Previous Entry Share Next Entry
LAUNCH. LAND. REPEATE.
smoliarm
Blue Origin успешно запустила корабль New Shepard во второй раз.
И это - тот же самый корабль, что летал два месяца назад :)


То есть, они полностью повторили свою полёт два месяца назад:

- но именно что полностью - с той же самой ракетой и капсулой.

Так что они опять обошли SpaceX - на этот раз в повторном использовании летавшей ракеты.
Но, я думаю, SpaceX переживёт и без формального первенства :)
Тем более, что по практической сложности задачи (и достижения) тут разного порядка по сложности.
Вот инфографика с сайта NSF, по-моему очень хорошо иллюстрирует различия и достижения:
BEvsSPX.png
Тут, правда, можно было бы поменьше надписей, а вот вектора скоростей стоило бы показать - в них-то вся разница.
На момент окончания работы двигателя - New Shepard имеет скорость 3.7 М, и вся она вертикальная, и её целиком гасит притяжение Земли - за бесплатно. Так что в апогее скорость у них практически ноль.
У Фалькона картина совершенно иная - ко времени окончания работы первой ступени ракета уже набрала примерно четверть орбитальной скорости, более 6000 км/ч. И горизонтальную компоненту - притяжение Земли не погасит, тут уж самим надо :)

Так что в настоящем виде, New Shepard не составляет конкуренции Фалькону и SpaceX - но это не значит, что ситуация не может измениться.
Кстати, сегодня мало кто помнит, но во втором раунде программы Commercial Crew (CCDev-2), наряду с Боингом, SpaceX и SNC - участвоваля и компания Blue Origin. В третий раунд они тогда не вышли - тем не менее. Они не аутсайдеры.
И ещё - в нынешнем виде New Shepard - это суборбитальный комплекс для туристов (особого вида :) Другого бизнес-кейса не предвидится. Однако, если к нему добавить первую ступень (калибра Фалькона) - получится уже вполне орбитальный комплекс, с массой совсем других бизнес-кейсов. А учитывая, что Blue Origin сейчас выиграла немалый контракт на разработку двигателя для ракеты Vulcan (замена Atlas V), то разработка своей первой ступени - это для них вполне реально.

Что же касается SpaceX - они проделали с возвращенной ступенью все необходимые тесты, убедились в исправности всех систем и - провели наземные испытания двигателей (static fire test) - успешно.


Posts from This Journal by “spacex” Tag

  • Новая версия Теслы-марсианки

    От Яндекс-навигатора (с обсцентной лексикой)

  • Так где же Тесла?

    Первое сообщение орбитальных параметров Теслы оказалось с ошибкой, и сейчас много недоумений – долетит ли она до Пояса Астероидов, прилетит…

  • Получилось!

    Falcon Heavy – несколько фото и ответы с пресс конференции после пуска Фотограф – Б.Кеннистон Фотограф – Джон Краус…


  • 1
маленькое добаление насчет бизнес-кейса: наряду с "покатушками, они предлагают полную инфраструктуру для экспериментов в условиях микрогравитации, с предоставлением стандартизированных контейнеров, электропитание, запись параметров и результатов на флешки, и прочее.

"
We can readily accommodate experiments from a few ounces up to 50 lb., with custom solutions available for larger payloads. Payloads are installed in the capsule, supported by our unique payload avionics system and software, including:

Robust control systems
Cameras
Data storage
Electrical power
Vehicle telemetry data
Benchtop development units for programming in your lab, so you can develop and implement complex experiments faster than ever before"

(Линк на сайт не даю, а то пометят коммент как спам, но раздел "payloads" с главной страницы. )


Спасибо, и - ничего страшного, линк мне вставить нетрудно :)
https://www.blueorigin.com/payloads

Что касается *бизнес-кейса* -
Помимо предложения, тут нужен ещё и спрос, и рынок. Которых пока что нет. Это не значит, что их не будет - вовсе нет, но это ещё предстоит создать. Этим ситуация принципиально отличается от орбитальных запусков - там УЖЕ есть и огромный рынок, и спрос, который превышает предложение при НЫНЕШНИХ ценах на запуск, и есть потенциал СИЛЬНОГО увеличения спроса при падении цены на запуск.

Душевно приятно, что несколько команд работают. Каждая отрабатывает то, что им интересно. В целом от накопления новых знаний и навыков выигрывают все участники отрасли.

