?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
Еврокомиссии предстоит решить – в этом году –
smoliarm
вопрос об отказе от запусков российскими ракетами.

Статья Петера де Селдинга:
«Airbus Safran Launchers: We need Buy European Act in 2017»

Всё просто: Еврокомиссия хочет от Airbus Safran быстро разработать новую ракету – концерн хочет взамен гарантии на госзаказы.
Ну а что, история американского ULA начиналась примерно так же – картинка привычная.
Но в этой картинке нет места для российских Союзов и Рокотов.
Петер пишет, что Airbus и Arianespace планируют заменить Союз-СТ – Арианом-62, и начать полёты нового Ариана – с 2020-го года. Насколько я понимаю, это означает прекращение пусков Союзов-СТ из Куру в 2018 году – стартовый комплекс необходимо подвергнуть глубокой модернизации. На это нужно время.

Собственно, слухи об этом уже циркулировали, и некоторые *звоночки* –  были. Пуски спутников созвездия Галилео – уже ушли от Союзов-СТ к Ариану. Совсем недавно стало известно – неожиданно – о переносе пуска Sentinel-2B с российского Рокота на европейскую Вегу (он запланирован в начале марта).
Но теперь слухи и догадки материализовались в конкретный документ. Я, правда, не думаю, что Еврокомиссия так уж сразу и вслух сообщит публике своё решение. Но у нас есть хороший индикатор: на июнь запланирован пуск российским Рокотом ещё одного Сентинеля (Sentinel-5p). Если этот пуск с июня будет перенесен – особенно с префиксом «TBD» – значит, Еврокомиссия приняла условия Airbus Safran.

Если это действительно произойдёт, то перспектива у Роскосмоса далеко не радужная:
*** Протон заказы потерял – for good – и сниженная вдвое цена не помогла. 2016 год это наглядно показал: один заказ за год, по половинной цене – это то же, что ничего.
*** Морской Старт приказал долго жить, и чехарда с «перепродажами» это только подтверждает.
*** Дополнительных покупок мест на МКС больше НЕ БУДЕТ – вместо этого будет возврат долга по банкротству Морского Старта – натурой, в виде дополнительных полётов.
*** РД-180 – осталось разрешение на докупку восьми (или двенадцати? – не помню точно) комплектов. Которое продлевать за 2018 год не будут.
*** и теперь ожидается, что проект с пусками евро-Союзов из Куру тоже закроют через пару лет.

Вместо «Conclusion» – совет риэлторам и эсквайрам:
Если у вас есть недвижимость (жилые квартиры) в Королёве или Звёздном – продавайте сейчас.
Не щёлкайте клювом.




Posts from This Journal by “Роскосмос” Tag

  • Ничего личного (честно)

    Илон Маск огорчает Рогозина После огорчений - танцы (жестокое танго) В конце августа появились сообщения о новой бизнес-модели, объявленной…

  • А может, всё-таки, мозгов?

    Под рубрикой "Молодым родителям - учимся рассказывать сказки" Сперва - цитата из росСМИ: РИА Новости, 13.10.2019: « Предприятие…

  • Тает месяц карамелью, ветерок гуляет,

    космонавт в ракете дрелью дырку ковыряет... Космическая тема в творчестве Сергея Плотова



  • 1

Re: "Протон" - всё ?

Здесь я не специалист.
Впрочем, вопрос этот специалисту я задал, надеюсь, скоро получу ответ.

А из общих соображений:
На орбите спутник находится в "стерильных" условиях. В химическом смысле: в вакууме нет ни кислорода, ни воды. С гидразином (и его производными) - реагируют и тот, и другой.

И ещё - я знаю, что спутники заправляют компонентами топлива КАК ПРАВИЛО - незадолго (неделя-две) до старта. Причин я не знаю, но, по-моему, эта практика исключений не имеет - для гидразинового ряда.
Просто я пользовался этим *правилом буравчика* (и оно ни разу не подводило) -- если появилось сообщение о работах по заправке спутника - значит пуск назначен в ЭТОМ месяце или в НАЧАЛЕ следующего.

