложен, как закон Ньютона: чем выше квалификация сотрудника - тем легче ему найти работу в другой области. Особенно, если альтернатива у него - потерять работу по сокращению)

Параллельно с этим, в местах компактного расселения сотрудников (космограды), неизбежны:

  • Сначала закрытие (сокращение) рынков и магазинов;

  • Потом кризис жилищного рынка (падение цен на жильё в разы);

  • Потом, когда станет заметен не только отток денег, но и населения – закрытие детсадов и школ;

Всё это не фантазии, увы – проверьте по примерам Казани, Ульяновска, Самары. Точнее, по тем их городам-спутникам, что обслуживали заводы авиапрома. Те заводы, что когда-то выпускали по 50 самолётов в год, а теперь – 3-4, и то – в виде комплектов запчастей...


Proton2012

 

Как Вы красиво работаете с документами. Прям на разглашение гостайны тянет :)

А в чём, по-вашему, гостайна? (если не секрет :)

Выходит Королёв прорубил российское окно в космос, а какой-то карлик сузил его до игольного ушка.
Спасибо за как всегда солидный материал и основательный подход к фактам.

Пожалуйста :)

Серьезное исследование. Не подозревал, что Роскосмос так сильно завязан на пользователей батута.
На эмблеме Хруничева никак станция Мир. Не смотрят они вперед.

Ну, эмблему я не разглядывал. А общая завязанность у Роскосмоса даже хуже:
Помимо ~0.8 M$ за коммерческие запуски, роскосмос получает ещё 0.5 M$ за доставку шести астронавтов на МКС. Но эти 0.5 M$ гарантированы только до 2016 включительно. Дальше - и они могут исчезнуть.

Как-то несколько обреченно

Да уж как есть. Факты и цифры - материя упрямая...

Спасибо за информацию. Догадывался что ситуация там неблагополучная, но такой объём и такого качества информацию сам бы не нашёл. Да и времени не хватает.

Пожалуйста :)

По-моему, все эти санкционные действия по большому счету просто приблизили неизбежное. Стараниями Илона Маска рынок коммерческих полетов в обозримом будущем так и так должен основательно поменяться, и как-то есть сомнения, что российский космопром был бы в состоянии угнаться за рынком.

Таки да. Я ровно об этом же подумал, читая этот пост. Честно говоря, я думал, что у "Роскосмоса" дела куда лучше. А получается - уже в 2014 SpaceX, существующий без году неделя, сделал всего на два запуска меньше, чем Роскосмос (6). А если учесть, что у SpaceX успешными были ВСЕ запуски - так и вообще всего на один запуск отставание получается.

Сертификационные пуски своего пилотируемого аппарата SpaceX уже пододвинул с ранее планировавшегося конца 2016 на конец этого - начало 2016 года. Если с ними дела пойдут так же, как шли до сих пор с грузовиками - после 2016 возвращаться к "Роскосмосу" американцам будет попросту незачем - вне всякой зависимости от того, образумится Россия к тому времени или нет.

«У нас ещё в запасе четырнадцать минут...»

Пользователь nickbalas сослался на вашу запись в своей записи ««У нас ещё в запасе четырнадцать минут...»» в контексте: [...] Оригинал взят у в «У нас ещё в запасе четырнадцать минут...» [...]

По поводу российской космонавтики -- есть сайт очень хороший и красивый: buran точка ru .
Жаль, что при путинской власти было уничтожено столько хороших разработок. И это не считая позорного затопления станции "Мир".

Расклад по уже заключенным контрактам на запуск коммерческих спутников в 2014 представлен здесь: http://spacenews.com/wp-content/uploads/2015/01/commercial_launchers_web_1.12.15.jpg

А по строительству спутников - здесь:http://spacenews.com/wp-content/uploads/2015/01/commercial_satellites2_web_1.12.15.jpg

Вообще, в статью вашу также можно добавить грядущие потери от прекращения контрактов с NASA на доставку астронавтов к МКС (а это достаточно болезненная потеря для Роскосмоса), отказ от РД-180, фактическое закрытие проекта Sea Launch, неясные перспективы Союза-2 с Куру...
Ну и по мелочи - прикрылась лафа с поездками на конференции и симпозиумы организуемые НАСА, гранты на совместные проекты, Даурия закрыла офисы в Калифорнии и Германии, потому что, как только венчурные фонды слышат слово "раша", серьезный разговор тут же прекращается.. и т.д.

