Previous Entry Share Next Entry
Мягкая посадка
smoliarm
С форума nasaspaceflight – компилляция из нескольких полётов Grasshopper и все попытки посадок первой ступени, смонтированные в хронологическом порядке. В три минуты упакован путь, который SpaceX прошли за два года. По-моему – интересный и символический клип.


Сейчас платформа с Фалконом медленно движется в Порт-Канаверал.
На тот путь, что ракета проделала за 10 минут, потребуется несколько дней. Там её поместят в ангар SLC-39A, помоют-осмотрят-проверят, а потом сделают тестовые запуски двигателей (Static Fire Test) – до десяти раз. И если тесты пройдут нормально – в июне её запустят снова, во второй раз.
Если кому интересны ещё технические детали - пресс-конференция в KSC (по-английски).

А я сейчас расскажу про другие детали - не-технические :)

На околокосмических форумах и пабликах НАСА сейчас очень оживленно. Что и понятно - событие историческое.
Несколько совершенно не космических, но забавных деталей.

Студенты из моей двоюродной альма-матер – UMD at Baltimore County – скинулись и в складчину арендовали яхту в Space Coast, чтобы в море встретить платформу c Фальконом, раньше всех.
* * *
Яхтклуб в Джексонвилле оснащает свои яхты пожарными водомётами – устроить торжественный водяной салют в Порт-Канаверал, когда туда прибудет Фалькон.
* * *
Мой приятель по аспирантуре, Пол Ковалк – он, как узнал про удачную посадку, решил сделать сыну подарок. Залез в интернет, нашел там список частных самолётов, что предлагают в районе Орландо "Sightseeing flights" - и стал обзванивать. И только в третьем месте ему повезло - он забронировал последний вечерний полёт в воскресенье. Все остальные - уже были раскуплены. В общем, вчера они с сыном вылетели в Орландо, сегодня вечером у них будет полёт к барже с Фальконом, а ночью они летят обратно - Полу в понедельник на работу.

А это - другой парнишка, но на таком же коммерческом легкомоторном самолёте. Сразу два счастья привалило - и на Фалькон посмотрел, и порулить дали :)


* * *


Да, конечно - снимков подобных в журналах и новостных сайтах - полным полно, и отличного качества.
Но всё-таки - самому посмотреть на взлетающий Фалькон и самому сделать снимок - это совсем другое дело :)

************************************************************************************************************************

У Зелёного Кота в комментах поста про Фалькон тоже ажиотаж. Но - совсем другого рода...
Одни подробно доказывают, что это всё постановочная съёмка Голливуда, как и с высадкой на Луне.
Другие Голливуд не трогают, но утверждают, что это всё-равно показуха и распил госбюджета.
Один вообще спрашивает: "Если этот Мерлин действительно такой замечательный, то почему тогда пиндосы покупают наши движки?"
А все вместе – дружным хором – обвиняют Зелёного Кота в том, что он продался проклятым американцам.

Короче – средневековый мрак, подземелье, в углу чадит факел, с потолка на ржавых цепях свисает чучело крокодила,
а эхо на все лады повторяет ваш собственный крик "Ой, мамочки!"
Не ходите туда :)
Tags:

Posts from This Journal by “spacex” Tag

  • Июльский сенокос у SpaceX

    или «Три Пуска – Пять Посадок» Фото: Sam Sun for NSF В конце июля у посадочных служб и флотилии компании SpaceX ожидается…

  • Мистер Стивен тренируется

    Это тренировки для пуска Iridium-7, который запланирован на 25 июля из Ванденберга. А сегодня ожидается Static Fire в Cape Canaveral - для другого…

  • Дракон на космодроме

    Первый летный экземпляр Dragon 2 успешно прошел тесты на испытательных стендах Plum Brook Station – и прибыл на космодром Кейп Канаверал.…


  • 1
Какое значение имеет место базирования инфраструктуры, если это место находится в правовом государстве? Доля российских компаний надежна защищена американскими судами. Подозреваю, что МКС без неких инфраструктурных компаний США просто груда металлалома в космосе. Но тем не менее Россия вполне справедливо причисляет себя к участникам этого проекта.
Ладно, это пустой треп. В любом случае SpaceX сейчас уверенно занимает нишу самой низкой себестоимости вывода груза на орбиту, а все остальные участники космической гонки теперь в роли догоняющих.

