?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
The Wall Street Journal – о компании SpaceX
smoliarm
Накануне первого после сентябрьской аварии пуска Falcon 9 – WSJ опубликовал большую статью:
«Exclusive Peek at SpaceX Data Shows Loss in 2015, Heavy Expectations for Nascent Internet Service»

В распоряжении аналитиков журнала оказались некоторые документы компании SpaceX, ранее не публиковавшиеся – и на их основе журналисты WSJ проделали свой анализ – финансовой ситуации компании, их планов и перспектив.
Полного перевода или детального разбора статьи я делать не буду – ограничусь рекомендацией прочитать статью – для тех, кто читает по-английски и интересуется темой.
А здесь и сейчас – я скопирую графики из статьи, поскольку это самое главное и самое интересное: в них заключена фактура, которую сами SpaceX публике до сих пор не рассказывали.

Итак, РИСУНОК ПЕРВЫЙ –
Оборот (revenue) SpaceX по 2011-2015 годам и облагаемая налогом прибыль (operating income):



От себя: одно замечание и два комментария к рисунку:
Первое
Огромный убыток по 2015 году, который авторы статьи в тексте называют «a quarter-billion dollar annual loss» – мне представляется совершенно невероятным. А по конкретной цифре – у меня возникает сильное подозрение, что авторы механически взяли $270 M из отчёта НАСА по потере CRS-7 – и просто записали все эти миллионы в убыток SpaceX.
Если это так – то «наше вам с кисточкой» :)
Это потери НАСА. И записать их на SpaceX можно только виртуально. Очень виртуально:
Не может государственное агентство в США «оштрафовать» своего провайдера на такую сумму – без открытого судебного процесса. Других инструментов – нет.
Приблизительная арифметика реальных прямых убытков здесь такая: Запуск Фалькона с Драконом к МКС стоит ~130 млн. Причём – деньги за постройку ракеты и корабля выплачиваются поэтапно и – авансом. То есть, очередной этап НЕ начинается, пока фирма не получит оплату за этот этап. Исключением является уже собственно запуск Дракона, его орбитальное сопровождение фирмой и его возвращение на Землю – эти работы оплачиваются ПО ЗАВЕРШЕНИЮ этапа. Деньги за постройку ракеты и корабля на момент аварии были уже выплачены, и ОТОБРАТЬ их обратно – возможности нет, такие контракты не заключаются. Реальная потеря компании SpaceX от аварии CRS-7 – то, что называют direct loss – это предпусковая подготовка и пусковой сервис. Эти работы были выполнены, но не были оплачены. И они составляют лишь часть от цены всего рейса (не более четверти). Другая часть – проводка на орбите, посадка и final recovery – тоже не были оплачены. Но и работы эти НЕ выполняли: корабли не арендовали, зарплату морякам не выплачивали, и так далее. Так что к прямым потерям это никак не относится.
Расследование причин аварии – да, безусловно, это стоит денег. Но «четверть миллиарда»? – не тот масштаб совершенно. Вчера я обсуждал это с коллегой из Годдарда – он привёл хороший пример: Если бы для расследования причин аварии (длившееся 4 месяца) SpaceX наняли бы ВЕСЬ Goddard Space Flight Center – целиком, со всеми техниками и уборщиками – и платили бы им зарплату четыре месяца – всё равно не набралось бы 200 миллионов.
Короче говоря – крайний правый столбик на этом рисунке следует воспринимать как некую условную абстракцию. Но не реально потерянные деньги. Или, как говорят американцы – take it with a grain of salt.
Второе
Тут уже не замечание, а пояснение для читателей блога – статья всё-таки в WSJ, и ориентирована на подготовленную аудиторию. Итак:
Компания SpaceX НЕ ЯВЛЯЕТСЯ открытым акционерным обществом. И поэтому они НЕ ДОЛЖНЫ распределять часть прибыли в виде дивидендов – акционерам. Поэтому они имеют возможность (в отличие от ОАО) практически все заработанные деньги вернуть в производство – в виде расширения инфраструктуры (строительство космодрома, например), в виде совершенствования технологий/конструкций, и в виде R&D. Поэтому соотношение синих и оранжевых столбиков (крохотные и примерно одинаковые синие при растущих оранжевых) – вовсе не означает низкую прибыльность этого вида бизнеса. Просто почти все заработанные деньги SpaceX возвращает в производство, и они превращаются в «operating expenses» в бухгалтерских отчётах.
А собственно profit margin у них порядка 10%.
Третье
В 2014 году оборот SpaceX превысил один миллиард. Чтобы был понятен масштаб: даже в лучшие времена (2009-2012) годовой оборот коммерческих Протонов (фирма ILS) не первышал 0.9 миллиарда.

СЛЕДУЮЩИЙ РИСУНОК:



Здесь самое интересное – это серые квадратики, «planned launch». Потому что это не оценки планов от аналитиков, журналистов или болельщиков – это сами планы, от самой компании. Это та цель, которую они себе ставят.
И в этом году планка поднята – на 27 пусков.

И ПОСЛЕДНИЙ:



Это ожидаемая раскладка оборота SpaceX по заказчикам на 2016 год – как её планировали в компании в начале прошлого года. Здесь я, пожалуй, подожду с комментариями – и попробую так:
Как по вашему – какие выводы можно сделать из этого рисунка?


Вот и всё на сегодня, пожелаем команде SpaceX удачи на сегодняшнем запуске.
Он запланирован сегодня на 17:54 UTC (20:54 MSK)
Прямая трансляция:

Technical webcast

Hosted webcast

GODSPEED SpaceX!!