Спасибо за ссылки - я добавлю ещё ссылку на всю статью:
http://spacenews.com/special-report-2014-commercial-launch-satellite-contracts/
(для тех читателей, кто знает английский)

>>в статью вашу также можно добавить грядущие потери от прекращения контрактов с NASA
>>на доставку астронавтов к МКС
Эти контракты продлятся - по существующему плану - до конца 2017. То есть, Роскосмос будет получать примерно по 78 млн.долларов за место на МКС, 6 мест за год = 470 млн/год. Этот источник сохранится ещё три года, я же анализирую ситуацию нынешнюю. Поэтому к сегодняшней арифметике это не относится.

>>отказ от РД-180
Насколько я знаю, отказ от дальнейших закупок РД-180 был решён уже в 2013, то есть до санкций.
Кроме того, это не такие уж большие суммы, во всяком случае - по сравнению с оборотом от коммерческих Протонов.

>>фактическое закрытие проекта Sea Launch
Он тоже - скис раньше и без санкций, его погубила последняя авария. Санкции и конфликт с Украиной могут здесь только привести к формальному банкротству. Прибыли он не приносил и без того :(

>>неясные перспективы Союза-2 с Куру...
Не слышал об этом ничего. Ариан-спейс продолжает закупать Союзы, просто у него не так уж много для них работы.

>>Даурия закрыла офисы в Калифорнии и Германии, потому что, как только венчурные
>>фонды слышат слово "раша", серьезный разговор тут же прекращается...
Это, увы, не мелочь...
Это самое печальное, на мой взгляд. Потому что фирма Даурия и ей подобные - это и есть надежда российской космонавтики.

Спасибо!
Мой поинт был в том, что ситуация сложная сейчас, и будет ухудшаться дальше, уже, в общем-то, без вариантов.

Насчет же соглашений НАСА с Роскосмосом по доставке астронавтов на МКС - меня как-то окончательно достало, что в одном месте нигде нельзя найти внятный список всех контрактов, со сроками исполнения и ценами, и я за вечер составил его сам. Записывайте, может, потом пригодится:

1. В апреле 2007 подписан договор на полет 15 астронавтов, доставку 1,4 тонны груза в модуле "Рассвет" и уборку 5,6 тонн отходов со станции. Общая стоимость: $719 миллионов. Включает шесть мест в 2009, шесть в 2010 и три в 2011. Стоимость одного места: $21м.

2. В мае 2009 подписан договор на дополнительных шесть мест на 2012 и 2013 года. Общая стоимость: $306 миллионов. Стоимость одного места: $51м.

3. В апреле 2010 подписан договор на дополнительных шесть мест на 2013 год. Общая стоимость: $335 миллионов. Стоимость одного места: $55,83м.

4. В марте 2011 подписан договор на дополнительных двенадцать мест на период с 2014 по июнь 2016 года (шесть мест в 14г, шесть в 15 и возврат на землю весной 2016). Общая стоимость (следите за руками!): $753 миллиона. Стоимость одного места: $62,75м.

5. В апреле 2013 подписан договор на дополнительных шесть мест на период с 2016 по июнь 2017 года. Общая стоимость: $424 миллиона. Стоимость одного места: $70,66м.

6. И, наконец, в апреле 2014 подписан договор на дополнительных шесть мест на период с 2017 по весну 2018 года. Общая стоимость: $457,9 миллиона. Стоимость одного места: $76,33м.

В общем - три миллиарда долларов за примерно десять лет. Т.е., можно сказать, что всё это время Роскосмос возил своих космонавтов за счет контрактов с НАСА.

В свете всего вышесказанного (и вами, и мной), не очень понятна стратегия Роскосмоса и его наполеоновские планы, заложенные в ФКП 2016-2025. Да вот, как раз сегодня в Ленте читаю, как раз про коммерческие пуски и прочее:

".. Кроме этого, НТС рекомендовал Роскосмосу подготовить аванпроект ракеты-носителя сверхтяжелого класса для полетов не только на Луну, но и на Марс, а также рассмотреть возможность создания ракетных двигателей на сжиженном природном газе. По словам экспертов НТС, их рекомендации, составленные с учетом сложившейся экономической ситуации, должны быть включены в проект Федеральной космической программы (ФКП) на 2016-2025 года.

Роскосмос с профильными институтами в рамках ФКП, рассчитанной на 2016-2025 года, попросил 2,1 триллиона рублей. Дополнительно к указанной сумме еще около 250 миллиардов рублей агентство рассчитывает привлечь самостоятельно с помощью коммерческих пусков ракет-носителей. Из-за сложной экономической ситуации секвестр ФКП может составить несколько сот миллиардов рублей."

