?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
А в это время в далёкой Австралии
smoliarm
 Где сейчас весна в разгаре и потому там
...Ласково цветёт глициния,
она нежнее инея
...

Так вот, в этой далёкой и экзотической Австралии сейчас проходит Международный Конгресс по Астронавтике.
И сегодня Илон Маск сделал там свой доклад. Кто понимает английский со слуха - вот весь доклад целиком, со слайдами и кино :)
(update: Hi-Res version, спасибо eshklmn!!)
И ещё апдейт - полная стенограмма доклада Маска, с кратким описанием слайдового ряда.




А здесь я оставлю из этого доклада несколько скриншотов и несколько небольших деталей.
Во-первых, насчёт ближайших планов SpaceX:

Launch rate - это темп запусков. На графике показано число пусков Фалконов за год. Белым цветом показаны состоявшиеся пуски, серым - планируемые. Таким образом, на остаток 2017 у SpaceX запланировано ещё 7 пусков, на следующий год - 30.

А вот слайд с немножко более дальними планами:

Этот слайд иллюстрирует использование BFR как большого транспорта для обслуживания и модернизации МКС.
А любопытна здесь совсем маленькая деталь:
На слайде дан рендеринг американского сегмента МКС по блок Заря, российского сегмента не видно, он остался за левым обрезом. Причём надо отметить, что рендеринг вполне точный: все блоки в правильных местах и в правильной ориентации. Вплоть до мелких деталей, например вид Квеста соответствует его текущей конфигурации. И я думаю, что дизайнеры SpaceX не заморачивались с прорисовкой в КАДе, а просто взяли готовый КАД-файл в НАСА и добавили туда свою игрушку.
Однако вот какая *странность* - переход от блока Заря дальше налево - он НЕ соответствует тому, что сейчас есть на МКС. Сейчас к блоку Заря пристыкован блок Звезда, который заканчивается "шариком", и шарик этот примыкает к Заре короткое кольцо. А на этом рендере от блока Заря идёт цилиндр - подлиннее и со со "ступенькой", - и он очень напоминает IDA, International Docking Adapter.
Откуда там может взяться IDA? - Тут нужно небольшое пояснение, поскольку росСМИ этой темы обычно не касаются. Уже примерно год, как РКК Энергия делает небольшой проект для Боинга, в счет уплаты долга по банкротству Морского Старта. Конкретно, они конструируют и изготавливают переходник - с фланца Зари (где сейчас стоит стандартный российский стыковочный узел) - на стандартный же американский узел IDA. Цель проекта для Боинга - они получают переходник от РКК бесплатно и продают его НАСА, частично компенсируя долг РКК. А для НАСА цель простая - после гипотетической отстыковки российского сегмента, они снимают российский стыковочный узел и устанавливают переходник с IDA. И могут теперь стыковать к этому порту танкер для периодического ребуста станции.

Ну а теперь - про планы дальние, строительство городка на Марсе:


Это был номер раз.
Номер два:


Номер три:


Номер четыре:

И номер пять:






Ну и взгляд "под другим углом":


*************************************
Постскриптум

Всё это выглядит довольно - фантастично, скажем так. Да, я знаю.
Я только хочу напомнить, что всего три года назад были у меня в журнале комментаторы, в постах про Grasshoper, которые считали фантастикой многоразовую ракету. Примерно так - "Возвращаемая ступень? Посадка на морскую платформу? И всё это сделает частная фирма? - это совершенно несерьёзно, даже говорить об этом не хочу!"
А ещё раньше, лет пять назад - они считали фантастикой создание частной фирмой ракеты - калибра Протона. И тоже - даже говорить не хотели, потому что несерьёзно.
В общем, как говорят американцы - just a friendly reminder ;)

Этот же пост на Дриме http://smoliarm.dreamwidth.org/315094.html
Tags:

Posts from This Journal by “spacex” Tag

  • Китайский Дракон

    Но не этот, а другой... Вот этот: Проторип нового китайского пилотируемого корабля. Как ни крути - а на Дракона похож. Хоть и китайский :)…

  • New Revelations by Elon the Seer

    Новые Откровения Илона 28-го сентября состоялась презентация первого прототипа корабля Starship компании SpaceX. За день до презентации рядом с…

