Previous Entry Share Next Entry
Про Досье ТАСС – на аварии космических запусков
smoliarm
Несколько раз за последнее время я натыкался на ссылки на некое досье ТАСС:
«Аварии при запусках ракет-носителей в России и за рубежом с 2011 г. Досье»
Причём, в ссылках это досье называли документом и даже официальным документом, кроме того, заявлялось, что там дана научная статистика. Ознакомившись с этим досье ТАСС, я решил, что стоит написать пост и объяснить, почему такую «статистику» и такой «документ» следует брать в кавычки.
Но сперва несколько слов в защиту математической статистики: и статистика, и теория вероятностей – это всего лишь инструменты – и не более того. Любой инструмент можно применять правильно, а можно – и наоборот. Инструмент в этом винить глупо: если вас обсчитали, виновата НЕ арифметика. А тот, кто обсчитывал и ваше незнание арифметики. Потому что если не знаешь арифметику - обязательно сыщется официантка Витя, и вас обслужит.
141987_1_1302519371.jpg
Со статистическим анализом то же самое – инструмент ни при чём, все вопросы – к «экспертам».

ПЕРВОЕ –
Цитата из Дасье ТАСС:                                                                                                                                                
«ТАСС-ДОСЬЕ /Инна Климачева/. С 2011 г. при запусках с космодромов мира произошло 11 аварий ракет-носителей.
Из них 6 приходится на Россию, по две аварии - на США и Китай, одна - на КНДР.
Статистика приведена без учета аварийного запуска российского "Протона-М" 16 мая 2015 г.»