Tags:

Posts from This Journal by “spacex” Tag

  • Знакомьтесь - СуперДрако

    (фото: Jack Beyer) Основная часть (то есть всё, что между фланцами, на первой картинке) изготовлено методом laser 3D-printing. Это то,…

  • Что же стало с Рипли?

    Все обсуждают взрыв Дракона-2 на тест-площадке LZ-1, все строят теории, высказывают догадки, ищут виноватых... И хоть бы одна собака спросила -…

  • Роботы идут

    Шутки шутками, а ведь на давешнем пуске Falcon Heavy - всё делали роботы: - все предпусковые проверки проводились под полным контролем…


  • 1
>>Эта фраза предполагает что открытое акционернорное общество должно...
- нет, это логика ошибочная.
При ПРАВИЛЬНОМ логическом преобразовании в результате у вас получится *МОЖЕТ* вместо *ДОЛЖНО*.
(лингвистическое выворачивание тезиса наизнанку - не имеет с ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКОЙ ничего общего :)

В этом вся разница:
*** Пока SpaceX не прошли IPO, и их акции НЕ являются предметом биржевых операций - никто НЕ МОЖЕТ вмешаться в финансовую стратегию руководства компании.
*** А вот ПОСЛЕ преобразования компании в ОАО - появляется такая ВОЗМОЖНОСТЬ - совет акционеров-мажоров МОЖЕТ это сделать.


А что там вкладывать-планировали в 2016 прибыль 55млн при обороте 1,8 млрд.
С учётом аварии,я сомневаюсь что они получили прибыль,о чём и пишут
Three weeks after the September accident, SpaceX removed the phrase from its website, suggesting both profit and cash flow had moved into the red for 2016.
Так что все затраты на НИОКР опять за счёт инвесторов.

>>Так что все затраты на НИОКР опять за счёт инвесторов.
- какие "инвесторы" - можете уточнить?

И какой смысл в вкладываете в слово "опять"?

Тот же Alphabet,да и кому-то же принадлежат остальные 46% акций,и вряд ли их просто подарили,без обязательств инвестиций.
"опять"- та же доделка пилотируемой ракеты.

>>Тот же Alphabet,да и кому-то же принадлежат остальные 46% акций...
- У SpaceX - нет никаких "акций", это ЗАКРЫТАЯ компания.
Она не только не прошла IPO (Initial Public Offering), более того - их руководители уже НЕ раз объявляли, что у них НЕТ таких планов.
То есть - они НЕ собираются превращать свою компанию в акционерное общество.
Если не поняли, перечитайте ещё раз:
У компании SpaceX нет никаких акций, и у них нет "акционеров".
У компании SpaceX есть - владельци компании и со-владельцы.

Высчитывать "процент, принадлежащий Alphabet" - занятие для дураков, не слушайте их. Потому что "доля Alphabet" не является предметом торговли. Потому что SpaceX - это ЗАКРЫТАЯ компания, у неё нет акций, и её "доли" не выставляются на торги на бирже.

Пожалуйста, прекратите здесь болтовню про "НИОКР опять за счёт инвесторов" - я вам объяснил ВСЁ ЧТО МОЖНО.
Если вы не поняли - ваши проблемы.

Теперь - вернёмся немного назад -
http://smoliarm.livejournal.com/299633.html?thread=6998641#t6998641
Я задал вам несколько вопросов:
====================
Stryz,

Прежде чем отвечать на ваши обвинения по существу, хотелось бы прояснить некоторые детали.
И - поскольку вы уже НЕ РАЗ уклонялись от ответов - ОЧЕНЬ вас прошу, дайте ПРЯМЫЕ и ясные ответу на вопросы ниже:

1. Вы свободно владеете английским языком?
2. Статью в WSJ - "Shuttle's Last Flight Leaves Russia With Space Monopoly" вы читале в оригинале или в переводе?

и ещё пара вопросов, по поводу вашего заявления:
>>Текст конечно есть, а так же перевод в котором и дана ссылка на оригинал-
>>форумы переводчиков это кладезь информации разного характера.

3. Дайте, пожалуйста линк на страницу, где выложен упомянутый вами русский перевод.
4. И такая же просьба - линк на форум переводчиков - который кладезь.

И последняя просьба: пожалуйста, не надо спрашивать меня "а зачем это мне надо?" - ненужных вопросов я не задаю. Никогда :)

====================

Пожалуйста, ответьте на заданные вам вопросы - если хотите и дальше иметь возможность оставлять комментарии в моих постах.


Как бы не называлась Спейс Х(ЗАО,ООО и пр),но на 100% оно целиком(!)не пренадлежит Маску.

Mr. Musk, who owns 54% of SpaceX and holds 78% of company votes, has said he isn’t interested in going public until the company is able to transport humans to Mars, which he has said he hopes will happen in 2024.

И судя по другим активам (Тесла,Гигафабрика) у Маска свободных денег нет. Так что идеи и воплощения его,а деньги инвесторов(владельцев,совладельцев и пр.)

на счёт "ВСЁ ЧТО МОЖНО" я не понял, что можно-продолжать разработки без денег?

По тому ответу-писал развёрнутый ответ,но жж глюкнул и всё пропало,а потом просто не было времени.
Напишу по позже,сейчас на работу надо.

Edited at 2017-01-17 07:09 am (UTC)

  • 1