Опаньки, тут еще и конкуренция образуется на глазах.

Мое ИМХО: цели - одинаковы, средства - отличаются и сильно
Маск начал с обычной РН среднего класса
Безос начал с суборбитальной ракеты (считай, без первой ступени)

подход Маска требует меньших затрат (потому что спутники на орбите оплачиваются, а ступени упавшие на баржу - нет)
но у Безоса денег больше и намного

Самое интересное:
Маск совершенно неожиданно получил контракт на метановый движок для ВЕРХНЕЙ ступени
(интересно, сколько утащит в сторону Луны Falcon-Heavy, если туда метановый движок прикрутить?)
У Безоса в полном разгаре разработка метаного движка для НИЖНЕЙ ступени
Вот интересно, смогут ли они из двух движков собрать одну РН, или конкуренция не позволит?


> (интересно, сколько утащит в сторону Луны Falcon-Heavy, если туда метановый движок прикрутить?)

Разве метан дает особый выигрыш по сравнению с керосином? Вот водород, я понимаю.

PS Может на FH центавр прикрутить? Хотя вряд ли Юла его продаст, а Маск -- купит :)

Еще как дает. На верхней ступени каждая единичка Isp ой как много дает...

(Mvac-1D 348 секунд. Raptor-vac 380 секунд)

Центавр - не знаю, а RL-10B2 дает 464 секунды

Ну, и как обычно - есть и "попутные" задачи.
Дело в том, что добыть/синтезировать метан несложно на любом небесном теле.
А вот керосин - фигушки.


> (Mvac-1D 348 секунд. Raptor-vac 380 секунд)

Ого. Я почему-то думал разница секунд десять от силы. Тогда да.

Правда 380 это ведь проектные характеристики? Сравнивать бумажный проект с железом всегда несправедливо по отношению ко второму.

"Сравнивать бумажный проект с железом всегда несправедливо по отношению ко второму"
Будем ждать летающего железа.
Благо если в том году это было из серии "делаем как можем и когда сможем", то теперь есть контракт с четкими сроками (2018)

Centaur дорого запредельно. А Маск занимается именно стоимостным проектированием. Это поперёк его целей.

Выигрыш от метана есть в удельном импульсе и нагаре в газогенераторе. В сравнении с водородом преимущество в возможной длительности полета.

> Centaur дорого запредельно

Не, оно понятно. Я так, тыоретически.

> Выигрыш от метана есть в удельном импульсе и нагаре в газогенераторе

Про нагар в курсе, а вот выигрыш в удельном импульсе мне почему-то представлялся куда меньшим. Буду знать.

Важно понимать в чем безусловное преимущество малого нагара. Полагаю, что в стоимости ОКР для сложного и дорогого замкнутого ЖРД. Когда разрабатывали НК-15 изготовили сотни ЖРД только для прожига на стенде, еще сотни для неудачных полетов и сотни НК-33, как известно, остались на складе. Такой подвиг не повторить. Полагаю, это важнее возврата ступени.

Точнее, Aerojet собирается повторить с AR1, но посмотрим.

НК-15 был одноразовый в принципе. И в количестве 42шт на 1 ракету. Вот и делали сотнями.

Я как раз об этом. А в США офигевают по сию пору, как так тратиться можно было. НА разработку SSME ушло почти в сотню раз меньше двигателей. Да и жгли макеты чаще.

мы тут как-то уже говорили на почти эту тему (т.е., что хорошего есть у ULA). Я по прежнему убежден, что Кентавр и наработки по ACES - главная ценность среди всей техники. Нижняя ступень может быть любая, хоть на метане, хоть на спирту, главное, чтоб летала надежно. Вон, у Маска, она вообще при возврате на старт работает лишь до 6000 км/ч, и ничего.
И Тори Бруно сокрушался, что из-за гребаного этого РД-180 они вынуждены начать разработку Вулкана с нижней ступени, потому как доделать сначала ACES имело бы гораздо больший смысл. Но - давление Конгресса, общественности, Рогозин со своими твитами мудрыми.. В общем, всё пошло так, как оно пошло.

"Кентавр и наработки по ACES"
И то, и другое использует старый-добрый-летающий RL-10

Но! у RL-10 и прочих водородных движков есть одна бяка. ЦЕНА.
Собственно, Raptor и затевался как водородный... но потом прикинули ценник...