ВТОРОЕ –
Все пуски из моей базы данных по космическим запускам, отмеченные как авария (LF) или (PLF)
Дата Название спутника Ракета Страна Agency Космодром Launch Satellite
# запуска (/разг. блок) (a) Status (b) Status (c)
1 * Feb 01, 2011 Cosmos 2470 /Geo-IK 2-1/ Rokot /Briz KM Russia state Plesetsk LF LOST
2 Mar 04, 2011 Glory (+ 3 other sats) Taurus 3110 USA Orb Vandenberg LF LOST
3 * Aug 17, 2011 Ekspress AM-4 Proton M/Briz M Russia state Baikonur LF LOST
4 Aug 18, 2011 Shi Jian 11/4 CZ-2C China . Jiuquan LF LOST
5 Aug 24, 2011 Progress M-12M /ISS-44P/ Soyuz U Russia state Baikonur LF LOST
6 * Nov 08, 2011 Fobos-Grunt & Yinghuo 1 Zenit 2FG Russia state Baikonur LF LOST
7 Dec 23, 2011 Meridian 5 Soyuz-2.1B/Fregat Russia state Plesetsk LF LOST
8 Apr 12, 2012 Kwangmyongsong 3 Unha 3 N. Korea . Sohae LF LOST
9 * Jun 01, 2012 Intelsat 19 Zenit 3SL Russia SL Odyssey PLF [1]
10 * Aug 06, 2012 Telcom 3 & Ekspress MD2 Proton M/Briz M Russia state Baikonur LF LOST
11 * Dec 08, 2012 Yamal 402 Proton M/Briz M Russia ILS Baikonur PLF [2]
12 * Jan 15, 2013 Rodnik-S (x3) Rokot/Briz KM Russia state Plesetsk PLF [3]
13 Feb 01, 2013 Intelsat 27 Zenit-3SL Russia SL Odyssey LF LOST
14 Jul 02, 2013 Glonass-M (x3) Proton Russia state Baikonur LF LOST
15 Dec 09, 2013 CBERS 3 CZ-4C? China . TSLC LF LOST
16 May 15, 2014 Ekspress-AM4R Proton M/Briz M Russia state Baikonur LF LOST
17 * Aug 22, 2014 GalileoSat-5 / -6 Soyuz ST-B EU ESA Kourou PLF [4]
18 * Oct 21, 2014 Ekspress-AM6 Proton M/Briz M Russia state Baikonur PLF [5]
19 Oct 28, 2014 Cygnus PCM-3 Antares 130 USA Orb MARS LF LOST
20 Apr 28, 2015 Progress M-27M Soyuz-2.1A Russia state Baikonur LF LOST
21 May 16, 2015 Mexsat-1 (Centenario) Proton M/Briz M Russia ILS Baikonur LF LOST
22 Jun 28, 2015 Dragon CRS-7 Falcon 9 USA SpX Canaveral LF LOST
23 Nov 04, 2015 HiakaSat-1 (+12 other sats) Super Strypi 2 USA UH Kauai TF LF LOST
24 Dec 05, 2015 Kanopus-ST, KYuA-1 Soyuz-2.1V/Volga Russia state Plesetsk LF LOST[6]
Примечания:
Переводить названия спутников, кораблей и ракет на русский я не буду – всё равно басурманские справочники по этой теме и полнее, и точнее.  :)
Пунктирной линией отделены те четыре аварии, что произошли уже после 15 мая 2015, и в досье ТАСС не включались.
Звездочками в первом столбце помечены те запуски, которые попадают в означенный период, но о которых ТАСС позабыл в своем «досье».
 (a) “Agency”:
Для российских запусков: state – государственный запуск; SL – коммерческий, Sea Launch; ILS – коммерческий, ILS.
Orb – американская фирма Orbital Science Corporation;  ESA – European Space Agency; SpX – американская фирма SpaceX; UH – University of Hawaii.
(b) “Launch Status”:
LF – авария; PLF – частичная авария (спутник не потерян полностью, однако его срок службы или функциональность ограничены в результате аварии).
(c) “Satellite Status”:
LOST – спутник потерян безвозвратно. Занумерованые случаи («частичная авария») откомментированы ниже:
[1] – во время запуска была зафиксирована *вибрационная аномалия*. Одна из солнечных батарей спутника на орбите не раскрылась с первого раза. Когда же её удалось раскрыть, она выдавала лишь 50% номинальной мощности. Таким образом, спутник в целом получил ограничение в 75% по питанию. Отчёт экспертной комиссии отметил, что аналогичная (по телеметрическим данным) аномалия была зафиксирована при запуске 2004 года (спутник Estrela do Sul 1).
[2] – спутник был выведен на орбиту ниже, чем планировалось. Коррекция орбиты была проведена собственным двигателем спутника за счет сокращения срока службы на 4 года (из 15).
[3] – Официально было сообщено об успешном запуске трех спутников Космос (Родник-С, военная связь). Однако позднее выяснилось, что в конце активного участка работы разгонного блока произошло *событие*, сообщившее спутникам сильный вращательный момент, возможно – с сильными перегрузками. С одним из аппаратов связь установить не удалось вовсе. Два других – вроде бы – удалось стабилизировать и вывести в рабочий режим. Однако независимых подтверждений этому нет. Факт нештатного завершения работы Бриза зафиксирован независимыми наблюдателями.
[4] – Два спутника GalileoSat выведены на нештатную орбиту: она отличается от расчётной как по орбитальной плоскости, так и по форме (эллиптическая вместо круговой). Исправить орбиту своими двигателями спутники не могут. Будет ли возможно использовать их на нынешней орбите – пока не известно.
[5] – аналогично пункту [2].
[6] – Хотя один из спутников (КЮА-1) и выведен в результате на орбиту, запуск в целом считается аварийным, поскольку неудача произошла с главной полезной нагрузкой. КЮА – пассивный отражатель радиоволн, представляет собой просто полую алюминиевую сферу, он несопоставим по сложности и цене с основным спутником (Канопус).
Источники:

Ну, а теперь, когда собран и рассортирован весь материал – можно уже дать правильную статистику.
Итак, за период, рассмотренный в «досье» ТАСС,  с 1-го января 2011 года по 15 мая 2015 года, в мире в целом зафиксировано 20 аварийных попыток вывода спутника на орбиту. То есть почти вдвое больше, чем по версии ТАСС. Причём, из забытых девяти аварий – восемь приходятся на российские запуски, а девятый – это евро-вариант Союза, запускаемый компанией Арианспэйс. Вообще говоря, забывчивость у ТАСС довольно странная – как они умудрились «забыть» про Фобос-Грунт – меня не спрашивайте.