А про уголовное дело заведенное на Даурию и Лавочкина, вы наверняка и без меня уже слышали..

За подборку договоров - огромное спасибо!

Наполеоновские планы и рогозинская болтовня хорошо известны, что и говорить.

Про уголовное дело на руководителей (акционеров) НПО Лавочкина слыхал.
Про Даурию - нет. Если и её разрушат - уто будет ужасно.

Не смешите наши Искандеры (с)

Пользователь maraz_matik сослался на вашу запись в своей записи «Не смешите наши Искандеры (с)» в контексте: [...] Оригинал взят у в «У нас ещё в запасе четырнадцать минут...» [...]

«У нас ещё в запасе четырнадцать минут...»

Пользователь dubl сослался на вашу запись в своей записи ««У нас ещё в запасе четырнадцать минут...»» в контексте: [...] Originally posted by at «У нас ещё в запасе четырнадцать минут...» [...]

«У нас ещё в запасе четырнадцать минут...»

Пользователь albedo072 сослался на вашу запись в своей записи ««У нас ещё в запасе четырнадцать минут...»» в контексте: [...] поставили точку. Originally posted by at «У нас ещё в запасе четырнадцать минут...» [...]

"спутники Россия делать не умеет"

"спутники Россия делать не умеет" "полностью на своей базе"
Спутники не обязательно делать полностью на своей базе (если бы не санкции). Спутники надо делать хорошие, а не полностью на своей базе.

Edited at 2015-05-07 07:43 am (UTC)

Re: "спутники Россия делать не умеет"

я отвечу на ваш первоначальный текст:
***************
Вы имеете ввиду Лавочкин и Хруничев не умеют? Почему вы ставите обязательным условием использование только российских компонентов? Спутниковые компании обычно международные и не гнушаются международными комплектующими. Есть и небольшие частные российские компании: Даурия, etc.
Вообщем я понимаю, что вы говорите в контексте санкций, но просто звучит так, как будто это вне зависимости от санкций и как будто российские фирмы почему то обязаны использовать только российские комплектующие, в то время как использовать зарубежные компоненты не только можно, но и нужно, в тех случаях, когда они лучше по качеству.
P.S. почитал комменты, что венчурные фонды Даурии денег перестали давать. Мда. Печально.

***************

>>Вы имеете ввиду Лавочкин и Хруничев не умеют?
Да.
Речь идет о коммерческих спутниках - и в этом контексте - да, не умели и не умеют.

>>Почему вы ставите обязательным условием использование только российских компонентов?
Потому, что я не ставлю такого условия :)
Обязательным условием такого умения является присутствие на коммерческом рынке.
Покажите мне хоть ОДИН коммерческий спутник - Лавочкина или Хруничева, пусть даже с импортными "компонентами" - который успешно продан, запущен и работает.

>>Спутниковые компании обычно международные...
Ой ли?
Boeing Space и Orbital Science Corp. -- международные?
Только не надо мне рассказывать про японских акционеров Боинга. Я знаю :)
Национальная принадлежность коммерческой фирмы определяется её налоговым и юридическим статусом, а НЕ капитализацией.
Фирма Боинг - американская - потому, что налоги с ёё доходов поступают в казну США (экспортно-импортные налоги - тоже), и подчиняется она американским законам.
Помимо Boeing Space и Orbital Science Corp. - Sierra Nevada Corp., Space Systems/Loral, SpaceX - ещё на пару страниц можно продолжить список примеров.

>>но просто звучит так, ... как будто российские фирмы почему то обязаны использовать
>>только российские комплектующие...
Давайте не будем разбираться как что "звучит", а будем заниматься сутью. А суть здесь простая:
Если вы умеете сделать корпус к компьютеру и блок питания - это НЕ значит, что вы умеете делать компьютеры. И сколько не называй *компонентами* всё остальное в компьютере - делу это не поможет.

>>P.S. почитал комменты, что венчурные фонды Даурии денег перестали давать. Мда. Печально.
Против них вроде бы возбудили налоговое дело, и это ещё печальнее...

