Previous Entry Share Next Entry
Три с половиной года назад состоялся первый полёт Grasshopper
smoliarm
Собственно, полётом я назвал это потому, что не смог придумать перевод для английского «hop» в таком контексте.
Полёт был скромный – длился две секунды и достиг высоты полтора метра.
Хотя сверху это выглядело наверняка красиво. Примерно вот так:
B_grasshopper.jpg

А потом...
Потом были ещё полёты – выше, дальше и сложнее, а главное – после каждого полёта была мягкая посадка. И точно туда, куда надо :)
Каждый полёт давал новые гигабайты телеметрии и измерений – инженеры SpaceX учились управлять ракетой, стоящей на хвосте, а программисты писали новые программы – создавали автопилот, который будет управлять реальной ракетой.
Потом появился «Кузнечик-2», который на самом деле назывался "F9R Dev1", поскольку это уже была настоящая первая ступень Falcon 9.
И выглядела она уже гораздо изящнее:
B_SpaceX_F9R.jpg
У неё было пять полётов и – четыре посадки. На пятом полёте из-за «залипшего» датчика включилась система самоуничтожения.
Получился вот такой красивый кабум:
D_F9R_explosion.jpg

Параллельно с этими экспериментами, на настоящие Фальконы начали ставить посадочные ноги и пробовали возвращать их – при каждом подходящем пуске. Тут много чему пришлось научиться – например, гасить скорость перед входом в плотные слои атмосферы. Это не такая простая задачка, как кажется – тут мало "чтобы ракета не поджарилась", надо затормозить так, чтобы не вскипел жидкий кислород. И в то же время – тормозить надо не слишком щедро, чтобы осталось горючее на мягкую посадку.
Надо было научиться использовать аэродинамику, чтобы помогала вывести ракету в заданную точку.
Нетривиальные задачки тоже попались – как погасить возникшее вращение вокруг продольной оси у тридцатитонной ракеты, если единственный мощный источник тяги расположен точно на этой самой оси?
А потом начались попытки посадок на морские платформы. Выглядело это красиво:
D_space-x-ocean-landing.jpg

И поначалу попытки эти завершались кабумом,
как днём...
B_ASDS_kaboomS.jpg
... так и ночью
D_explosive-near-landing2.jpg

D_explosive-near-landing.jpg
Кстати, следует отметить, что при всх попытках ракета ни разу не промахнулась мимо платформы :) А прицеливаться надо было с высоты порядка 200 километров –  в площадку 75 на 52 метра.
А один раз, после запуска спутника SES-9, ракета пробила в палубе приличную дыру (около метра), так что остряки на форуме NSF гадали, что будет, если в следуюий раз Фалькон вообще платформу утопит:
D_k1ao1_1280.jpg
–  то ли NAVY купят у него Фалькон за большие деньги – в своих целях,
то ли Совбез ООН оштрафует его за нарушение договора о неразмещении в космосе боевых ракет.

В декабре прошлого года получилась в первый раз – посадка на сушу, "Landing Zone 1" на Кэйп Канаверал.
До последнего дня не было известно – даст ли разрешение на пробную посадку начальство базы ВВС.
Да и потом, когда, разрешение дали – уверенности не было.
02.jpg

01.jpg

03.jpg

05.jpg

D_fae685e344_b.jpg

Но вот, получилось! В первый раз:
07.jpg

А у фотографа из Florida Today – у него получился уникальный снимок:
B_LZ1-1.jpg
Это двойная экспозиция, с интервалом в 9 минут. Соответственно, два следа ракеты – на взлёте, и на посадке. Сумеете угадать – какой взлётный, а какой посадочный?

А потом, совсем недавно – получилось посадить и на морскую платформу:
D_4d19109166_b.jpg

B_crs8.jpg

Так что теперь корабль Дракон пристыкован к МКС:
CRS8d.jpg

А первая ступень ракеты, что вывела его на орбиту, вернулась обратно :)
D_13eefc575b_b.jpg
Теперь её проведут через серию тестов и – если всё окажется в порядке – снова запустят. Возможно, уже в июне.