Раскладка по странам такая:

Страна Полные аварии Частичная авария
(безвозвратная потеря спутника) (спутник выведен на целевую орбиту
с ограниченной функциональностью
или сокращённым сроком службы)
Россия 10 4
США 2
Евросоюз 1
Китай 2
Сев.Корея 1

То есть, даже если мы считаем только полные аварии, то счет *Россия / Весь Остальной Мир*  получается не *6 на 5*, как у ТАСС, а десять на пять. Есть разница, и если в ресторане официант вас обсчитает вдвое – вы наверняка не станете это объяснять «допустимой статистической погрешностью» (у меня тут в комментах один такой знаток статистики – нашёлся). Лично я к такому официанту буду относиться как к воришке – мелкому, но противному. И к ТАСС с их «досье» и «статистикой» - отношусь точно так же. Чего и вам желаю.

Ну и последнее – раз уж я вытащил свою базу данных и сделал апдейты, то вот полная статистика по авариям запусков с начала 2011 года по текущий момент (8 дек. 2015):

Страна Полные аварии Частичная авария
Россия 12 4
США 2+1*+1**
Евросоюз 1***
Китай 2
Сев.Корея 1

Примечания:
1* – авария ракеты Антарес (Oct 28, 2014) была вызвана взрывом российского двигателя НК-33. Однако я её включил в графу США, поскольку маркетирует ракету американская фирма Орбитал, а субподрядчик по двигателю – американская фирма Аэроджет.
1** – авария крохотной экспериментальной ракеты серии Спарк, основанной на стратосферной ракете для запуска метеозондов. Построена она была Гавайским Университетом (!) в сотрудничестве с фирмами Sandia National Laboratories и Aerojet Rocketdyne. Бюджет всей программы (вместе с разработкой) не превышал миллиона $, и ставить за эту аварию такую же единицу, как и за аварию коммерческого Протона или Союза – совершенно бессмысленно по моему мнению. НО – формальность есть формальность :)
1*** – Авария евро-варианта Союза, Soyuz ST-B (Aug 22, 2014), была вызвана НЕ установленной теплоизоляцией на разгонном блоке Фрегат российского производства. Тем не менее, поскольку маркетирует Soyuz ST-B фирма Арианспэйс, а генподрядчиком является Starsem (наполовину принадлежащий акционерам из Евросоюза), то записана эта авария в графу Евросоюза, а не России.  Формальность есть формальность.

За этот период (2011 по текущий момент) во всём мире было сделано  409 орбитальных запусков, из них российских – 147, весь остальной мир – 262 запуска:

Россия Весь остальной мир
Все запуски 147 262
Все аварии 16 (11 %) 8 (3.1%)
только полные аварии 12 (8.2 %) 7 (2.7%)

То есть, процент аварийности в Роскосмосе в ТРИ – ТРИ С ПОЛОВИНОЙ раза выше, чем во всём остальном мире – считая до кучи – Иран, Гавайский Университет и обе Кореи – Южную и Северную...
Как ни считай, и сколько ни спорь – что называть аварией, а что не называть.

И последнее – эта ситуация сформировалась именно в последнее пятилетие (см. мой прошлый пост, Рисунок 2), и, по всем признакам – аварийность в Роскосмосе ПРОДОЛЖАЕТ расти.

12834.gif


Posts from This Journal by “Роскосмос” Tag


  • 1
Боюсь, что ИМ, что в лоб, по лбу(((

Оно и понятно, когда вместо того, чтобы освятить ракету, гамбургеры в пост жрут.

Вся проблема в том, что нет ГОСТа на освящение. Святят, как бог на душу положит.

Чурова пригласить надо - аварийность сразу на 146% процентов снизится

Кстати, какой удел Украины в общей картине аварийности, учитывая, что проекты, технологии и готовые продукты применяются в ряде стран, проектов и запусков?

Судя по всему крайне небольшой. Иначе бы а) Раструбили бы, это к гадалке не ходи. б) Раз запад покупает - значит все же доверяют качеству.

так тасс вообще-то орган кремлевской пропаганды, так что и "статистика" у него соответственная.
спасибо за ваши таблицы и разборы, очень показательно!)

