Previous Entry Share Next Entry
Новое слово в космонавтике
smoliarm
Даже не одно, а пара

Первое: SpaceX успешно провела испытание возвращённой первой ступени - a full-duration static fire test.

Ну, строго говоря, ничего особенно интересного в этом клипе нет - две с половиной минуты работает большая (с десятиэтажный дом) дымовушка.
Ну ещё - довольно громкая дымовушка (мягко говоря - слышимость на десяток миль), но больше - ничего.Так что видео можно и не смотреть.
Однако, значимость этого события - как говорится, переоценить трудно. Это такой же шаг к многоразовой ракете, как и успешное возвращение первой ступени.
Действительно, посадка Фалькона - что на землю, что на морскую платформу - это, конечно, очень зрелищно. Но без возможности повторного использования этой ступени - вся эта посадка есть зрелищный номер и не более того, увы.
Такую возможность и показал этот тест - две с половиной минуты работы "дымовушки" - это полное время работы первой ступени на реальном запуске.
Испытание было сделано на *Falcon-9 Stage One № 0024*
Это та ступень, что от майского запуска (May 06, 2016) спутника JCSat-14. Запуск был на геопереходную орбиту, и именно эта первая ступень имела ОЧЕНЬ малый запас горючего для возвращения. Поэтому первый тормозной импульс перед входом в атмосферу (*reentry burn*) был ОЧЕНЬ короткий, а вот скорость на входе в атмосфера - самая высокая.
В этом-то и изюминка - испытанию подвергнута самая "поджаристая" ступень (из пяти имеющихся), т.е. та, что испытала при возвращении наибольший термический стресс.
Эта конкретная ступень в будущем уже больше никуда не полетит, а будет использована для различных тестов. То есть, прописана она теперь в МакГрегоре.
А первый полёт повторной ступени состоится этой осенью (зимой), для него будет использована *Stage One № 0023* от запуска CRS-8 (8 апреля 2016).
Это будет НЕ тестовый запуск, а коммерческий - найден заказчик, который согласен на участие в подобном эксперименте, с соответствующим риском, и - естественно - за некоторую скидку в цене.
Все эти детали - и заказчик, и величина скидки - пока официально не названы, но факт, что договор уже заключён - уже известен.
Моё предположение - заказчиком окажется компания SES.
Впрочем, вариантов тут немного, вот табличка запусков SpaceX c планами на остаток этого года:

Из оставшихся одиннадцати пусков этого года для повторного использования первой ступени подходят только 4: SES-10; SES-11/Echostar 105; KoreaSat 5A; Echostar 23,
все остальные отпадают либо технически, либо по условиям контракта.

И вторая новость - по рубрике "ВНЕЗАПНО"
Восемнадцатого июля состоялась послеполётная прессконференция в Кеннеди-центре, от SpaceX там был Hans Koenigsmann (VP), от NASA - Joel Montalbano (Deputy ISS Program Manager).
Полное видео конференции - Post Launch News Conference for SpaceX Falcon 9 Flight with CRS-9
И ничего "внезапного" там не было, да и вроде не ожидалось, однако...
...уже в самом конце (примерно 14:30) был задан вопрос: *When will SpaceX start RE-using Dragon spacecrafts in CRS missions?*
И ответ оказался - неожиданный.

В правой колонке - мой перевод на русский, а в скобках италиком - мои комментарии


Question for Hans: When will SpaceX start RE-using Dragon spacecrafts in CRS missions? Вопрос к Гансу: Когда SpaceX начнет повторно использовать корабли Dragon для полётов CRS?
Hans: I think it depends largely on NASA...  We have a plan... I believe... Umm... Ганс: Я думаю, это в основном зависит от НАСА... Мы планируем... Я полагаю... М-м...
(И действительно, вопрос настолько зависит от НАСА, и настолько не зависит от SpaceX, что Ганс даже не уверен, что он тут может говорить, а что – не может)
Joel: I think we are looking at SpaceX 11. Джо: Думаю, что это произойдёт на SpaceX 11.
(Вот так – просто и ясно)
Hans: Yes – SpaceX 11 or 12. And now we are at 9. So – not too far from now. Ганс: явным облегчением) Да, SpaceX 11 или 12. А сейчас ма на девятом. Значит, довольно скоро.


