Previous Entry Share Next Entry
Запустили -- Посадили -- Продали
smoliarm
SpaceX and SES объявили сегодня, что подписали соглашение о запуске спутника SES-10 ракетой Фалькон с повторной первой ступенью:
**30 August 2016 - SES (Euronext Paris and Luxembourg Stock Exchange: SESG) and SpaceX announced today they have reached an agreement to launch SES-10 on a flight-proven Falcon 9 orbital rocket booster.
The satellite, which will be in a geostationary orbit and expand SES’s capabilities across Latin America, is scheduled for launch in Q4 2016. SES-10 will be the first-ever satellite to launch on a SpaceX flight-proven rocket booster.
**


(Первая ступень Фалькона, после успешного запуска Dragon CRS-8 и успешной посадки на морскую платформу. Фото из фликера SpaceX)


Интересно отметить, что повторно используемую первую ступень в документе называют не "повторная" или "used", а -- flight-proven. То есть - проверенная полётом. Искусство формулировок :)

Запуск спутника SES-10 сейчас планируется на октябрь 2016, а первая ступень, что будет использована - это F9-S1-023. Свой первый пуск она отработала с Драконом (CRS-8) 8 апреля 2016. Это будет третий или четвёртый запуск SpaceX этой осенью: первый запланирован на 3 сентября (AMOS-6) с Кейп Канаверал, 20 сентября - Iridium NEXT Flt#1 из Ванденберга.
А вот потом будет либо SES-10 (Кейп Канаверал), либо Formosat-5 / Sherpa SSO (Ванденберга) - и какой уйдёт раньше - пока не ясно.
Ещё стоит отметить, что - если пуск SES-10 в октябре состоится, то получится, что прошло меньше года между первой успешно возвращённой ступенью - и первым коммерческим использованием таковой ступени. Это - неплохой темп. Очень неполохой.
Да, тут остаётся ещё место для скептиков и их рассуждений о том, что надо продемонстрировать поток повторных ракет и доказать sustained pricing для них. Спорить с ними не стоит, и вот почему. В данной конкретной ситуации лучше следить за другими событиями: когда SpaceX объявит цену на свои *подержанные* Фальконы, и - если эта цена окажется в пределах 45 млн $ за пуск - это напрочь убьёт бизнес коммерческих запусков Союзов. Да, именно убьёт - точно так же, как цена в
60 млн $ за пуск нового Фалькона убила коммерцию Протонов. Можете поставить закладку - и потом проверить :)

В целом, планы на оставшиеся 4 месяца у SpaceX довольно напряжённые - шесть запусков с Кейп Канаверал и три запуска из Ванденберга.
Запуск Falcon Heavy в этом году уже точно не состоится, и даже возможно, что он уйдёт на второй квартал 2017. И по-моему - дело тут не в каких-то особенных технических трудностях (хотя таковые наверняка есть), а просто в том, что запуск
Falcon Heavy - он НЕ стоит в списке приоритетов - ни для НАСА, ни для самих SpaceX.


Tags:

Posts from This Journal by “spacex” Tag

  • Илон Маск объявил новый проект

    (глобальный) Комментарий И. Бигдана: " Похоже придется таки эмигрировать на Марс"... Ну а что? Маск - мастер пиара, не отнять :)…

  • Капитуляция с эпиграфом,

    обзором прессы, эпилогом и дискотекой Эпиграф: «Мой юный читатель! Конечно же, ты ходишь в секцию ракетомоделирования, и тебе…

  • Happy Birthday Falcon 9!

    Запуск Falcon 9 FT / SES-12, 4 июня 2018, фотограф John Kraus. Восемь лет назад, четвёртого июня 2010 года состоялся самый первый запуск ракеты…


  • 1
Формулировка важная. Я вообще полагаю, что проверенность это главное достоинство происходящего. Может и цены снижать смысла нет. Разве что пока идут испытания сделать скидку.

