?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
«Отряд не заметил потери бойца»
smoliarm

Лекция об успехах космонавтики, после лекции – танцы.




На рисунке я показал динамику орбитальных пусков в формате «порядковый номер пуска» (по вертикали) и «дата пуска» по горизонтали.

Бледными цветами показаны три предвоенных года – с 2011 по 2013. Они иллюстрируют средний темп пусков и разборс между годами. Следует отметить, что в то время на Россию приходилось около 40% орбитальных пусков. В легенде рисунка цифры в скобках после года – это как раз и есть доля российских орбитальных пусков в тот год.

Ярко-красные точки – это запуски, сделанные в этом году, красные крестики – расписание пусков на май. И из них на Россию приходятся только 8%. Тем не менее, линия нынешнего года вполне следует тренду, сформированному линиями прошлых лет. Можно даже сказать, что этот год начался несколько бодрее, чем прошлые – но отличие здесь маргинальное, в пределах случайного разброса.

А в целом, вывод вполне очевиден и сформулирован в заголовке.

Да, отсутствие России не проявляется, поскольку её место в индустрии орбитальных запусков вполне успешно заняли SpaceX и Китай – уже заняли, по факту.

На сегодняшний день статистика этого года такая: орбитальные пуски сделали шесть стран, больше всех пусков у США (10 пусков), второе место – Китай, 5 пусков. Тут правда, стоит отметить, что медленное начало года вполне обычно для Китая – два китайских космодрома имеют в начале года весьма неблагоприятную погоду. А Россия пока делит последнее место с Индией, у них по два пуска.

Для тех, кто надеется, что сейчас временный перерыв, и что вот починят бракованные двигатели в Воронеже и всё покатится резво как раньше – боюсь, что всё не так просто.

Во-первых, кризис пусков начался гораздо раньше этого инцидента с двигателями: Протоны не летают с июня прошлого года, а последний пуск Союза-2 был вообще в мае. Так что дело - НЕ ТОЛЬКО в двигателях или в ситуации на Воронежском заводе. В остальных местах дела не сильно лучше.

А во-вторых, уже год как у космодромных команд нет работы. И нет зарплаты. И если вы думаете, что космодромные команды сидят в низком старте и только команды ждут – ошибаетесь.
Не ждут.
Все кто мог – давно уже ушли. А смогли, кстати, лучшие – чем выше квалификация рабочего, тем легче найти работу. Чем выше его мотивация – тем активнее он работу ищет. Так что сейчас сборочные бригады и космодромные команды придется комплектовать заново, и заново учить (если осталось – кому). А это всё время, и неизбежный брак, и снова время – на исправление брака. И это я обрисовал только одну – кадровую проблему, в качестве примера. Есть и другие – кризис глубок и многогранен.

Но о других проблемах Роскосмоса – в другой раз.

Сейчас время позднее, а я ещё обещал танцы.

Итак, танцы – жестокие, ленинградские:

И Жестокая Ламбада

Этот же пост на Дриме http://smoliarm.dreamwidth.org/306701.html

Posts from This Journal by “роскосмос” Tag

  • Капитуляция с эпиграфом,

    обзором прессы, эпилогом и дискотекой Эпиграф: «Мой юный читатель! Конечно же, ты ходишь в секцию ракетомоделирования, и тебе…

  • ЧЕТВЕРТАК

    (Юбилей с дискотекой) 11 мая состоялся очередной запуск Falcon 9 со спутником для Бангладеш, Bangabandhu-I. Отработав своё, первая ступень…

  • Мартовский подсчёт цыплят

    или «Когда Россия будет запускать больше, чем Илон Маск – вот тогда поговорим» В прошлом ноябре я делал уже подобную диаграмму,…



  • 1
Спасибо, интересный пост.
Я поискал сообщения об этой сделке:
http://www.businessinsider.com/china-ukraine-build-antonov-an-225-2016-9
http://www.popsci.com/china-will-resurrect-worlds-largest-plane

Правда, для запуска таких *объектов*, как на рисунках у stailker Мрия всё-таки не годится :)
Её делали для транспортировки Бурана, это примерно 100 тонн.
Теперь - что такое 100 тонн в смысле ракеты?
Это вторая ступень Falcon 9 v1.1 - вместе с топливом, но без спутника (У нынешнего Флькона она уже побольше).
Что можно вывести на НКО таким *воздушным стартом*? - не так уж много, думаю, что не больше тонны.
(тут можно посмотреть характеристики Pegasus-XL и посчитать по баллистической пропорции).

Оперативность запуска ? В военном смысле. Нет ?

У легких конверсионных ракет оперативность шикарная. Вплоть до запуска мобильным комплексом с колес из чистого поля.