И надо сказать, что для меня это действительно - полная неожиданность. Поскольку в тексте контракта CRS-1 четко оговорено - и не единожды - что используется только новое hardware.
Ну что ж - получается, что НАСА - после того как внимательно изучили девять возвращённых Драконов - пришли к выводу, что их действительно можно использовать повторно - и модифицировали контракт.
Полёт грузового Dragon CRS-11 запланирован на 1 февраля 2017, а Dragon CRS-12 - 1 июня 2017.
Ждать действительно не долго :)

==================================================================
Ещё новость, уже по другой теме, но - "чтоб два раза не вставать" :)
На днях был опубликован план МКС (так называемый FPIP-chart) на год вперёд.
Да, это рабочее - то есть, черновое - расписание, и оно может измениться (и не раз).
Тем не менее - в рабочее расписание станции уже вставлены два тестовых полёта пилотируемого Дракона (Dragon v2) к МКС:
Первый (без экипажа) запланирован на 12 мая 2017, второй, с экипажем - 24 августа 2017.

И ещё - чтоб три раза не вставать: недавняя статья в Space News по теме Red Dragon, о марсианских планах SpaceX/NASA.
В статье конкретизируются детали их сотрудничества по проекту и даже озвучен бюджет - 300 млн собираются вложить SpaceX, 36 млн - NASA.

Tags:

Posts from This Journal by “spacex” Tag


  • 1

Эту ступень прожгли три раза за три дня)) будут мучать пока не назвалится, наверное


Да, похоже, что цель именно такая :)

...либо по условиям контракта.

А можно поподробнее-это как? В контракте указано что ступень не может использоваться повторно?

Re: ...либо по условиям контракта.

>>А можно поподробнее-это как?
можно :)

>>В контракте указано что ступень не может использоваться повторно?
- наверное, нет. Ну какая им разница, что ПОТОМ будет со ступенью? - клиент не становится *владельцем* ракеты, он покупает *сервис*.

Конкретно, по моему списку:
Известно, что контракт с Iridium предусматривает использование ТОЛЬКО нового hardware, об этом говорил их CEO, Matt Desch.

Примерно то же самое известно про запуск Sherpa SSO. Хотя в дальнейшем Sherpa - вполне возможно - станет одним из заказчиков именно на *used Falcon*, но НЕ сейчас.

Про контракт CRS написано собственно в посте...

Это исключает четыре пуска из одиннадцати, ещё два отпадают по времени (самые ближайшие), пуск Falcon Heavy Demo - отпадает технически. Остались четыре, которые я и перечислил.

Понятно. Февраль 2017. Полагаю, без экипажа на первый раз.

*Февраль 2017* - это ГРУЗОВОЙ Дракон, по контракту CRS.
Там не было экипажей и не будет никогда.

космос выжатый апельсин

в космонавтике ничего новго не может быть всуе особенно в плане грузовых доставок и ракетоносителей.
круговая порука , солидарность менеджмента стричь купоны выдаются за великие достижения ,
такого же свойства обманка тесла аккумуляторы стоимостью в 22 тысяч долларов когда как , любой человек может купить вполне сносную авто за 2500 долларов .
за гламурный пиздещь и костюм с одного и того же материала что китайцы шьют что итальянцы надо платить согласно устройства моска .
про ракетоносителья не берусь утверждать однозначно но проект тесла несет в себе нагрузку держать цены на нефть в некотором балансе.


Re: космос выжатый апельсин

Вы не туда попали.
*за гламурный пиздещь* вам надо обсуждать с эльмуридами - *согласно устройства моска*.
Или к фрицморгенам, обсудить *свойства обманка тесла*.
Но лучше - к психиатру.

Полёт грузового Dragon CRS-11 запланирован на 1 февраля 2017, а Dragon CRS-11 - 1 июня 2017.

Не опечатка? Наверно, во втором случае CRS-12?

Да, опечатка, исправил.
Спасибо :)

единажды
Аллоэ, автор, заюзайте спелчеккер. И не италиком, а курсивом. Зашел сюда по ссылке, вряд ли вернусь, но пишите грамотно, уважайте русский язык.

Ступень закреплена ...


... за верхнюю часть. То есть баки наддуты во время прожига или решили: "ну и пусть слегка помнется, все равно никуда не полетит)) ?"