В целом, снижение цены пуска это тактика, а не цель. То есть "убить Союзы" - не цель SpaceX. Уж скорее, убивать им надо Ariane и Atlas, а Союз падет сам.

Хорошо, конечно, иметь возможность кратно снижать цену. Но после того как SpaceX научится пускать чаще 20 раз в год. То есть после того как SpaceX сможет удовлетворить спрос при нынешнем уровне цен и услуг.

>>То есть "убить Союзы" - не цель SpaceX. Уж скорее, убивать им надо Ariane и Atlas, а Союз падет сам.
У них таких целей нет. И даже Арианы или Атласы - им *убивать* совершенно не нужно.

Тем не менее - "nota nostra manet", как писал Александр Сергеич.
И хотя цели такой - нет, таковой эффект - будет, если будут соблюдены указанные условия: а) объявлена фиксированная цена б) не выше 45 млн.

Об Atlas и Ariane спорно. Их клиенты могут стать клиентами SpaceX, очевидно. Хотя, конечно, умереть ни тому, ни другому не дадут, монополии SpaceX не потерпят.

Ваше утверждение было сразу понятно. Я же пытаюсь восстановить цели SpaceX. На сверхприбыли они могли бы продолжить развитие. И, хоть и осторожно, но можно предположить, что Илон Маск предпочитает такой путь. Он мог бы тянуть Falcon-1, мог сделать Falcon-5, мог перестать выжимать из Merlin тягу и не связываться с переохлаждением. Наконец, он может выполнить маленький контракт на Raptor, но не делать новую верхнюю ступень и носитель...

И так далее.

Если не понять движущие силы, то трудно угадать развитие. Ведь ясно же, что спрос и экономические законы управляют его деятельностью, но Илон Маск пока умудрялся предотвратить застой. Хотя вот Heavy все откладывается, так как возникают задачи насущнее.

Вот что мне совершенно непонятно, почему они не запускают для пробы воду? Потерять не жалко, а потребность на МКС всегда имеется.

Во-первых, потому что не особо нужна (там давно есть "Paragon"); А во-вторых, потерять - ОЧЕНЬ жалко :(
Бак с водой - САМ - на МКС не прилетит, нужен КОРАБЛЬ, чтобы этот бак туда доставить. То есть - Дракон, а он стоит существенно дороже, чем первая ступень Фалькона.

Всё так, но тут даже макет потерять будет жалко. А стоимость Драгона нужно не со стоимостью ступени сопоставлять, а со стоимостью спутника. Там много аспектов, так что есть сомнения. А воду и так каждый раз возят, неплохой товар. Ну разве что Знамя Победы и колорадские ленточки, товар-то сезонный, но спросом пользуется.

И о Heavy. Думаю, что первее Dragon V2 и контракт ВВС на разработку Raptor. Третья задача, которая явно давит: частота пусков и новые пусковые.

Как я читал, их космодром будет построен не так быстро, как ожидалось из-за данных изысканий, там грунт надо усилить. Не просто испытание Heavy, а его выгодное использование, полагаю, зависит от отработанности посадки и пусковых и посадочных мест.

Китайцы рвануться покупать у Маска технологию!Миллиарды предложат!

Re: Спорим?

Китайцы давно напокупали чего-то такого на миллионы. Не скоро разгребут.

меня больше интересует техническая сторона вопроса: эту проверенную полётом ступень только прожигали или нужны были какие-то существенные доработки/замены отработавших своё деталей. Никто не встречал инфы по этому поводу?

>>Никто не встречал инфы по этому поводу?
Характер этой инфы таков, что и она сама, и те, кто её встречал - об этом молчат.
:)

как всегда самое интересное скрывают!=))

А что именно вам так любопытно? Вот аж самое интересное. А по-моему, дело в цене и надежности.

Притом я совсем не понимаю, как многие ожидают, что цена услуги снизится в разы, когда пока что речь о части носителя, стоимость которого - вовсе не вся стоимость пуска.

Так что меня вообще не занимает, что они меняли. Илон Маск говорил об обслуживании по состоянию.

>>как всегда самое интересное скрывают!=))
- да почему же ?
САМОЕ интересное (и самое главное) здесь от нас никто не скроет:
*** мы безусловно увидим, как БЫСТРО возвращённая ступень может быть подготовлена к следующему полёту;
*** объявленная цена повторного пуска нам расскажет ГОРАЗДО больше о том, нужны или НЕ нужны "какие-то существенные доработки/замены";
*** а относительная доля повторных пусков в общем потоке запусков SpaceX расскажет нам, насколько прибыльной является эта цена.

>>...или нужны были какие-то существенные доработки/замены отработавших своё деталей.
- не будучи СПЕЦИАЛИСТАМИ, мы с вами НИКОГДА не сможем определить степень существенности тех или иных работ по подготовке повторной ступени к полёту. Но мы можем отметить, напериме, такую деталь: возили ступень после возвращения в McGregor or Hawthorne? Если нет, то "степень существенности" сильно снижается - на космодроме нет (и быть не может) возможностей и инструментов, которые есть на заводе и тестовом полигоне.

"мы с вами НИКОГДА не сможем определить степень существенности тех или иных работ по подготовке повторной ступени к полёту" — это то понятно. Просто интересно, насколько близко обслуживание слетавшей ступени будет к самолётному. Конечно, косвенно об этом скажет и цена и время подготовки к следующему полёту. Но мне интересен сам технический процесс, насколько мы близки к фантастическому "взлетел, сел, заправил, снова взлетел".

свои *подержанные* Фальконы

на сайте СЕС их называют "проверенные полётом")))

пока так
2016-08-31_11-16

посмотрим на осеннюю гонку)

Спасибо, Макс,
Пара небольших замечаний:

Если вы включаете "Союзы" в выборку под названием "средний и тяжёлый класс", то надо следить, чтобы в сумму Союзов не попали пуски Союз-2.1в - это уже ракета легкого класса. В этом году она ещё не летала, но в планах на конец года один (два?) пуска именно этого варианта - есть.

И Китай: Ракеты CZ-2E и CZ-2F безуслвно попадают в средний класс (или даже "средний-плюс"). В этом году их пусков ещё не было, но осенью - будут.

Спасибо, обязательно учту когда буду обновлять табличку

Господа "скептики", если я правильно понял сей термин, даже в условиях фактического демпинга Роскосмоса со стороны спейсИкс будут кричать о накачке последних миллиардами от Госдепа США и бесплатных технологиях от НАСА, так что обращать внимание на их вопли не стоит. Вспоминается разошедшийся широким тиражем текст, времен первых попыток посадить первую ступень девятого сокола, на пророссийских ресурсах, якобы Протон по выводимой нагрузке является носителем тяжелого класса, а возвращаемый Фалькон среднего, посему смысла в посадке первой ступени нет. Потом(когда посадка была успешно совершена) были разговоры, что технологии ракетной посадки были отработанны и апробированны в рамках лунной программы, хотя американцы на Луне конечно не были, Боже упаси... В методичках сразу появилось - "А вот если американцы вновь запустят отработанную ступень, иначе несчитово...." Запустят первую ступент повторно, хомячье вновь придумает что-нибудь, например, что повторно использовалась только лишь первая ступень, а не вся ракета, тем более что "американцы не могут создать собственные ракетные двигатели, а вынужденны закупать их в России", а вот когда вся ракета повторно полетит... Или вообще, скажут, что это новая ракета за 45 мультов вечнозеленых запустила на орбиту нагрузку, а финансирует этот банкет жидобандеровска масонская ложа, поставившая своей задачей уничтожение великой и прекрасной России.
А вообще запуски - это запуски, имхо гораздо важнее, ЧТО запускать. И тут, как мне кажется, подавляющее превосходство за буржуинской нагрузкой.

Edited at 2016-08-31 07:13 pm (UTC)

Имхо Heavy пойдет в серию когда Маск допилит Драгон-2 для Марса

  • 1
?

Log in

No account? Create an account