Previous Entry Share Next Entry
Вот когда полетит...
smoliarm
Тут мне в комменты дали забавную табличку:


В ней отмечены *этапы большого пути*, точнее этапы отступления критиков SpaceX – с одной позиции на другую.
Поскольку мне лично довелось слышать практически все эти «вот когда» от вполне реальных (и задорных) критиков,
то названные в них этапы являются значительными достижениями (успехами, прорывами – как ни крути).
Причём они значительны – строго де-юро: ведь критики сами поставили их как условия серьёзного разговора.
Поэтому я решил потратить часок времени, и собрать точную фактуру – как по уже выполненим этапам, так и по тем,
что запланированы в ближайшем будущем.

Вот когда полетит их Falcon 1, тогда поговорим. Sep 28, 2008 Первый успешный запуск Falcon 1 состоялся в сентябре 2008 года.
Вот когда будут клиенты, тогда поговорим. [1] ~ 2005 Первые контракты на запуск спутников SpaceX заключила ещё в 2005 г. Сейчас в их портфеле заказов около 70 контрактов на запуски.
Вот когда будет контракт с NASA, тогда поговорим. Aug 18, 2006 Первый контракт с NASA - COTS - SpaceX заключили в 2006. На данный момент (март 2017) у фирмы имеется несколько контрактов с государственными структурами США (NASA, NOAA, USAF, NRO): Три уже успешно выполнены (COTS, Jason-3, DSCOVR); ещё восемь - в работе (STP-2, TESS, CRS-1, CRS-1 extension, CRS-2, GPS III flt1, NROL-76, GPS III flt2, [CCiCap + CCtCap], CCT)
Вот когда полетит их Falcon 9, тогда поговорим. [2] Jun 04, 2010 Первый запуск Falcon 9 состоялся в июне 2010 года.
Вот когда построят свой корабль тогда поговорим. [3] Dec 08, 2010 Первый полёт Dragon – декабрь  2010 года.
Вот когда он долетит до МКС, тогда поговорим. May 22, 2012 Первый полёт Dragon к МКС – май  2012 года.
Вот когда будут запускать геостационарные спутники, тогда поговорим. [4] Dec 03, 2013 Первый рейс Фалькона  на ГПО – декабрь 2013, со спутником SES-8. Тут стоит отметить, что СССР запустил свой первый ГСО спутник в 1974 году (Molniya-M1S), то есть через 17 лет, считая от первого Спутника. SpaceX прошли эту дистанцию за пять лет, втрое быстее.
Вот когда придумают, как сажать ракеты, тогда поговорим. Apr 18, 2014 Первый полёт Falcon 9 "с ногами и крылышками" – на запуске Dragon CRS-3 к МКС, апрель 2014.
Вот когда посадят хоть одну, тогда поговорим. Dec 22, 2015 Успешная посадка первой ступени на LZ-1 после запуска Orbcomm-2 (flt.2), декабрь 2015.
Вот когда посадят на баржу, тогда поговорим. Apr 08, 2016 Успешная посадка первой ступени на морскую платформу после запуска Dragon CRS-8 к МКС, апрель 2016.
Вот когда начнут сажать после вывода на ГПО, тогда поговорим. [5] May 06, 2016 Успешная посадка первой ступени на морскую платформу после запуска JCSat-14 на ГПО, май 2016.
===вы находитесь здесь===
Вот когда полетит б/у ракета, тогда поговорим. Mar-Apr 2017 Следующий старт Falcon 9 - со спутником SES-10 - назначен на 29 марта 2017 (хотя и может отложиться по погоде, март в этой части Атлантики - месяц сюрпризов).  Этот пуск будет проведен с уже использованной первой ступенью (она вывела в прошлом году на орбиту Dragon CRS-8.
Вот когда запустят свой Falcon Heavy, тогда поговорим. Jul-Oct 2017 Старт первого Falcon Heavy сейчас запланирован на июль-август 2017. Но моего оптимизма тут хватает только на октябрь. И не потому, что с Falcon Heavy какие-то сложности – вовсе нет. Это направление сейчас имеет низкий приоритет для SpaceX.
Вот когда сделают свой Dragon 2, тогда поговорим. May 06, 2015 А он уже сделан - пройдены все этапы CDR, проведены необходимые Qualification Tests, и все Production Tests тоже уже позади. Первый тестовый образец успешно отлетал свой Pad Abort Test.
Вот когда начнут возить людей, тогда поговорим. лето  2018 Первый тестовый орбитальный полет Dragon 2 (без экипажа) запланирован на ноябрь 2017. Первый пилотируемый полёт - на 2018. Совсем недавно Гвин Шотвел подтвердила и даты, и намерения компании уложиться в эти сроки.
Вот когда запустят аппарат к Луне, тогда поговорим. Jul-Oct 2017 Тут тоже ждать недолго - насколько я понимаю, с первым демо-стартом Falcon Heavy они запустят один из использованных Драконов на облёт Луны.
Вот когда научатся сажать корабль без парашютов, тогда поговорим. Apr 08, 2016 Они уже умеют сажать «без парашютов» не то что корабль, а первую ступень – весом 30 тонн и высотой 45 метров – на морскую платформу – размером с хоккейную площадку – в открытом море – в движении. По сравнению с этим, посадка десятитонного корабля на полигон в десятки кв. километров (неподвижный) не представляется чрезмерно проблематичной :)
Вот когда запустят Red Dragon, тогда поговорим. Jun-Jul 2020 Первый Red Dragon полетит к Марсу в 2020 г. А тем, кому эти три года кажутся слишком долгим сроком – им стоит напомнить, что Роскосмос за четверть века своей истории так и не сумел – ни разу – вывести свой корабль/спутник за пределы околоземной орбиты. Дважды пробовали, да – в 1996 и в 2011. Но оба раза «что-то пошло не так...» Для сравнения – за тот же период НАСА запустила штук сорок научных автоматов к Марсу, Меркурию, Юпитеру, Сатурну и далее.
Вот когда он сядет на Марс, тогда поговорим. Mar-Apr 2021 Примерно через 8-9 месяцев после пуска :)
И здесь тоже – у этих, интересующихся сроками, стоит спросить – а сколько раз СССР сумел что-то успешно посадить на Марс? «Успешно» - это значит так посадить, чтобы аппарат после этого – работал. Интересно, сколько они насчитают?..
Вот когда сделают свой марсианский транспорт, тогда поговорим.
Вот когда высадят людей на Марсе, тогда поговорим.
Вот когда колонизируют Марс, тогда поговорим.
Вот когда терраформируют Марс, тогда поговорим. [6]

