Previous Entry Share Next Entry
КИВИАНА
smoliarm
или ещё раз про ракету на батарейках

В прошлый раз мой пост про новозеландского инженера и бизнесмена Петера Бека и его ракету «Электрон» привлек внимание публики.
Там были разнообразные критические комментарии, например такой:



И поскольку сейчас их планы несколько прояснились и конкретизировались – то вот апдейт:
Их космодром на Mahia Peninsula построен, состоялось его официальное открытие, и получена государственная лицензия на космические пуски с космодрома.
Кстати, это первый в мире частный космодром. Фирмы SpaceX и Orbital ATK – они имеют свои частные пусковые полщадки – но в рамках государственных космодромов. И многие сервисы, связанные с пуском, они сам не производят, а арендуют у хозяев.
Так что в этом аспекте фирма Rocket Lab – первая. В мире.

Второе: первый пуск ракеты запланирован на середину декабря.
Точнее, в предварительной заявке указан период с последней декады ноября по вторую декаду декабря – но конец периода более реален.

Ещё – на форуме NSF было высказано мнение, что новый космодром Rocket Lab – самый живописный. «The best view ever», так сказать. Ну, не знаю – сравнивать бы надо с Ванденбергом и Tanegashima, – там, говорят, самая красота. Но я там не был.
Можно просто посмотреть видео облёта комодрома Mahia Peninsula, действительно красиво :)

И последнее: рынок микро-спутников сейчас демонстрирует бурный рост, поэтому ракета, специально ориентированная на запуск таких спутников – безусловно будет пользоваться спросом. Что, собственно и показывает манифест Rocket Lab.
На следующий год все их пуски – девять штук – уже распроданы. А в 2018 году они планируют 12 пусков – один пуск в месяц.

Вот собственно и всё – осталось пожелать им удачи и – ждать новостей :)

PS:
Поскольку в рунете уже есть статьи про «Электрон», и, как водится – с ошибками, то вот правильные величины грузоподъёмности Электрона:
Груз на LEO (200 х 200 км, 39°) = 400 кг;
Груз на SSO (500 х 500 км) = 150 кг.

Recent Posts from This Journal


  • 1
Сохраните - видимо имеется ввиду варламовское "запомните этот твит".

интересно это клоун нарисуется в декабре? )))

Чтобы оставаться на месте нужно бежать изо всех сил… Этот комментарий ко многим игрокам на рынке относится.

Мощность электронасосов

Попробовал посчитать на коленке необходимую мощность насосов для такого двигателя при давлении в камере сгорания 100 атм:

F = 15000; % engine thrust [N]
Isp=310; % sec
Ve=9.81*Isp; % exit velocity [m/sec]
mdot = F/Ve; % mass rate [kg/sec]
rho=800; % average fuel/oxidizer density [kg/m^3]
P=100*10^5; % chamber pressure [Pa] - 100 atm
vdot = mdot/rho; % fuel/oxidizer volume rate [m^3/sec]
T = P*vdot; % pump power [W]

T = 61655.3

То-есть, идеальный насос будет потреблять 60 кВт на один двигатель.

Накинем 30%-40% на потери, получим 80 кВт на один двигатель, или 720 кВт для всей ступени.

Я, конечно, не специалист в батарейках, но получается как-то многовато...

Интересно было бы посмотреть на trade-offs, которые рассматривали разработчики, и как они пришли именно к такому решению.

Re: Мощность электронасосов

Пишут, что батарея отдает 1 МВт:
https://en.wikipedia.org/wiki/Rutherford_(rocket_engine)
А тут - теоретические основы:
https://www.aacademica.org/hernan.emilio.tacca/9.pdf

Re: Мощность электронасосов

На самом деле, как видите, ваша оценка оказалась вполне точной - 0.72 МВт и 1.0 МВт - это *одно и то же*, если учесть, что мы НЕ знаем реальных величин ни для давления в камере, ни для потерь, и установленный технологический запас тоже неизвестен.

>>Я, конечно, не специалист в батарейках, но получается как-то многовато...
- можно сравнить с литиевыми батареями, которые используются в электромобилях.
Здесь, правда, следует учитывать две детали:
*** В электромобилях литиевые элементы работают как АККУМУЛЯТОРЫ, а здесь - как одноразовые батарейки. Электрическая ёмкость - для одних и тех же элементов - во втором случае выше в разы.
*** Для ракеты, которая продаётся за 5 млн, можно использовать БОЛЕЕ дорогие компоненты, с более высокими характеристиками.

>>...идеальный насос будет потреблять 60 кВт на один двигатель.
- у них получается даже больше:
"Each engine has two small motors that generate 50 hp (37 kW) while spinning at 40,000 rpm."
- то есть, 2*37 = 74 kW
Скорее всего это опять технологический запас :)

ох ебать вотето да!

(Deleted comment)
Согласен.
С другой стороны, дураков много, а список блокировки имеет ограничение в 5000. Поэтому я ограничиваюсь блокировкой наиболее _активных_.
:)

It is designed to launch a 150 kg (330 lb) to a 500 km Sun-synchronous orbit for an expected USD 4.9 Million, a price point that the company hopes will enable a hundred launches per year.

Вау! Это больше, чем сегодня вся планета запускает. Не очень мне в такое верится, но желаю им удачи.

Изначально цена на запуск Falcon-1 была 6 миллионов. И грузоподъемность там была 440 кг на SSO.

Но что-то пошло не так :)

А тут еще эти электронасосы...

Но удачи в любом случае!

>>Вау! Это больше, чем сегодня вся планета запускает.
- это ЛИШЬ наглядно показывает категорическую бессмысленность подобной валовой статистики :)
Поскольку в эту сотню влючены - наряду с ракетами по 15-25 млн - и ракеты по 250 млн за штуку.

Коммерческий спрос на малые ракеты сформировался буквально в последние несколько лет:

- и это статистика лишь по одному классу микроспутников.

Более полная картинка, но за недавние годы:


Edited at 2016-11-10 05:27 pm (UTC)

Супер, отлично. Я как раз недавно искал будут ли они что-то в 2016 запускать так и не нашел ничего

  • 1
?

Log in

No account? Create an account