Re: "Протон" - всё ?

Чтобы компоненты топлива реагировали с водой и кислородом, должны подтекать клапаны к двигателям или стыки трубок. Возможно такая утечка и допустима в космосе.
А насчет того, кто никто не повезет заправленный спутник - можно военный какой транспортник арендовать - они же боеприпасы возят.

Re: "Протон" - всё ?

Боеприпасы и гидразин - это две большие разницы, совсем иная опасность. Даже сотни килограм гидазина-гептила соизмеримы по последствиям с ядерным оружием. Дело не в безопасности "транспортника". Никакая вменяемая страна не разрешит пролёт такого груза...

Re: "Протон" - всё ?

Извините за задержку, не сразу заметил ваш коммент.

pavgodl совершенно прав, добавлю толко небольшие детали:
1.
Эхостар-21 - это "крупнокалиберный" спутник, его габариты в транспортном контейнере таковы, что обычные военные транспортники не годятся - не пролезет :(
Это груз для самолетов типа Руслана или Мрии. Поэтому выбор по перевозчику - невелик.
2.
Гептил - это действительно очень ядовитая штука, приближающаяся по свойствам к настоящим (боевым) ОВ.
Поэтому - транспортировка гептила воздухом - это ОЧЕНЬ особая операция, нормы и правила тут СИЛЬНО отличаются от обычных боеприпасов.
3.
Гептил и азотный тетроксид (штука тоже ядовитая и ЕДКАЯ) используютя в спутнике только в первые недели (дни) его работы - для перехода с ГПО на ГСО. После этого - баки продуваются от излишков и пассивируются, а для рутинной коррекции орбиты используются другие двигатели с другим топливом. Поэтому рессурс Гептил-Тетроксидной части не расчитан на многие годы, и срок хранения заправленного спутника на Земле исчисляется неделями, не годами.

Re: "Протон" - всё ?

Двигатели всех ведущих фирм по постройке спутников (кроме Боинга), так или иначе работают на гидразине. На нём осуществляется маневрирование аппарата весь срок службы.

Re: "Протон" - всё ?

Да, я знаю - это примерно так (не все, но большинство).
Я только вовсе не понял - к чему вы это сказали?
Речь-то идёт о гептиле.

Re: "Протон" - всё ?

Вы, как мне кажется, путаете понятие "гептил" и "гидразин".
Первый - это топливо для ракет ("Протона" в частности).
Второй - топливо для РБ "Бриз-М" и космического аппарата.

Так вот именно "гептил" (или несимметричный диметилгидразин)является сильным растворителем, в нем набухают, утрачивая прочность и плотность, большинство известных прокладочных материалов - поэтому ракета-носитель заправляется за несколько часов до Пуска (пройдя все проверки и получив одобрение Госкомиссии).

Edited at 2017-01-31 02:16 pm (UTC)

Нет.
Вся путанница с вашей стороны:
Бризы (все варианты) используют гептил (НМДГ, по английски - UDMH) и азотный тетроксид как компоненты топлива:
https://en.wikipedia.org/wiki/Briz_(rocket_stage)
***Fuel: N2O4/UDMH***

Пожалуйста, убедитесь в этом (даже в русской вики вы это найдёте).
И в будущем, прежде чем делать такие заявления - "Вы, как мне кажется, путаете..." - потрудитесь проверить - СНАЧАЛА - нет ли путаницы у вас.

Далее,
"гептил" и "гидразин" - это не _понятия_, а названия химических соединений.
И я, как химик, плохо отношусь к путанице в терминах.

Теперь конкретно про гептил:
НМДГ в чистом виде, или в смеси с гидразином (Aerozine-50) используется как ТОПЛИВО в ракетных двигателях высокой тяги, и обязательно вместе с ОКИСЛИТЕЛЕМ (азотный тетроксид, дымящая азотная кислота, иногда их смеси).