Примечания:
Помимо «чек-боксов», я ввеёл ещё одну графу, со звёздочками. Звездочками помечены те пункты, где частная фирма SpaceX либо оставила далеко позади российский космопром, либо – сделала нечто такое, чего Роскосмос НЕ УМЕЕТ ВОВСЕ.

[1] – Сейчас у SpaceX имеется более70 заказов на запуски – это порядка 11 миллиардов $. Для сравнения – годовой бюджет Роскосмоса в прошлом 2016 году был 1.6 млрд. $. И это – до секвестров. Сопоставьте – одиннадцать миллиардов – и полтора.
Или, другими словами – в 2017 году оборот  SpaceX будет в разы больше, чем годовой бюджет Роскосмоса.

[2] – На данный момент ракета Falcon 9 по грузоподъёмности превосходит всё летало и летает у Роскосмоса.
Поскольку тут уже нашлись «знатоки», которые сравнивают грузоподъёмности на НОО (низкую околоземную орбиту),
то стоит объяснить суть этого наперсточного фокуса от болельщиков Роскосмоса:
По моей базе орбитальных пусков, за прошлые 17 лет (с 2000 года) Протон летел 143 раза.
Из них 119 рейсов были на геопереходную/геостационарную орбиты. Или – 83 процента.
На НОО – за тот же период – Протон летал 1 (один) раз – блок «Звезда» (вес 20.3 тонны). От общего количества этот единственный пуск составляет 0.7%.
Поэтому – не надо сравнивать грузоподъёмность на НОО, она не востребована в современной космической индустрии.
Сравнивать надо то, что покупают, то, на что ЕСТЬ СПРОС – то есть, грузоподъёмность на ГПО.
А здесь всё просто: Falcon 9 (в одноразовом варианте) может поднять на ГПО более 8 тонн, предел для Протона – менее семи тонн.
А простыми словами – Falcon 9 специально "заточен" под самые нужные для индустрии орбиты. Протон – нет.

[3] – Несколько слов про Драконы.
Во-первых, они умеют возвращать до трех тонн грузов – с МКС на Землю. Ничего похожего не могут российские Союзы сейчас, да и в советские времена такого не умели.
Челомеевский ТКС мог вернуть на Землю полтонны – и всё.
Вторая деталь – специально для тех знатоков, которые отмечают, что для пилотируемого корабля (в отличие от грузового) нужна система жизнеобеспечения. И рассказывают подробно, какая это сложная штука, и сколько лет уйдёт на её создание и отладку. Так вот – деталь специально для таких знатоков: полная система жизнеобеспечения уже есть на нынешнем – грузовом – Драконе. Да, да – на тех Драконах, что сейчас летают на МКС, есть и вентилляция с кондиционированием, контроль температуры и влажности, и даже стоят углекислотные скруберы. Кстати, а сумеют эти знатоки сообразить – зачем на грузовом Драконе установлены углекислотные поглотители/регенераторы?