>>Оперативность запуска ?
- да, безусловно - это один из основных плюсов подобных систем.
По крайней мере в идеале :)

Если в итоге будет живое производство "Мрий", и будут частично задействованы предприятия "Антонов" и др. - будет очень хорошо.
А что китайский... лучше так, чем "1 уникальный медленно устаревающий самолёт".

Откуда возьмется живое производство? Даже если всё срастется (что вряд ли), одного рабочего экземпляра для пусков хватит за глаза.

Но китайцы могут перенять технологии и сделать на основе свой супер-транспортник, это да.

> одного рабочего экземпляра для пусков хватит за глаза.
Могу ошибаться, но мне кажется, что завязывать что-то серьезное на уникальное изделие чужой разработки, которое в случае его аварии нельзя заменить резервным или быстро изготовить новое на замену - плохая идея.

Контракты на достройку 2го самолёта уже есть.
Контракты на совместное производство и передачу технологий уже есть.

Будут ли там какие-то пуски - вопрос.
А вот транспортник, скорее всего, будет, но через годы, это не пирожок.

Да, совершенно согласен.
Именно этот аспект меня и радует: во-первых, достроить и продать имеющийся ассет. И во-вторых - продать достаточно старую технологию - за вполне современные деньги.
Я, кстати, первое что полез искать по басурманским источникам - это сочетания "Мрия, Китай, контракт" со словами "протесты" или "предупреждения". Поскольку американцы смотрят косо на передачу Китаю современных технологий.
Но всё тихо :)

Во всяком случае - это полезная ссылка чтоб ткнуть ватника носом.
В ответ на "Антонову без России кирдык!" ;)

Почитал в свое время про Pegasus-XL - совершенно непонятно как он сейчас выживает? На вики объявлена цена запуска 56 мегабаксов, а вывести он может на НОО всего 440 кг. Та же Вега, не говоря уж о Фальконе - совершенно другое соотношение цена/качество. Интересно будет когда начнет лететь "ракета на батарейках" - это вероятно тоже прямой конкурент Pegasus-XL. Да и вообще идея воздушного старта выглядит не очень убедительной ввиду той стартовой высоты и скорости, которую может дать ракете дозвуковой самолет - по сравнению со скоростью и высотой, которые требуется достичь.

Вот уж воистину непаханый рынок, приход SpaceX реально расшевелил это болото :-)

>>Почитал в свое время про Pegasus-XL - совершенно непонятно как он сейчас выживает?
:)
Ситуация с Пегасом - в аспекте цен - совершенно аналогична Delta IV:
Его используют в основном военные, а они - а) всегда заказывают очень лополнительные сервисы и б) годивы платить дополнительные деньги за них.

Вот примеры с Фальконом 9:
спутник DSCOVR - запуск заказан NOAA/NASA/USAF - контрактная цена запуска - 97.0 млн. В то время коммерческий запуск Фалькона стоил 54 млн.

Другой пример - второй контракт SpaceX на запуск GPS III для USAF - 96.5 млн. Это недавний контракт, и коммерческий запуск Фалькона сейчас стоит 62 млн.

Поэтому цену на Пегас из вики не стоит понимать как коммерческую. И тем более не стоит делать вывод, что это минимум, и нельзя попробовать сделать что-то существенно дешевле.

ПОПРОБОВАТЬ - всегда можно :)


Это очень нишевая ракета. На ней не делают много денег и она не критична для выживания производителя.
Изредка НАСА заказывает им запуск. При этом нередко запуск идет комплектом, как в случае с GALEX, IBEX, AIM, NUSTAR - исследовательский аппарат делает Орбитал, запускает его Орбитал, на орбите им управляет Орбитал.

Я не знаю достоверно, но возможно за такой заказ "под ключ" Орбитал берет меньше денег, чем если бы НАСА заказывала все по отдельности у разных фирм.

Edited at 2017-05-19 09:27 pm (UTC)

Мрия возит гораздо больше 100 тонн (рекорд 254 если мне склероз не изменяет).
Зенитоподобная ракета для проекта воздушного старта Свитязь должна была быть что-то около 230 тонн

Да, совершенно верно, я потом посмотрел ТТД: 100 тонн это груз для транспортировки на некое _реальное_ расстояние. Если же говорить о запуске из (условно) точки космодрома - горючего надо гораздо меньше, и а всё остальное можно под ракету.
Вот собственно из вики:

Empty weight: 285,000 kg (628,317 lb)
Max takeoff weight: 640,000 kg (1,410,958 lb)
Fuel capacity: 300,000 kg
и
Range: 15,400 km ... with maximum fuel; range with 200 tonnes payload: 4,000 km (2,500 mi)

Так что ракета 230 тонн - для Мрии вполне реально.

Скорее Pegasus II на Scaled Composites Stratolaunch.

  • 1