С другой стороны, гидразин используется как MONO-PROPELLANT (т.е., БЕЗО всякого окислителя) в двигателях низкого импульса.
Именно они часто используются для коррекции орбиты (также для ориентации корабля). Но для перехода с ГПО на ГСО или других энергичных манёвров они МАЛОПРИГОДНЫ и практически не используются.

>>Так вот именно "гептил" (или несимметричный диметилгидразин)является сильным растворителем,
>>в нем набухают, утрачивая прочность и плотность, большинство известных прокладочных материалов
- эту чепуху вы могли прочитать в старых книжках или в рунете - у тех "знатоков", что компиллируют всё подряд, без разбора и без толку.
По сути ошибки:
а) по своей "силе" как растворитель - гептил уступает, например, обычному ацетону;
б) проблемы, которые создают "набухающие прокладки" - они решены полвека назад, созданием витоновых полимеров (VITON), например.
Не говоря уже про капрон, лавсан, майлар - в наши времена материалы вполне обычные.

===================================
Конкретно по ИЗНАЧАЛЬНОЙ теме этой цепочки:
Спутник EchoStar 21 (TerreStar-2), о котором тут идет речь, изготовлен американской фирмой Space Systems Loral (SS/L) на основе их satellite bus "SSL-1300".
Это крупнокалиберный ГСО-спутник с изначальным весом почти 7 тонн.
Из них более половины (почти 4 тонны) приходится на компоненты топлива для перехода с ГПО на ГСО.
Это именно тот гептил и тот азотный тетроксид - который, как вы утверждали, "топливо для ракет".
- Нет, не только для ракет.
Что же касается гидразина - забавно, но в спутнике EchoStar 21 его нет вовсе - НИ КАПЛИ :)
Это СОВРЕМЕННЫЙ спутник, и для рутинной коррекции орбиты в течение основного срока службы там используются ИОННЫЕ (плазменные) двигатели. "Горючего" или "топлива" как такового в них нет (там ничего не "горит"), а рабочим телом является ксенон.
===================================

Ещё раз, на будущее - просьба: проверяйте свои утверждения.
Хотя бы по вики.

Спасибо за подробные разъяснения!

Мне теперь только одно непонятно: я принимал участие минимум в 4 миссиях Лорала с Байконура и на всех из них обсуждался вопрос по доставке в их зал немецкого бочкового гидразина. Более того - одна из миссий была под угрозой срыва из-за выявившейся недостачи спирта, который согласно договора российская сторона должна была предоставить заправочной команде Лорала для нейтрализации их оборудования после заправки гидразином.
Что же на самом деле они лили в свою универсальную платформу если не гидразин???

Edited at 2017-01-31 05:57 pm (UTC)

А что тут непонятного - гидразин входит в состав Аэрозина-50. Смесь готовят на месте.

Спирт необходим для дегазации/дезактивации в ЛЮБОМ варианте - и от гидразина, и от НДМГ, и от ММГ.
Кстати, для заправки западных спутников на Байконуре - используются ТОЛЬКО западные компоненты топлива. Так что там всё от Байера - и гидразин, и НДМГ, и ММГ (если он входит в состав топлива).

Кроме того, старые варианты SSL-1300 использовали для корректировки орбиты гидразиновые двигатели. Они проектируются с расчётом примерно 50 м/сек полного импульса на год службы, т.е., порядка 800 м/сек всего. Их удельный импульс ок. 200 сек. Соответственно, на весь срок службы получается порядка 1-1.5 тонны гидразина. Это и есть - несколько бочек.

Ещё раз спасибо!
Я так заинтересовался темой ДУ Лорала, что в следующий приезд обязательно пообщаюсь на эту тему с их propulsion team.

(Screened comment)
Не понял, какое отношение деревья буковх пород имеют к Бук-М1 и МН17...

Впредь просьба - не надо больше размещать у меня в журнале ссылки просто по принципу "Каково вам?"
Спасибо.

Re: "Протон" - всё ?

Вам ответили на вопрос "почему спутник нельзя держать заправленным долго"?

  • 1