[4] – Ещё несколько слов про ГПО: в прошлом году у SpaceX было  5 запусков на ГПО. У Роскосмоса – только два.
А вот вся статистика по запускам на ГПО в прошлом году (третья колонка – число пусков на ГПО, четвёртая – число спутников, выведенных на ГПО):
1. USA - ULA 7 8
2. EU - Ariane 6 10
3. USA - SpaceX 5 6
4. China 5 5
5. India 4 4
6. Russia 2 3
7. Japan 1 1

[5] – поскольку действительно есть те, кто заявляют «вернуть первую ступень несложно!» (один такой идиот отметился у меня в комментах),
то вот вам простые исторические факты: возвращать первые ступени ракет не умели в СССР, этого не умеет Роскосмос, и я не слышал о каких-либо практических попытках Роскосмоса – хотя бы взяться за эту проблему.
Что же касается SpaceX и разработанной ими технологии, то вот пара простых фактов:
Кузнечик (Grasshoper), экспериментальный прототип возвращаемой ступени, был построен летом 2012 года. Его первый «полёт» состоялся 21 сентябля 2012 (я использовал кавычки, потому что высота этого полёта была, по-моему, 6 футов).
Первая успешная посадка первой ступени Falcon 9 – 22 декабря 2015.
То есть, за три с половиной года они научились управлять ракетой, которая «стоит на хвосте», они научились делать рестарт на двигателе, который «обдувает встречный ветерок» со сверхзвуковой скоростью, и они научились попадать ракетой в площадку размером с хоккейное поле – с расстояния в сотни километров.
Ничего этого Роскосмос не умеет, и никаких шагов в этом направлении – в России не сделано.

[6] – к сожалению, терраформирование Марса – задача нереальная на данном этапе развития. «Нереальность» озаначает, что имеются не только колоссальные по масштабам технические препятствия, но и проблемы качественно иного уровня. Например, препятсвием здесь является один из законов электродинамики, без нарушения которого терраформирование на получится. А мы не только не знаем, как нарушать законы природы – мы даже не представляем, с какой стороны взяться за такую проблему :)
Tags:

Posts from This Journal by “spacex” Tag

  • Июльский сенокос у SpaceX

    или «Три Пуска – Пять Посадок» Фото: Sam Sun for NSF В конце июля у посадочных служб и флотилии компании SpaceX ожидается…

  • Мистер Стивен тренируется

    Это тренировки для пуска Iridium-7, который запланирован на 25 июля из Ванденберга. А сегодня ожидается Static Fire в Cape Canaveral - для другого…

  • Дракон на космодроме

    Первый летный экземпляр Dragon 2 успешно прошел тесты на испытательных стендах Plum Brook Station – и прибыл на космодром Кейп Канаверал.…


Вообще как-то даже грустно читать о том, как легко можно просрать мощный задел, покоясь на лаврах. Впрочем, грусть можно развеять, издевательски спрашивая "Так почему этот прорыв именно ТАМ сделан? Климат другой?".

Упокоение на лаврах тут не причем. Я, помню, офигел году в 2011, в "тучные года", когда неожиданно не обнаружил в подробнейшем перечне задач Роскосмоса науки.

Использование образов, которые вызывает слово "задел", - ошибка. Задача какая-то другая. Просто она не помещается в мой ум всей своей простотой.

зачем на грузовом Драконе установлены углекислотные поглотители/регенераторы?
Каких-нибудь выращенных на МКС мышей (ну или какие-то другие лабораторные образцы) на Землю возить в живом состоянии?

Нет :) Мышки - это не главная причина.

Почти сразу Dragon стал возить суперфризеры - морозильники, которые поддерживают температуру порядка минус 70°С. Рабочим телом в таких штуках является сухой лёд (твёрдая СО2), и естественно, что часть СО2 - просто улетает. За два дня полёта до станции концентрация СО2 внутри корабля может достичь такого уровня, что открывать люк в станцию категорически нельзя. Это будет химическая атака. Единственный выход - стравить весь воздух из корабля, и заменить его на новый со станции. Что и хлопотно, и неразумно.

Суперфризеры очень важны для медико-биологических работ на станции, поскольку позволяют делать уже на Земле все сложные анализы биопроб. То есть, не только те, что невозможны на МКС, но и другие - что отнимут время астронавтов, а внизу их сделают лаборанты - и быстрее, и точнее.

21 сентябля 2012 - ой)

Кричалки действительно расхожие. Меня совершенно останавливает их смысл: я только рад, если они перестанут говорить.

Даже в бородатом анекдоте "Налей, а то опять начнется" есть конец, что-то начинается. А тут? Камни заговорят?