Пожалуйста :)

Вот оно, моё эмоциональное восприятие мира ......

Господин smoliarm всё про космос,да "хайтек" (нет, я не ошибся забрав в кавычки семейный бизнес Погосянов (мне одному в этой фамилии слышится корень - погост?!)),а мне человеку мирному и богемному, ВИТЮ ОФИЦИАНТА Ж-А-А-А-АЛКО!Ужасные картинки видит моё воспалённое воображение - ведут двое дюжих активных педерастов с платиновыми белками глаз Витю в подсобку,а тот и сопротивляться перестал, и в глазах слёзы...Эх!Как жесток этот мир!А вы всё про ракеты, да Большой театр...А может быть прошло полгода или больше, и Витя втайне стал губы подкрашивать?!Мучается душа моя!Пойду приму 500 капель несимметричного диметилгидразину (тфу бль..!)валерианы спиртовой настойки я хотел сказать!
Вот они ракетоносители ихние до чего доводят!ДВОЕ ПОД РУКИ И В ПОДСОБКУ!!!Пойду забудусь сном!!!

Можно немного добавить?

Спасибо. очень интересная статистика. Вы абсолютно правы. Против этих данных ничего невозможно противопоставить. Однако, позволю себе, опираясь на ваши данные привести еще некоторые цифры. Они немного улучшат российскую статистику, но общую картину не изменят.
Итак, Вот Ваша статистика:
"За этот период (2011 по текущий момент) во всём мире было сделано 409 орбитальных запусков, из них российских – 147, весь остальной мир – 262 запуска:
Россия - 147, Весь остальной мир-262

Все аварии:
Россия - 16 (11 %), Весь остальной мир - 8 (3.1%)
только полные аварии
Россия - 12 (8.2 %), Весь остальной мир - 7 (2.7%)

То есть, процент аварийности в Роскосмосе в ТРИ – ТРИ С ПОЛОВИНОЙ раза выше, чем во всём остальном мире – считая до кучи – Иран, Гавайский Университет и обе Кореи – Южную и Северную...
Как ни считай, и сколько ни спорь – что называть аварией, а что не называть."

А,если посмотреть шире. И отталкиваться от общего числа пусков, т.е от 409. Могу ошибаться, поправите. Если взять статистику неудачных пусков от общего количества пусков в указанный период. Что мы тогда имеем:
Все аварии: Россия - 16 (3.91 %), весь остальной мир - 8 (1.95%);
только полные аварии: Россия - 12 (2.93 %), весь остальной мир - 7 (1.71%)

Здесь статистика для России получше. Но я не для того привел эти вычисления. Вы абсолютно правы. С 2011 года в отрасли творится что-то немыслимое. И объяснить тем, чем сейчас объясняют - это невозможно. Нынешний год в очередной раз это подтверждает.

Edited at 2015-12-10 02:06 pm (UTC)

Re: Можно немного добавить?

>>А,если посмотреть шире. И отталкиваться от общего числа пусков, т.е от 409. Могу ошибаться, поправите.
- нет, неправильно - не надо "отталкиваться" - надо считать проценты так, как полагается по правилам арифметики :)
Если вы хотите узнать крепость коньяка - количество спирта надо делить на объем КОНЬЯКА,
и НЕ НАДО добавлять туда кувшин с морсом.
Несмотря на то, что *если посмотреть шире* - морс действительно стоит на столе :)

Если вы хотите узнать аварийность ракеты СПАРК Гавайского Университета - надо делить их единственную аварию на их единственную запуск: 1 /1 = 1. Попытка здесь *отталкиваться от общего числа пусков* 1/409 = 0.00... -- *улучшает* цифирь, но НИКАКОГО смысла не имеет.

Edited at 2015-12-10 02:42 pm (UTC)


Кстати, у меня в ЖЖ ни личные сообщения, ни уведомления не работают ;(

Re: тем временем

галочки проверяли? может настройки сбились
щас в личку письмо кину

Огонь уничтожил цех, где собирали "Буран"

И на земле - не лучше...