Да и та же цельноводородная Дельта-4. Хорошая ракета. Летает. Но никому за такой прайс не нужна - и производство уже сворачивается.

"из-за гребаного этого РД-180 они вынуждены начать разработку Вулкана с нижней ступени"
Безос им поможет :)


Я в курсе про цены на RL-10. )
Но совсем не факт, что на ACES будет именно он, ибо претендента три, а после недавней раздачи USAF контрактов на разработку всякого-разного, фаворитом понемногу становится BE-3U.

P.S. Где можно почитать про то, что Раптор изначально предполагался водородным? Честно говоря, впервые слышу про такое.

Ну да, в 2015 они существенно изменили концепцию, отказались от привязки ACES к Atlas и Delta и снова вернулись к вопросу выбора движка.
(благо к этому времени BE-3 уже был и летал).

Про Raptor просто как факт - в вики :)
en wikipedia org/wiki/Raptor_(rocket_engine)

А подробнее - можно поизучать в архивах форума nasaspaceflight например, если время свободное имеется

Интересная ситуация.
Вводная де-факто одинаковая сажать аля "первую ступень" или то что несет основную нагрузку по выводу всякой хрени на орбиту.

Но имеем разные технически подходы в результате которых два похожих проекта на самом деле конкурентами не являются.

ИМХО мне кажется попытка вогнать New Shepard по сегодняшние подробности ошибочно.
Как на мой личный взгляд их проект скажем так ближе к описанному в научной фантастике.
Когда корабль поднимается с планеты и садится на другую планету без всяких дополнительных ступеней.

Да пока что это личинка такого корабля и не факт что они стремятся именно к нему.
Но при этом SpaceX идет по более традиционному пути - ступенчатости вывода на орбиту.
И тот факт что первая при этом возвращаемая сам принцип не меняет.

Мое ИМХО инновационным является как раз подход New Shepard.
Поднялись, вывели чаво надобно, опустились назад.

Дальше чуть больше, чуть мощнее, масштабировать уже проще, даже с учетом всех факторов.
После этого должен встать вопрос, а столбик - единственная форма ракеты?

"Мое ИМХО инновационным является как раз подход New Shepard.
Поднялись, вывели чаво надобно, опустились назад. "

"подняться" не так сложно. Сложно, как вы понимаете, разогнаться. Для выхода на орбиту НШ нужно будет набирать те же самые 7,9км/с "горизонтальной" скорости, даже если он уже на высоте сто километров.

Да, я понимаю.
Как и то что масштабировать не всегда возможно.

Например сажать условный карандаш аэродинамически должно быть сложнее чем блюдечко.
В то же время с выводом как раз наоборот.

Тоесть я четко понимаю что вывести в стратосферу условно 5 кг это совсем не то что что вывести на орбиту те же 5 кг, ибо.

Я кстати не вникал у спейсаХ одна ступень как и у этого или все же две/три с посадкой первой?

Как по мне важен принцип - то то что взлетело должно сесть целиком.

у Фалкона две ступени, многоразовая только первая. Вторую раньше тоже хотели сделать возвращаемой, но потом решили разобраться поначалу с первой.

"Мое ИМХО инновационным является как раз подход New Shepard.
Поднялись, вывели чаво надобно, опустились назад."
Чтобы остаться в космосе - не нужно лететь высоко. Нужно лететь БЫСТРО.
New Shepard в нынешнем виде этого не умеет в принципе.
Посему Безос ныне делает первую ступень. А то, что мы видим - будет второй.

Безос не делает первую ступень. Первая ступень Falcon разгоняется вдвое быстрее. А Vulcan первую ступень делает Lockheed.

Безос делает ЖРД и системы управления, спасения. По словам Безоса они что-то для SpaceX разрабатывали. Думаю, САС Dragon консультировали.

примерно четверть орбитальной скорости, более 6000 км/сек.

:)
Спасибо, сейчас исправлю.

Re: щето (ц)

В час. И не понимаю, зачем они используют часы.

Для широкой публики

Re: щето (ц)

Публика там понимает мили в час, а км/ч используются только для европейских автомобилей. Даже самолеты там летают в узлах.

Повторили и превзошли Grasshopper - молодцы.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account