Так вот, всё это сделала частная фирма SpaceX – за три с половиной года.
И возникает любопытный вопрос – а чего они добьются за следующие три года?
D_349c001505_b.jpg


И напоследок – маленькая цитата. Правда, я не помню откуда – то есть, помню, но приблизительно.
У моей соседки по офису в аспирантуре, Мари Хартинг, была на клипборде большая коллекция всяких философских изречений – античных, древне-римских и восточных. Вот одно их них – не то Плиний, не то Конфуций, а может и ещё кто:
«Куда приведёт идущего его дорога – это всегда вопрос.
Зато можно сказать совершенно точно, что тот, кто никуда не идет – он никуда не придёт».


D_c6t6k0.jpg
Tags:

Posts from This Journal by “spacex” Tag


  • 1
Большое спасибо за отличную подборку!

Спасибо, рад что вам понравилось :)

Отлично написано) но начинали они таки в 2002 и командой 30 человек построили 1й фалкон.
Сейчас их около 4.000 человек (думаю, на всех предприятиях роскосмоса, которые занимаются РН - столько только охранников/контролеров)

...и ещё больше "успешных менежеров"...

Кстати, продолжая тему рыночной стоимости. Я тут где-то слышал, но сам не проверял, что Тесла по операционной деятельности давно на самоокупаемости. А в минусе исключительно из-за R&D. Что ж, надеюсь, что так оно и есть :)

...лет через тридцать в комфортабельном Tesla model SpaceX на выходные скататься, кольца Сатурна посмотреть вблизи :)

Т.е. НИОКР еще не окупился? Или затраты на подготовку самого производства тоже? (Кстати, интересно, Теслы же собирают буквально на созданных заново производствах, верно?)
А какие примерные цифры и сроки? Или это коммерческая тайна?

если быть крохобором...

"...не смог придумать перевод для английского «hop» в таком контексте."

Есть устоявшийся авиационный термин - подскок...

На фотографии с длинной выдержкой (с пуском и возвращением) фотографа из Florida Today, трек с более пышным пятном в начале и с более вертикальной траекторией - это взлет, а трек с крутой траекторией - посадка.
Вот имхо тоже крутая задача - выход на цель с большой высоты, крутой траекторией и в плотной атмосфере. По-моему в лунных миссиях ЛМ выходили к месту посадки схожим образом, но на Луне малая сила тяжести и нет атмосферы:

Совершенно верно.

Для меня это было совсем просто: точка съёмки - это выход NASA parkway к берегу, оттуда никуда больше с обычнам пропуском не пустят. Тем более - с фотоаппаратом.


Траектория выхода на посадочную площадку в данном случае определена не столько физикой, сколько требованием командования US AFS - возвращаемая ступень перед посадочным включением имеет траекторию, близкую к вертикали и ведущую в океан миль на 10 от берега. Вот примерно как показано на врезке в этой схеме:



Смысл в том, чтобы в случае - отказа двигателя, неполной тяги, потери контроля и практически в любом аварийном сценарии - программе надо просто "поднять лапки кверху" и ничего не делать - и ракета упадёт в океан.

здорово и написано и фото (утром картинки не грузились)

https://www.youtube.com/watch?v=tU1b1H2EWU4 Видео Хронология - от рождения Falcon9 до приземления на платформу. Красивый видеоряд.

Спасибо, отличный клип!

Интересно, что авторы закончили его почти таким же вопросом, что и я этот пост :)

кузнечик припрыгал снова на старт

Ужасно интересно, кто у них с самого начала планировал вот этот research proposal? Что надо начинать с кузнечика и подскока на два секунды, потом перейти к кузнечику-2, снять такие и такие-то параметры, в зависимости от них спланировать последующую работу так и так-то...Все эти milestones, точки принятия решений и т.д.

>>Ужасно интересно, кто у них с самого начала планировал вот этот research proposal?
- думаю, что самая верхушка компании. Но детали мы узнаем нескоро :)

Мне не раз приходилось слышать мнение - от специалистов - что весь проект Grasshopper несёт отчётливые следы *limited budget pressure*. То есть, в процессе принятия решений доминировали не стратегические планы/прогнозы, а просто - сколько сейчас есть денег, и что реально на эти деньги построить.