  • Эндшпиль: "Союз" начинает и проигрывает

    SpaceX выиграла контракт с компанией SES на запуск семи спутников созвездия O3b. В созвездии O3b сейчас двадцать спутников первого поколения. Все…



  • 1
Факт ПЕРВЫЙ:
Работы по созданию верней ступени на жидком водороде начались в США в конце 50х годов. В результате была создана ступень Centaur (Кентавр), первый раз она была запущена в 1962, но неудачно. Первый успешный пуск состоялся в 1963, а с 1965 года Кентавр использовался уже регулярно (хотя и не без аварий). Кентавр использовался на многих ракетах (Атласы, Титаны), претерпел десяток модификаций (менялись двигатели, системы RSC, электроника), и дожил до наших дней – летает верхней ступенью на Атласе 5. Хотя, конечно, почти ничего общего с первыми Кентаврами у него нет – только топливная пара и монококовая конструкция баков. Ну, ещё название.
Выводы: (1) технологию использования жидкого водорода как ракетного топлива в США начали разрабатывать ещё ДО появления пилотируемой космонавтики, и ДО Аполло. (2) Развитие этой технологии и использование – шло параллельно и часто - независимо от программы Аполло и р/н Сатурн.

Факт ВТОРОЙ:
про Шаттл: его внешний бак был заполнен жидкими водородом и кислородом, и общее количество жидкого водорода было даже больше, чем в Сатурне 5. Причём бак был не белого цвета, как корпус Сатурна, а охристо-коричневого. Строго говоря, первые два шаттла летали с белыми баками (для защиты от солнечного нагрева перед стартом), но потом оказалось, что теплоизоляция и так прекрасно работает, и красить в белый цвет перестали. Так вот, на коричневом фоне внешнего бака было бы отчётливо видно не только обмерзание льдом – был бы виден легчайший налёт инея. Но его не видно. Шаттлы стартовали 135 раз, из них 133 – с коричневыми баками, фотографий и видеозаписей высокого разрешения – море. Ищите – хоть одно пятнышко инея.
:)
Еще про шаттлы: у них ведь жидкий водород был не только во внешнем баке. И в самом орбитере запас водорода был изрядный – для тормозного импульса (тормозить-то надо было стотонную махину). И для электричества – солнечных панелей на шаттлах не было, вместо них были водород-кислородные fuel cells, которые давали шаттлам до 35 киловатт. Соответственно – и для них нужен был большой запас водорода - уже на орбите. Так вот, девять раз (емнип, не пересчитывал – проверьте) Шаттлы пристыковывались к станции Мир (и даже доставили туда в общей сложности чуть ли не 50 тонн разных припасов и оборудования). Но ведь что получается по теории нашего kopcap28? - что бедная станция Мир летала вместе с Шаттлом в его облаке гремучего газа – которое не рассеивает ветер – и которое готово взорваться от мельчайшей искры... И ведь не час-другой, а неделю, а то и две. Это же ужас! Или, как говорила моя школьная подружка Люська: «Кроме как *Ой, мамочки!* ничего и не скажешь» Тут она скромно опускала глазки и добавляла – «Всё остальное – матом...»

Факт ТРЕТИЙ (последний):
Этот факт уже не имеет отношения к Сатурну, Аполло, Шаттлам или Кентаврам. И даже к жидкому водороду он тоже – прямого отношения не имеет. Тем не менее:
25-го августа 2003 был запущен орбитальный ИК-телескоп Spitzer. Его матрицы – как и всякие высокочувствительные инфракрасные датчики – требовали охлаждения до очень низких температур. В случае Спитцера был использован жидкий гелий, запас его на корабле был 350 литров, или, по весу – 43.8 килограмма. Предполагалось, что этого запаса хватит как минимум на 2.5 года работы на орбите, хотя, конечно, надежда была на большее. Так вот, запас жидкого гелия на Спитцере кончился 15 мая 2009, то есть, его хватило на 2090 дней. Или на примерно пятьдесят тысяч часов. Если мы примем, что скорость испарения жидкого гелия была примерно постоянной, то получается, что за час испарялось 0.87 грамма или – ДВЕ ТЫСЯЧНЫХ процента от общего запаса. Ну и напоследок – тепмература кипения жидкого гелия 5 К. Что гораздо ниже тепмературы кипения жидкого водорода (20.3 К), то есть, жидкий водород при тех же условиях будет выкипать ещё медленнее.
На мой взгляд, этот факт наглядно демонстрирует эффективность криогенных технологий НАСА.