Крупнейший пожар в Москве за 25 лет локализован. Огонь уничтожил цех, где собирали "Буран"
http://newsru.com/russia/10dec2015/fire.html

На северо-западе Москвы произошел крупный пожар на складе Тушинского машиностроительного завода. Площадь возгорания составляла 15 тысяч квадратных метров, сообщает агентство "Москва" со ссылкой на источник в экстренных службах города. Согласно сведениям телеканала "Москва 24", над заводом был виден "столб огня" и черный дым. В 0:17 - через 3,5 часа после начала - спасатели рапортовали о локализации огня. Пострадавших нет. Источник "Интерфакса" сказал, что этот пожар - самый крупный в столице за последние 25 лет.
Тушинский машиностроительный завод основан в 1932 году и до недавнего времени считался крупнейшим предприятием авиакосмической промышленности России. На заводе выпускалась как продукция военного назначения, так и троллейбусы, трамваи, автобусы. В 1980-1990 на заводе сооружали пилотируемый орбитальный корабль многоразового использования "Буран". Один из последних контрактов завод получил в 2008-2009 годах - на поставку оборудования для строительства Адыгейской ГЭС. На заводе работало 28 000 человек, на 2013 год - 860 человек.


Edited at 2015-12-10 10:24 pm (UTC)

Спасибо за ссылку.
Жестокие вопросы, чуть попозже переведу полностью.
Суть по первому прочтению такая - почему Россия не получила гвоздюлей со скипидаром за "несохранение" данных первичного радара :)

Я только чуть попозже - сейчас начинается трансляция пуска Зенита, в 16:40 МСК.

Здравствуйте. Хотелось бы уточнить один момент. Если Вы посчитали аварии Зенитов с Днепрами за российские аварии, то почему Вы их же не засчитали за российские запуски, а посчитали как запуски "остального мира"? Как мне кажется тут либо и аварии и запуски России приписывать, либо ни того и ни другого (предпочтительней второй вариант конечно, все ж таки это не российские ракеты).

>>Если Вы посчитали аварии Зенитов с Днепрами за российские аварии, то почему
>>Вы их же не засчитали за российские запуски, а посчитали как запуски "остального мира"?
- вы что-то путаете.
Я их НЕ считал как запуски "остального мира" - и у вас НЕТ ОСНОВАНИЯ утверждать это.
Вы же не видели моих исходных таблиц - как вы можете определить, куда я приписал безаварийные запуски?
(это очень некрасивый приём - постарайтесь в дальнейтем у меня в журнале такого не допускать).
Все запуски р/н Днепр и Зенит - и успешные, и аварийные - в моей базе идут как российские.
Так что вы ошиблись, и давайте здесь поставим точку.
Вы сомневаетесь в моих расчётах? - Прекрасно, источники я дал, делайте свои таблицы и пересчитывайте - с удовольствием сравню.

Что касается Зенитов и Днепров - это НЕ я считаю их российскими. Это ОБЩЕПРИНЯТАЯ практика -
а) принадлежность коммерческого продукта считается по ТОЙ фирме, которая маркетирует продукт;
б) принадлежность не-маркетируемого продукта (госзаказ) определяется по ГЕНЕРАЛЬНОМУ подрядчику.
В обоих случаях это российские фирмы и российские гос-организации.

Если вам не нравится этот принцип - дело ваше, но спорить тут так же бессмысленно, как с общепринятыми юридическими нормами.

Примеры:
*** Авария ракеты Antares 130 вызвана взрывом российского двигателя НК-33, однако - у меня она записана на счёт США.
*** Авария ракеты Soyuz ST-B (со спутниками GalileoSat) записана на счёт Евросоюза, хотя ракета большей частью - российская. Но маркетирует её Арианспейс.

Поэтому: если вы не возражаете против этих случаев - не огорчайтесь и по Зенитам и Днепрам. Будьте последовательны :)


Про Досье ТАСС – на аварии космических запусков

Пользователь krimulda сослался на вашу запись в своей записи «Про Досье ТАСС – на аварии космических запусков» в контексте: [...] нал взят у в Про Досье ТАСС – на аварии космических запусков [...]

  • 1
?

Log in

No account? Create an account