> Роскосмос за четверть века своей истории так и не сумел – ни разу – вывести свой корабль/спутник за пределы околоземной орбиты
ну, справедливости ради, ExoMars все-таки долетел до Марса ;)

Я сказал:
**Вывести СВОЙ корабль/спутник**
- к кораблю ExoMars - роскосмос не имеет отношения.

Так что - справедливости ради - моя формулировка совершенно точна.

(Deleted comment)
Уже полудохлая Delta IV летает чаще Протона, но разговор все откладывается.

Уже полудохлая Delta IV летает чаще Протона, но разговор в

почему "полудохлая"?

Вот когда у них зарежут в тюремном сортире директора по надёжности - тогда и поговорим...
Тьфу-тьфу-тьфу ! Чтоб не сглазить....

...
...
Вот когда у Роскосмоса ни одного пуска за год не будет, тогда поговорим.

Отличный пост!
Теперь кроме ссылки на картинку можно будет давать и ссылку на него.

Edited at 2017-03-21 09:49 pm (UTC)

A сколько раз планируется первые ступени "пере-использовать"?

Наверное пока техосмотр позволит.
Неинвазивный контроль дефектов + экономическая целесообразность дадут эмпирический ответ.

А что там с электродинамикой? Я только про то, что атмосферу солнечным ветром сдувает слышал :)

Это именно оно и есть :)

(Deleted comment)
"Вот когда научатся сажать корабль без парашютов, тогда поговорим."

имеется в виды Драгон 2: сейчас он на парашютах проводняется а "ждуны" ждут когда Драгон 2 сядет на супердрако на землю...

EDIT: но в принципе, за исключением последних 2х пунктов, все остальное 100% будет выполнено, barring end of the world as we know...

Edited at 2017-03-21 09:58 pm (UTC)

Да, я знаю, именно про это я и сказал - никаких технических проблем тут нет. Точнее, они уже решены.
Остались, правда, юридические и страховые детали.

Отлично. В идеале ещё хотелось бы колонку с изначальными планами, а то есть любители поговорить про "обещанного три года ждут". Может, будет время - попробую составить.

>>В идеале ещё хотелось бы колонку с изначальными планами...
- а откуда их взять, эти "изначальные"?
То, что Илон Маск говорит на телевезионных ток-шоу - НАВРЯД ЛИ соответствует реальным планам компании.
И уж во всяком случае - по части ОБЕЩАНИЙ - он ОЧЕНЬ осторожен и аккуратен (подчёркиваю - именно *обещания*).
SpaceX - частная компания, хуже того - это частная НЕпубличная компания (их акции не продаются на рынке ценных бумаг).
У неё НЕТ никаких обязательств перед публикой - есть только обязательства перед госструктурами типа IRS.
Они имеют полное право - НЕ делиться с публикой своими планами.
Даже хуже: они имеют полное право - НЕ говорить публике правду.

спасибо, очень наглядно

Пожалуйста :)

Кстати, насколько я понял, "электродинамическая проблема" актуальна в масштабах сотен и тысяч лет - верно? То есть если предположить, что каким-то чудесным образом атмосферу удастся восстановить в короткие сроки, терять её (до нынешнего состояния) Марс будет очень долго.

>>Кстати, насколько я понял, "электродинамическая проблема" актуальна в масштабах сотен и тысяч лет - верно?
- такое мнение есть, но оно - скажем так - слабо обосновано. Сейчас уже есть первые данные с TGO ExoMars, которые вполне подтверждают ранее созданные модели для атмосферы Марса. Конкретно, по этой модели - сейчас скорость потери атмосфера невелика.
Однако, делать из этого какие-то заключения о поведении азота и кислорода в условиях Марса - нельзя.
Насколько резко произошла потеря атмосферы, и когда это случилось - это очень важные вопросы (и фундаментально, и практически).
Эта информация *записана* в марсианских почвах, но чтобы прочитать эти записи - надо доставить образцы на Землю. Там - на Марсе - такие тонкие анализы не сделаешь.
И здесь большие надежды связаны с Red Dragon - Если SpaceX удастся наладить _регулярные_ и _недорогие_ рейсы на Марс - возвратную систему НАСА разработает быстро.

>>То есть если предположить, что каким-то чудесным образом атмосферу удастся восстановить в короткие сроки...
- а как это - в короткие? Какой срок тут считать *коротким*?
Теперь о чудесном способе:
Речь ведь идет о КОЛОССАЛЬНЫХ количествах вещества, порядка 10^17 килограмм (минимум) азота и кислорода. И тут количество создает качественные проблемы: а) где их взять? б) как их транспортировать на Марс?

>>...терять её (до нынешнего состояния) Марс будет очень долго.
- увы, это всего лишь надежды - не подкреплённые знанием. Такие могут не оправдаться.

Edited at 2017-03-22 07:21 pm (UTC)

?

Log in

No account? Create an account