smoliarm (smoliarm) wrote,
smoliarm
smoliarm

Category:

Три с половиной года назад состоялся первый полёт Grasshopper

Собственно, полётом я назвал это потому, что не смог придумать перевод для английского «hop» в таком контексте.
Полёт был скромный – длился две секунды и достиг высоты полтора метра.
Хотя сверху это выглядело наверняка красиво. Примерно вот так:
B_grasshopper.jpg

А потом...
Потом были ещё полёты – выше, дальше и сложнее, а главное – после каждого полёта была мягкая посадка. И точно туда, куда надо :)
Каждый полёт давал новые гигабайты телеметрии и измерений – инженеры SpaceX учились управлять ракетой, стоящей на хвосте, а программисты писали новые программы – создавали автопилот, который будет управлять реальной ракетой.
Потом появился «Кузнечик-2», который на самом деле назывался "F9R Dev1", поскольку это уже была настоящая первая ступень Falcon 9.
И выглядела она уже гораздо изящнее:
B_SpaceX_F9R.jpg
У неё было пять полётов и – четыре посадки. На пятом полёте из-за «залипшего» датчика включилась система самоуничтожения.
Получился вот такой красивый кабум:
D_F9R_explosion.jpg

Параллельно с этими экспериментами, на настоящие Фальконы начали ставить посадочные ноги и пробовали возвращать их – при каждом подходящем пуске. Тут много чему пришлось научиться – например, гасить скорость перед входом в плотные слои атмосферы. Это не такая простая задачка, как кажется – тут мало "чтобы ракета не поджарилась", надо затормозить так, чтобы не вскипел жидкий кислород. И в то же время – тормозить надо не слишком щедро, чтобы осталось горючее на мягкую посадку.
Надо было научиться использовать аэродинамику, чтобы помогала вывести ракету в заданную точку.
Нетривиальные задачки тоже попались – как погасить возникшее вращение вокруг продольной оси у тридцатитонной ракеты, если единственный мощный источник тяги расположен точно на этой самой оси?
А потом начались попытки посадок на морские платформы. Выглядело это красиво:
D_space-x-ocean-landing.jpg

И поначалу попытки эти завершались кабумом,
как днём...
B_ASDS_kaboomS.jpg
... так и ночью
D_explosive-near-landing2.jpg

D_explosive-near-landing.jpg
Кстати, следует отметить, что при всх попытках ракета ни разу не промахнулась мимо платформы :) А прицеливаться надо было с высоты порядка 200 километров –  в площадку 75 на 52 метра.
А один раз, после запуска спутника SES-9, ракета пробила в палубе приличную дыру (около метра), так что остряки на форуме NSF гадали, что будет, если в следуюий раз Фалькон вообще платформу утопит:
D_k1ao1_1280.jpg
–  то ли NAVY купят у него Фалькон за большие деньги – в своих целях,
то ли Совбез ООН оштрафует его за нарушение договора о неразмещении в космосе боевых ракет.

В декабре прошлого года получилась в первый раз – посадка на сушу, "Landing Zone 1" на Кэйп Канаверал.
До последнего дня не было известно – даст ли разрешение на пробную посадку начальство базы ВВС.
Да и потом, когда, разрешение дали – уверенности не было.
02.jpg

01.jpg

03.jpg

05.jpg

D_fae685e344_b.jpg

Но вот, получилось! В первый раз:
07.jpg

А у фотографа из Florida Today – у него получился уникальный снимок:
B_LZ1-1.jpg
Это двойная экспозиция, с интервалом в 9 минут. Соответственно, два следа ракеты – на взлёте, и на посадке. Сумеете угадать – какой взлётный, а какой посадочный?

А потом, совсем недавно – получилось посадить и на морскую платформу:
D_4d19109166_b.jpg

B_crs8.jpg

Так что теперь корабль Дракон пристыкован к МКС:
CRS8d.jpg

А первая ступень ракеты, что вывела его на орбиту, вернулась обратно :)
D_13eefc575b_b.jpg
Теперь её проведут через серию тестов и – если всё окажется в порядке – снова запустят. Возможно, уже в июне.

Так вот, всё это сделала частная фирма SpaceX – за три с половиной года.
И возникает любопытный вопрос – а чего они добьются за следующие три года?
D_349c001505_b.jpg


И напоследок – маленькая цитата. Правда, я не помню откуда – то есть, помню, но приблизительно.
У моей соседки по офису в аспирантуре, Мари Хартинг, была на клипборде большая коллекция всяких философских изречений – античных, древне-римских и восточных. Вот одно их них – не то Плиний, не то Конфуций, а может и ещё кто:
«Куда приведёт идущего его дорога – это всегда вопрос.
Зато можно сказать совершенно точно, что тот, кто никуда не идет – он никуда не придёт».


D_c6t6k0.jpg
Tags: spacex
Subscribe

Posts from This Journal “spacex” Tag

  • Humans - for scale

    Люди - для масштаба Это Starship SN8, и Маск обещает на той неделе добавить обтекатель и носовые крылышки. А вскоре после этого - - запулить его…

  • Малый пробег, один хозяин, не бита, не крашена

    ВВС США внесли в контракт с компанией SpaceX модификации, позволяющие использовать повторные бустеры для запуска спутников GPS-III. Additional…

  • Два Раптора...

    ... на фабрике SpaceX, Hawthorne - перед отправкой в МакГрегор Снимок этот уже обсуждали на различных форумах - и частенько при этом сетовали, что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments