Previous Entry Share Next Entry
Repost: простой искусствовед
smoliarm
Originally posted by mi3ch at простой искусствовед


Роза Антония Мария Валлан была обычным французским искусствоведом. В 1932 году она на добровольных началах приступила к изучению коллекции Национальной галереи Жё-де-Пом в Тюильри. После начала войны она становится хранителем музея Жё-де-Пом. Так получилось, что именно этот музей немцы выбрали в качестве транзитного пункта для перемещаемых художественных ценностей. Все ценности ограбленных музеев и частных коллекций Европы стекались сюда, как на центральный склад. А уже потом распределялись и отправлялись по соответствующим адресам в Германии.

Роза Валлан начала тайно регистрировать максимально возможное количество произведений искусства, отправляющихся в Германию. В течение четырех лет она тщательно записывала, откуда они пришли, к какому нацистскому бонзе направляются, когда именно и каким транспортом. Валлан заполняла сотни карточек, получая сведения из различных документов (она свободно владела немецким языком) или из разговоров немецких офицеров и чиновников.

Всю полученную информацию она, рискуя жизнью, передавала в Сопротивление с тем, чтобы ни в коем случае не были взорваны транспорты, в которых находились произведения искусства. За четыре года Роза Валлан собрала и передала сведения о более, чем 20 тысячах художественных ценностей. С осени 1944 она информирует также и союзников с целью недопущения бомбардировок тех объектов, где, по её сведениям, хранятся украденные ценности. Одним из тех, кто сотрудничал с Розой Валлан, был лейтенант американской армии Джеймс Роример, будущий директор музея Метрополитен. Данные, собранные Розой Валлан, помогли впоследствии найти и вернуть большое число произведений искусства.

После войны Роза Валлан работает в Комиссии по реституции художественных ценностей. Она отправляется в Германию в звании капитана 1-й французской армии. Здесь Роза Валлан выступает свидетелем на Нюрнбергском процессе, принимает участие в возвращении произведений искусства, а также помогает в восстановлении немецких музеев.

За свои заслуги Валлан получила орден Почетного легиона Франции и медаль Сопротивления. Она также была принята в командоры ордена Искусств и литературы, став одной из самых титулованных женщин Франции. Несмотря на все титулы и медали, Роза Валлан так никогда и не добилась во Франции ни славы, ни широкого признания. Отчасти это объяснялось ее социальным статусом: скромная женщина, выросшая в маленьком городе, она работала в области, в которой преобладали мужчины-аристократы. Но еще важнее было другое. Она рисковала жизнью, чтобы спасти от уничтожения и вернуть людям десятки тысяч произведений искусства, для чего она активно сотрудничала с американцами. Для многих французов это звучало почти непатриотично. Современников начала раздражать ее неутомимость в преследовании нацистов и розыске украденных произведений искусства. В то время многие были бы рады забыть ужасы войны; но Роза ничего не забывала и никого не оставляла в покое. Роза Валлан была обречена на роль вечного изгоя.

via
via

Posts from This Journal by “невиртуальный мир” Tag

  • Семья

    из ФБ Тани Хейн Бабушка Софья Аньоловна. Была в ДЕТГИЗЕ, немного писала детские книжки и пьесы для театра кукол. Тетя Ольга Туся…

  • Упс! (от Huffington Post, то тэгу «ножки»)

    The Huffington Post : « Oops! Ivanka And Jared Failed To Disclose Their Million-Dollar Art Collection» Abstract: Ivanka Trump and…

  • Вопрос от Bloomberg Businessweek

    "Если бы Америка была компанией - хотели бы вы оставить такого гендиректора?" Интересная статья в Bloomberg Businessweek - от…


  • 1
Всегда с огромным интересом читаю Ваш блог.

Маленькая ремарка.
Париж, всегда, ещё до революции очень привлекал большевиков. Именно под Парижем — в Лонжюмо была известная партийная школа, созданная Лениным.
Во Франции, естественно, было немало сторонников Октябрьской революции и французское представительство в Коминтерне было САМЫМ многочисленным.

Гитлер начал войну и захватил почти всю Францию, но Советский Союз был союзником Германии, а потому все французские коммунисты получили приказ — помогать немецким войскам.
Но через два года, после вероломного нападения гитлеровских войск на СССР -коммунисты франции получили приказ бороться с немцами, и благодаря своей многочисленности, составили существенную часть движения сопротивления.
Кроме самих французов, по понятным причинам там было много европейских евреев, русских из СССР (вывезенных на работу в Германию и сбежавших оттуда), и конечно некоторые русские эмигранты.

Дело было не в том, что «сражающаяся Франция» отвлекала совсем небольшую часть немецких сил в Африке, а на восточном фронте воевала имевшая чисто символическое значение французская эскадрилья «Нормандия-Неман».

Важнее другое.
В последствии, хотелки генерала де Голля были полностью и блестяще использованы Сталиным.
Генерал де Голль настаивал на том, что он единственный руководитель борьбы французов с немецкой оккупацией, но и претендовал после победы союзников над Германией, на руководящую роль во Франции. Но ещё пытался утвердить в Англии и США представление о том, что он и его отряды и правительство в Алжире — это и есть вся Франция.

Между тем, оккупированная после капитуляции Франция была важнейшим союзником Германии.
Вся мощная военная промышленность - полностью работала на Германию, правительство Виши к тому же послушно посылало на работу в Германию сотни тысяч французов, и выдавало немцам всех найденных евреев. Спаслись немногие.
Лишь благодаря Сталину, Франция превратилась в союзника антигитлеровской коалиции.

..об майском восстании 1968 года в Париже, конечно, французы не могут забыть, но предпочитают об этом поменьше писать, в самой Франции.
И Советском Союзе, который к этому имел самое непосредственное отношение!

И вообще, во Франции, за коммунистов всегда голосовало в десять раз больше, чем в западной европе, после войны, ФКП стала (с помощью де Голля) самой мощной в стране партией.
Аж до самого краха СССР - Париж был в «красном кольце» коммунистических муниципалитетов.

К чему это всё написал?
Мне кажется, в том числе и поэтому, великолепная Роза Валлан так и не добилась во Франции ни славы, ни широкого национального признания.
Очень многие французы рады были, чтоб побыстрее забыть своё грязное прошлое, теперь по известным нам причинам.

Памяти мужественной Розы Валлан.

Интересно, найдутся ли в московских музеях такие же бесстрашные искусствоведы, которые зафиксируют все то что Москва украла у своих оккупированных колоний, а теперь крадет полотна Айвазовского в оккупированном ею украинском Крыму или это риторический вопрос?

А почему нет?
Достойные и смелые люди есть везде - их просто немного.

И кстати, на мой субъективный взгляд - среди искусствоведов и *музейных крыс* смелых людей - не меньше, чем среди десантников :)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account