В целом же, эти факты показывают, насколько далёк от истины клиент со своей теорией гремучего облака и со своими расчётами «одного процента потерь». Но это – выражаясь цивилизованным академическим языком. А если простым языком (открытым текстом): всё, что тут написал этот kopcap28 – это пустая болтовня и безграмотная чушь.


Edited at 2017-10-03 12:35 pm (UTC)

Понимаю, что неоригинален, и все-таки спасибо что дали ссылку на этот тред - прочитал с огромным интересом.
Может быть стоит рассмотреть вариант написания подобных текстов в виде постов? Очень уж у вас, извините, "вкусно" получается.

Не могу не побуквоедствовать. У шаттла внутренних баков с криогенным топливом не было, завершение вывода на орбиту (orbital injection) и свод с орбиты осуществлялись при помощи Orbital Maneuring System - отдельных двигателей на гидразине с тетраоксидом азота в качестве окислителя. Это же топливо использовалось для маневровых двигателей.

А насчет скорости испарения - любой, кто учился в вузе на естественнонаучной специальности должен был хотя бы немного сталкиваться на лабах с жидким азотом, а значит должен знать, что 30литровый дьюар может стоять сутками и даже неделями без сколько-нибудь заметного испарения (и обмерзания, ЧСХ). Данных по советским дьюарам с узким горлышком я с ходу не нашел, но даже у широкогорлых сосудов заявленная производителем скорость измеряется в граммах в час. А любой, кто учил в школе трехмерную геометрию - ...

>>завершение вывода на орбиту (orbital injection) и свод с орбиты осуществлялись при помощи
>>Orbital Maneuring System - отдельных двигателей на гидразине с тетраоксидом азота в качестве окислителя.
- спасибо, поправка принята :)

>>У шаттла внутренних баков с криогенным топливом не было...
Были, поверьте - для обеспечения Шаттла электричеством.

Так что в моём исходном абзаце надо убрать зачёркнутое, но выделенное жирным следует оставить:

"И в самом орбитере запас водорода был изрядныйдля тормозного импульса (тормозить-то надо было стотонную махину). И для электричества – солнечных панелей на шаттлах не было, вместо них были водород-кислородные fuel cells, которые давали шаттлам до 35 киловатт. "

Из описания:

"Electric power for the orbiter's subsystems was provided by a set of three hydrogen-oxygen fuel cells which produced 28 volt DC power and was also converted into 115 volt 400 Hz AC three-phase electric power (for systems that used AC power).[6] These provided power to the entire Shuttle stack (including the SRBs and ET) from T-minus 3m30s up through the end of the mission. The hydrogen and oxygen for the fuel cells was kept in pairs of cryogenic storage tanks in the mid-fuselage underneath the payload bay liner, and a variable number of such tanks could be installed (up to five) depending on the requirements of the mission."

Ключевые слова для поиска более детального описания: "Shuttle fuel cells", "Extended Duration Orbiter"

это оказалось тактическое отступление ))

О чем автор сам и признался.
"kopcap28
13 окт, 2017 08:34 (UTC)
Re: вы прокололись неоднократно!
1. Про "облака газа" - писалось намеренно, чтобы дядя это разгромил, что и случилось. Чтобы следом предложить ему так же умно объяснить историю с пролившейся в вакууме водой. Это когда астронавты после "прогулок по Луне" вернулись в свой корабль и "увидели", что за время их отсутствия она якобы вытекла на пол, что в вакууме невозможно, как справедливо сам же дядя и объяснил. Но дядя влепил бан и избежал этих неудобных сопоставлений, ведущих в противоречию с его предыдущими пояснениями "для тупого писателя, гуманитария, больного" и прочего, чем любят обзываться "свидетели Луны", защищая лунные сказки. :) При этом я далеко НЕ гуманитарий, а поэзия - лишь хобби :)"
https://kopcap28.livejournal.com/40781.html?thread=52301#t52301

  • 1