Re: Ступень закреплена ...

или имитация второй ступени и ПН?

Комменты - агонь! и где только берете таких психов?)

Ступень закреплена ...
sambatis
2016-08-01 05:27 (UTC)
Отслеживать

... за верхнюю часть. То есть баки наддуты во время прожига или решили: "ну и пусть слегка помнется, все равно никуда не полетит)) ?"
-------------------------------------------------------------------------------------------
Наверху, я думаю, устройство для замера тяги ступени, типа гидроцилиндра - по давлению в полости определяется тяга. Возможно такое устройство использовать для нагружения осевой силой для имитации хоть 4g.Решение недорогое, но функциональное.

Нет, устройство для замера тяги - оно внизу, это известно давно.
По поводу вехней надстройки - из моего ответа sambatis:

**- Ступень закреплена снизу, конструкцию этих холдеров в своё время подробно изучали/обсуждали фаны на НСФ. Она вполне достаточна, чтобы держать полную тягу всех 9-и Мерлинов. И 27-и - тоже :)
А вот что за конструкция сверху (светло-коричневый цилиндр и тяги от него вниз) - я не знаю. Первое, что приходит в голову - бочка это имитатор веса второй ступени, а тяги - для имитации MaxQ. Но это - pure speculation.**

Интересен еще один момент - черный цвет парогазовой смеси в газоотводном канале, раньше был белый. В НК была высказана версия, что много керосина в завесном охлаждении. Развивая эту мысль, возникает версия - обнаружены места в рубашке охлаждения, где скапливаются трудно удалимые остатки сажи, кокса.Для компенсации локальных мест возможного перегрева местами усилено завесное охлаждение, технически это несложно сделать без разборки движка. А теперь идет этап проверки этого технического решения до полного отказа, без всяких операций типа промывки, беглый визуальный осмотр и прожог, прожог ...
Вопрос к smoliarm, как химику по образованию. Можно ли как то оценить насколько (по цвету )увеличен расход керосина на завесное охлаждение - в два, три раза? Все таки это снижение УИ, ограничение ПН при многократном использовании. Кстати, сейчас как раз получат изменение УИ от количества прожогов.

Дело в том, что я здесь совершенно незнаком как с русской терминологией, так и с русским жаргоном.
Всё, что я знаю по теме (не так уж много, на самом деле) - я знаю по-английски.
Поэтому уточню:
>>... цвет парогазовой смеси
- как я понимаю, это то, что басурмане называют PLUM или на французкий манер "плюмаж"

>>...в газоотводном канале
= flame trench

>>...В НК была высказана версия, что много керосина в завесном охлаждении.
- термин *завесное охлаждение* я не знаю.

>>...возникает версия - обнаружены места в рубашке охлаждения, где скапливаются трудно удалимые остатки сажи
- тогда возникает вопрос/недоумение - "почему это проявилось на двигателях со столь МАЛОЙ наработкой?" - непонятно.
Ведь на design validation tests - двигатели гоняли ГОРАЗДО дольше.

Теперь по цвету плюмажа:
Во первых, избыток сажи в нем можно получить простым добавлением избытка воды во flame trench. Идёт "заморозка" пламени и провоцируется распад СО на сажу и радикальный кислород. То есть, цвет плюмажа зависит НЕ ТОЛЬКО от соотношения керосин/кислород в камере сгорания.
Однако - в данном случае я согласен - цвет настолько темный, что возникаем впечатление о СИЛЬНОМ дефиците кислорода - и именно в камере сгорания.

>>Можно ли как то оценить насколько (по цвету )увеличен расход керосина на завесное охлаждение
- опять-таки, я не знаю "завесное охлаждение", поэтому отвечаю на вопрос немного другой :)
Да - безусловно - по ВНЕШНЕМУ виду дыма (plum) - МОЖНО (и довольно надёжно) оченить его состав. То есть, по "цветности" рассчитать мольные пропорции Н2О, СО2, СО и сажи в этом дыме. Это ОЧЕНЬ хорошо проработанные методики - экологами, а ещё раньше - военными.
ОДНАКО - для этого нужна съёмка, которая называется multi-spectral - минимум ПЯТЬ цветовых каналов (граничный УФ, 3 "RGB" и ближний ИК) Сейчас у французов (CNES) летает на спутнике такой прибор - две оптических системы, 3 CCD, 9 каналов. Они утверждают, что их калибровки по составу известных промышленных дымов воспроизводятся в пределах 2 (двух!) процентов. Да, но стоит такой *приборчик* - дороже боевого вертолёта :)
Так что в принципе - теоретически - такое безусловно возможно.
Однако в данном случае - сравнивая разные клипы на Ютубе, сделанные разными и НЕкалиброванными ТРЕХ-канальными камерами - нет. Количественно оценить не получится.