В свете нынешней концепции "осажденной крепости" Морской старт с базой в Калифорнии никак не заменяет космодром на своей территории. Да и ракеты, если вы не забыли , использовались украинские. Кстати, Boeing недавно выиграл иск на 356 млн. долл. у "Энергии" и "Южмаша", так что кому принадлежат остатки от проекта - это еще вопрос...
http://spacenews.com/boeing-wins-u-s-court-judgment-against-russian-ukrainian-sea-launch-partners/

В свете нынешних событий согласен :-) Но, вот допустим все эти годы Россией бы правила экономическая целесообразность, а не ̶п̶о̶л̶и̶т̶и̶ч̶е̶с̶к̶а̶я понты. Что мешало России откатать на морском старте саму возможность таких запусков. А потом позвать Боинг учередить новую компанию для запуска каких-нибудь других ракет (может даже китайских).
В конечном итоге была бы ненулевая вероятность, что SpaceX сейчас бы не разрабатывала свою платформу, а могла сотрудничать с российскими компаниями в этом вопросе.
Это я к вопросу о просранных полимерах. Было бы очень хорошо, если бы россияне осознавали, что удача была в их руках, но они её променяли на понты.

При чем тут SpaceX?!

Они вроде не собираются делать ничего похожего на Морской старт. У их платформ совершенно другая задача, и они много проще и дешевле.

>>Доля российских компаний надежна защищена американскими судами.
- Это вы о чём, о Морском Старте?
Если да, то как можно получить "патент на ТЕХНОЛОГИЮ" - не имея собственно никакой технологии?
Подумайте над этим.
ИДЕЯ - да, её тоже можно запатентовать, но это не технология.

Патент на ИДЕЮ посадки на морскую платформу принадлежит Безозу (емнип), но есть большие сомнения, что он сможет с Маска что-то получить за использование этой идеи :)

>>...все остальные участники космической гонки теперь в роли догоняющих
- не знаю, что вы называете здесь "гонкой" :)
Для меня - речь здесь идёт о космической индустрии, точнее, о той её части (НЕбольшой), которая называетс Launch Service Provider.
Здесь фирма SpaceX заняла - УЖЕ - то место, которое раньше принадлежало Зенитам и Протонам. Причем в значительной мере это не они сами сделали. То есть, SpaceX тоже молодцы, но санкции и ITAR - им СИЛЬНО помогли.
А в остальном - никого они не потеснили, и никого они не обогнали. По той простой причине, что стоимость ЗАПУСКА - в разы меньше цены СПУТНИКА, а страховка начисляется на их СУММУ. И страховой коэффициент - который напрямую отражает продемострированную НАДЁЖНОСТЬ ракеты - это и есть в этой арифметике самое главное.

Поэтому, чтобы догнать (НЕ обогнать, но догнать) Ariane Space или ULA - компании SpaceX надо набрать цепочку в 50 безаварийных запусков. Тогда - и только тогда - будет речь о конкуренции за самый жирный кусок этого пирога.

По той простой причине, что стоимость ЗАПУСКА - в разы меньше цены СПУТНИКА, а страховка начисляется на их СУММУ.

Это связанные вещи и удешевление цены доставки груза на орбиту может открыть дорогу для новых приложений и относительно дешевых спутников.

Верно, они связаны - но *неправильным* образом :)
Поскольку спутник горазо дороже, то снижение цены запуска даже в два раза - снижает общую цену для заказчика лишь на 12-17 %
В прямой перспективе это НЕ создаст чего-то принципиально нового на рынке, ОДНАКО - это расширит круг потенциальных клиентов в традиционных приложениях.

Совершенно верно - снижение цены приводит появлению новых групп клиентов и приложений. Но поскольку цена "двухэтажная", то придётся подождать - пока производители спутников отреагируют на новые реалии. Это произойдёт, несомненно - но только тогда, когда они убедятся, что эти новые реалии - реальные :) То есть когда они увидят, что SpaceX - "they are here to stay", "they are here for good" - то есть, они не просто могут делать ракеты и запускать их по низкой цене, но они могут это делать в ИНДУСТРИАЛЬНОМ объёме (т.е., достаточно часто). Я уверен, что это произойдёт. Но пока что - этого нет, это предстоит показать.

Только тогда будет "дорога для новых приложений".