несколько замечаний и дополнений . Часть 1

Учитывая, что автор не из отрасли, то в целом можно ему смело ставить «5» за сам материал.
Но , есть, что уточнить. Попробую исполнить в заданном Михаилом формате
1) Стоимость пуска. Для его анализа надо понять, за что платит заказчик, например тот же AsiaSat за запуск своего ABS-1. Стоимость пуска складывается из трех основных составляющих: Стоимость Протона с Разгонным Блоком (в коммерческих запусках Хруничев использует собственный РБ Бриз М), стоимость работ по сборке, тестированию, заправке ракеты в МИКе на Байконуре и использования стартового стола (в последние годы Роскосмос забрал это у военных и этим занимается ФГУП ЦЭНКИ (http://www.tsenki.com/), и last, but not least стоимость страховки. (Страховщика обычно выбирает владелец ИСЗ).
Разобрать цену по компонентам непросто, так как ЦЭНКИ ФГУП, а стоимость Протона коммерческая тайна. Но благодаря системе ГосЗаказа эти цифры можно найти: Утвержденная в марте 2012 года Федеральная целевая программа содержит следующие цифры по ценам на пусковые услуги на 2013 год: 1,521 млрд рублей стоит сам «Протон-М», 447 млн — разгонный блок «Бриз-М», 690 млн — услуги по запуску, еще 20 млн рублей стоит транспортировка ракеты на космодром, 170 млн рублей — головной обтекатель. Итого российскому бюджету один запуск «Протона» обходится в 2,84 млрд рублей. http://izvestia.ru/news/547063#ixzz3kKZXBlR9
Несколько проще со страховкой. Говорят, что самая минимальная страховка сейчас на Ариан-5, последние годы доставляющий груз на орбиту с надежностью немецкого трамвая - 6-7%. (цифра 6% мелькнула тут http://spacenews.com/falling-satellite-insurance-premiums-put-market-risk-major-upheaval/) Говорят, что до последней аварии 2015 года ставка на Протон была 12-13% . Но , стоимость страховки при запуске Протоном это не 12% на 107 млн, а 12% (107 млн + стоимость самого спутника это 150..250 млн долларов). Итого это 30..40 млн долларов для Протона до 16 мая 2015 ,а для Ариана 5 это составит 20..25 млн. То есть надежность дает ценовой гандикап в 15..20 млн долларов.

Поэтому потери Роскосмоса и Хруничева несколько меньше указанных Михаилом и видимо потенциальные составляют 60..70 млн Долларов за каждый не проданный пуск.(хотя ниже станет ясно, что потерь то, к сожалению, вообще нет.. :-( )

2) Санкции, запреты ITAR и зарубежная электроника.
Так как и Протон и Бриз М рождены еще в СССР, то на них все российское, включая даже БЦВМ, который для многих советских ракет делал Харьковский Электроприбор (ныне Хартрон), то никакие санкции Хруничеву не страшны. Другое дело спутники.
Михаил не прав, что в России не могут делать спутников «под ключ», но это военные ИСЗ типа Гейзер, и многочисленных Глонассов. Полезная нагрузка там отечественная, так же как и служебный модуль разработки ИСС Решетнева. Более того ИСС Решетнева в прошлом сделал несколько спутников для зарубежных операторов (SeSat-2 для Евтелсата, АМОС-4 для Израилского SpaceCom, и ТелКом-3 для Малайзии). Конечно, там не обошлось без «политики», но в космосе политики хватало всегда. Но здесь есть очень существенный нюанс за 20 лет открытости глобальному рынку Решетневцы начали использовать в своих служебных модулях западные компоненты , обычно это датчики и отдельные модули (все электроника), особенно для ИСЗ для западных компаний . Это приходилось делать из за того, что купить на Западе электронные компоненнты (чипы) повышенной радиоционной стойкости (то есть категории space) было всегда сложно, а нынче и подавно. То есть санкции действительно приведут к необходимости поиска новых поставщиков, перевыпуску проектной документации, повторного тестирования на совместимость. Итого потери времени год минимум для строящихся ИСЗ ..
Если говорить о Западных ИСЗ , то требования ITAR это серьезно, но опять таки есть маленький нюанс наш великий желтый сосед живет под этими санкциями уже лет 10. США запрещают запускать ИСЗ со своими патентами китайскими ракетами. Поэтому, если кому то все таки захочется сделать спутник, не попадающий под ITAR (чем сейчас занимается Талес Аления, которая выиграла тендер Газпром Космические Системы на строительство Ямала -601), то это возможно (производители ИСЗ научились делать их «под LongMarch” как называется китайская ракета, хотя и более хлопотно.

?

Log in

No account? Create an account