>>Все таки это снижение УИ, ограничение ПН при многократном использовании...
Я так понимаю, что ПН - полезная нагрузка, а УИ - это удельный импульс (и надеюсь, тот, который в секундах - Isp).
В целом, задачка, я согласен - интересная. НО - практического смысла она не имеет, и вот почему.
ПЕРВОЕ:
Если мы говорим ТОЛЬКО о керосин-кислородной паре, то снижение доли окислителя (до некоторого порога) снижает Isp НЕсильно. В этом принципиальное отличие керосин-кислородной пары от гептил-тетроксидной.
Конкретно, этот интервал заключён в границах
от
С12Н26 + О2 --> СО2 + Н2О
и до
С12Н26 + О2 --> С + СО + Н2О

Кстати, теоретический предельный Isp для этих двух реакций несложно посчитать - нужны только Гесс и справочник ТСИВ :)
А так, навскидку, без расчётов - потеря по удельному импульсу для второго режима горения будет первые десятки секунд (емнип)
То есть, если у Мерлина в обычном режиме Isp был 315 с, то тут он упадёт не ниже 270. И это - предел, до такого (270) может и не дойти.
Но и этот Isp - на первой ступени - вполне приемлим.
(Frozen) (Parent) (Thread)



"NASA's" (!) new space plane...
:)
*Stars and Stripes* в своём амплуа :)

======
А Sierra Nevada - молодцы!
Года два назад, когда SpaceX и Boeing были объявлены финалистами ССТ, а SNC пролетели, тогда на форуме НСФ был просто шквал огорчений по Dream Chaser и прогнозов, что теперь ему кирдык.

Помнится, тогда только Jim Nightgator сказал что-то вроде "погодите их хоронить" - в своём обычном стиле (т.е., голословно-утвердительно). И кто-то из огорчённых фанов Дрим Чейзера написал ему целый список объективных причин, которые теперь приведут к гибели всего проекта. Джим ответил опять-таки лаконично: I know all this. But - they'll live. (и, как видим, он оказался прав). А тогда его завалили вопросами - что же он считает более тяжёлым ударом для Дрим Чейзера? И - "Когда их хоронить?"
Ответ был - "When I say so".
:)

Из анонса нового номера НК:
"6 мая стартовала РН Falcon 9 FT с коммерческим спутником связи JCSat-14.В ходе миссии была выполнена посадка первой ступени носителя на самоходное судно-дрон ASDS (Autonomous spaceport drone ship) под названием Of Course I Still Love You («Конечно, я все еще люблю тебя). SpaceX решила использовать для «самых высокоэнергетических» миссий двухимпульсную схему возвращения с включением трех двигателей из девяти на максимальной тяге и с переходом при посадочном торможении на работу одного двигателя с регулированием тяги в широких пределах. Три импульса потребовали бы примерно 50 тонн топлива на возвращение и посадку, двухимпульсный маневр позволил сэкономить – по оценкам экспертов было израсходовано 31,32 т топлива."
20 т экономии!

Менее половины процента массы на столе (и пусковой тяги) и ничтожную сумму за потраченное топливо против сложного обеспечения баржи и опасность.

Недавно, якобы, Илон Маск в twitter сообщил, что лучше бы все на землю сажать решили... но займется он не этим, переделывать не будет.

Edited at 2016-08-01 12:57 pm (UTC)

Стоило месяц поваляться клещом покусанным - и столько интереснейших событий прозевал.
Очень здорово, спасибо.

почемуто ни кто не придал значение что при запуске 14 августа на нижней шкале название экспериментальная посадка заменили на попытка посадки. Получается что посадка уже отработана и это не эксперимент и испытания а штатная посадка первой ступени.

Почему "никто не придал значения"?
:)
Я - придал.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account