А в том фрагменте, что вы процитировали, там основная мысль заключена в страховом коэффициенте "К":
ЦенаДляКлиента = (ЦенаЗапуска + ЦенаСпутника)*К
Для Ариана К меньше 1.01
Для SpaceX К порядка 1.08, для дорогих спутников может и больше.
Поэтому для клиентов с дорогими спутниками разница по цене между SpaceX и Арианом - невелика.

так у Фалькона вроде есть аварийная система спасения полезной нагрузки, у конкурентов такого нет, это же как то влияет на стоимость страхования?

Нет, у *ФАЛЬКОНА* - такого нет.
Такая возможность - ТЕОРЕТИЧЕСКИ - есть у ДРАКОНА. Но пока что она не имплементирована, это ВОЗМОЖНО сделать в будущем, и они делают.
Но это - свойство корабля "Дракон", к ракете Фалькон это не относится.

> страховка начисляется на их СУММУ

Кстати, а у вас случайно нет примерных страховых коэффицентов для различных РН? Если уж совсем наглеть -- то и в динамке, с графиком по годам :)

:)
Этого нет ни у кого.
Эти гаврики - страховщики - они не раскрывают формулы, по которым расчитывают свои коэффициенты.
Они даже не говорят, какая часть страхового взноса за что идет. Ведь клиент обычно страхует свою инвестицию от очень многих событий, страховка получается комплексная, и невозможно выделить, какая именно часть - за запуск.
Однако, можно очень просто определить минимум:
Если есть некая ракета, и за последние пять, скажем, лет у неё было "А" запусков, из них "В" запусков оказались аварийными и привели к полной потере спутника - то страховой коэффициент будет НЕ меньше "В/А".
В рулетку эти ребята не играют :)

Вопреки распостранённому мнению, что цена запуска и страховки это бизнес-секрет, на самом деле - это секрет Полишинеля.
*** В тех случаях, когда заказчиком является госагентство или госконсорциум - общая сумма контракта как правило обязана быть опубликована, не всегда сразу - но рано или поздно они должны отчитаться перед Парламентом, и эти отчёты публичные. В разных странах это по-разному, но эффект одинаков.
*** Если заказчиком является открытое акционерное общество - в цивилизованном мире оно обязано предоставлять всем акционерам квартальные и годовые отчёты. Да, они не предназначены для публикации, но они распостраняются столь широко, что скрыть эти цифры - нереально. В конечном счёте - через год-другой они так или иначе всплывают.

Это два типовых случая "разглашения" этих секретов, но есть и другие, пореже и попричудливее. В результате общие суммы - что цены, что страховки - оказываются примерно известны (цена - точнее, сраховка - хуже).
Но вот внутренняя кухня - как, исходя из чего, считают страховой взнос - это уже секрет настоящий.

> Этого нет ни у кого

Жаль. Впрочем логично :) Придется закатывать губу назад.

> Если есть некая ракета, и за последние пять, скажем, лет у неё было "А" запусков, из них "В" запусков оказались аварийными и привели к полной потере спутника - то страховой коэффициент будет НЕ меньше "В/А"

Да, само собой. Тут уже, правда, интересен период/кол-во пусков за который получают аварийность, но думаю 5-10 лет и 30-50 пусков это примерно рядом.

> Это два типовых случая "разглашения" этих секретов, но есть и другие, пореже и попричудливее. В результате общие суммы - что цены, что страховки - оказываются примерно известны (цена - точнее, сраховка - хуже).

О, а нет кого-нибудь кто сводил бы разглашенные страховые суммы в таблички?

>>О, а нет кого-нибудь кто сводил бы разглашенные страховые суммы в таблички?
- как не быть :) тема такая - интересующая ...
но эти таблички не публикуют, это уже близко к понятию infringement.
Да и разглашённых insurance premiums - не так уж много.

Кто этим точно занимается - Peter de Selding.
У него в SpaceNews.com частенько бывают статьи с весьма подробной долларовой арифметикой применительно к пускам и спутникам. Но он аккуратен - таблиц не сводит. Но тем кто интересуется - даёт материал.
По цене Протонов у меня собрана небольшая колекция его статей.

> Peter de Selding.

Спасибо, гляну.

> По цене Протонов у меня собрана небольшая колекция его статей.

Если вам не слишком сложно -- дайте ссылки, пожалуйста.

Присоединяюсь к предыдущему оратору. :-)

Мне эта информация тоже очень интересна, а вот сам искать всё никак не соберусь.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account