Лекция об успехах космонавтики, после лекции – танцы.
На рисунке я показал динамику орбитальных пусков в формате «порядковый номер пуска» (по вертикали) и «дата пуска» по горизонтали.
Бледными цветами показаны три предвоенных года – с 2011 по 2013. Они иллюстрируют средний темп пусков и разборс между годами. Следует отметить, что в то время на Россию приходилось около 40% орбитальных пусков. В легенде рисунка цифры в скобках после года – это как раз и есть доля российских орбитальных пусков в тот год.
Ярко-красные точки – это запуски, сделанные в этом году, красные крестики – расписание пусков на май. И из них на Россию приходятся только 8%. Тем не менее, линия нынешнего года вполне следует тренду, сформированному линиями прошлых лет. Можно даже сказать, что этот год начался несколько бодрее, чем прошлые – но отличие здесь маргинальное, в пределах случайного разброса.
А в целом, вывод вполне очевиден и сформулирован в заголовке.
Да, отсутствие России не проявляется, поскольку её место в индустрии орбитальных запусков вполне успешно заняли SpaceX и Китай – уже заняли, по факту.
На сегодняшний день статистика этого года такая: орбитальные пуски сделали шесть стран, больше всех пусков у США (10 пусков), второе место – Китай, 5 пусков. Тут правда, стоит отметить, что медленное начало года вполне обычно для Китая – два китайских космодрома имеют в начале года весьма неблагоприятную погоду. А Россия пока делит последнее место с Индией, у них по два пуска.
Для тех, кто надеется, что сейчас временный перерыв, и что вот починят бракованные двигатели в Воронеже и всё покатится резво как раньше – боюсь, что всё не так просто.
Во-первых, кризис пусков начался гораздо раньше этого инцидента с двигателями: Протоны не летают с июня прошлого года, а последний пуск Союза-2 был вообще в мае. Так что дело - НЕ ТОЛЬКО в двигателях или в ситуации на Воронежском заводе. В остальных местах дела не сильно лучше.
А во-вторых, уже год как у космодромных команд нет работы. И нет зарплаты. И если вы думаете, что космодромные команды сидят в низком старте и только команды ждут – ошибаетесь.
Не ждут.
Все кто мог – давно уже ушли. А смогли, кстати, лучшие – чем выше квалификация рабочего, тем легче найти работу. Чем выше его мотивация – тем активнее он работу ищет. Так что сейчас сборочные бригады и космодромные команды придется комплектовать заново, и заново учить (если осталось – кому). А это всё время, и неизбежный брак, и снова время – на исправление брака. И это я обрисовал только одну – кадровую проблему, в качестве примера. Есть и другие – кризис глубок и многогранен.
Но о других проблемах Роскосмоса – в другой раз.
Сейчас время позднее, а я ещё обещал танцы.
Итак, танцы – жестокие, ленинградские:
И Жестокая Ламбада