Ну так у Маска цель-максимум - основать колонию на Марсе. Так что есть, куда двигаться)))) Может, конечно, не за три года, но...

Вот, кстати, да - Марс.
Дело в том, что через два года открывается самое *дешёвое* окно для запуска на Марс. Такие окна (для перелёта Земля-Марс) открываются раз в 26 месяцев (примерно), но они неравнозначны по энергии. Т.е., одна и та же ракета будет иметь разную грузоподъёмность на переход к Марсу - в зависимости от конкретного окна. В мае 2018 будет как раз такое - самое выгодное окно. Следующее такое же - в 2035-м.
Так что вполне возможно, что Маск к 2018 году попробует что-то придумать этакое - марсианское и привлекающеее внимание широких масс :))


Так вот, всё это сделала частная фирма SpaceX – за три с половиной года.


почему так упорный упор на *частную* составляющую организации? Али в Америках существует ГОСУДАРСТВЕННЫЙ космос от слова вообще?

или вы считаете космос государственный если деньги даёт государство в плане гарантированного сапплай контракта на МКС ?

>>почему так упорный упор на *частную* составляющую организации?
1. потому что это частная фирма.
2. потому что "упорный упор" выдумали вы - я же просто назвал вещь тем именем, котрым она называется.
3. Потому что проект Grasshopper-F9R не получал ни цента государственных денег.

>>Али в Америках существует ГОСУДАРСТВЕННЫЙ космос от слова вообще?
- Да:
1. NASA.
2. US Air Force Space Command
3. National Reconnaissance Office
4. USGS
5. NOAA
(список неполный:)

>>или вы считаете космос государственный если деньги даёт государство
- я ничего не считаю - я использую термины так, как они определены.

На следующем видео снята транспортировка первой ступени после успешной посадки на платформу. Когда видишь габариты, в очередной раз удивляешься инженерной мысли и мастерству персонала, отвечающего за возвращение ступени. Такую махину посадить, да ещё и на морскую платформу, одним словом - молодцы! http://youtu.be/YCv31VFk1Lg

А можно вопрос не по теме? Знаете ли вы учёных, которые в своей повседневной работе -- для вычислений, черновых набросков, оценок -- используют только компьютер и не используют бумагу? Мне это нужно для подтверждения или опровержения спорного, на мой взгляд, утверждения, будто бы в России научные работники настолько деградировали, что всё ещё пишут формулы на бумаге, когда всё прогрессивное человечество перешло на электронные носители. Буду очень признателен за ответ.

>>Знаете ли вы учёных, которые в своей повседневной работе -- для вычислений, черновых набросков, оценок -- используют только компьютер и не используют бумагу?
- Знаю. Например, я :)
Так мало пишу от руки последнее время, что почерк стал *неустойчивый*.

В то же время, я знаю лауреата пермии Гумбольдта (престижная премия в геологии и геохимии), который так и не освоил компьютеры выше Винд.3.1 - все рисунки к его статьям делает его внучка. Интернетом он пользуется только для доступа в библиотеки и реферативные бызы. Новостными порталами он пользоваться не умеет вовсе.
Ну и что?

>>будто бы в России научные работники настолько деградировали, что всё ещё пишут формулы на бумаге
- я тоже пишу формулы на бумаге - если речь идет НЕ о расчете, а об анализе.
По той простой причине, что МатКад есть ДАЛЕКО не на каждом компьютере, не говоря уже о планшетах-смартфонах.
А листок с формулами можно взять с собой куда угодно.

А вот ситуация с наукой в России действительно тяжёлая, но бумага тут ни при чём.
Учёные не деградировали - они просто разъехались. И если б только учёные - это было бы пол-беды.
Беда в том, что и преподаватели тоже разъехались.
А вместо них пришло поколение клиентов Диссернета - с цельно-тянутыми диссертациями и липовыми степенями.
И учителя они - тоже липовые. Это сильно сказывается, увы.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account