?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Ракета на батарейках – полетела
smoliarm

и долетела до орбиты

или

Киви тоже умеют летать!


Вчера состоялся второй тестовый запуск ракеты
Electron – новозеландской компании Rocket Lab. Помимо тестовой нагрузки и балласта, на этом рейсе были и три реальных микроспутника – два Лемура (мониторинг погоды и морского трафика, фирма Spire) и один Голубь (Dove). Последние часто называют ещё Flock (Стая) – это созвездие спутников оптического наблюдения Фирмы Planet Labs с типовым разрешением 3-5 метров (что близко к фантастике – учитывая размер этих Голубков – всего 5 килограмм).

Запуск прошёл успешно, и уже получены подтверждения успешности от Spire и Planet Labs.

Этот успех особенно приятен тем, что открывает путь следующим пускам Электрона – у них уже контрактов на два года вперёд – они повоторяют SpaceX во многих аспектах (хотя и в уменьшенном размере).

А одним из первых в их очереди – пуск лунника частной компании Moon Express (MoonEx) для соревнования в Google Lunar X Prize. Дедлайн для этого пуска – 31 марта, так что у MoonEx есть все основания отпраздновать вчерашний успех Rocket Lab.

Кстати, этот год может стать для Луны довольно беспокойным –

– туда собираются отправить свои лэндеры и роверы ещё 4 команды участников. Хотя, наверняка – не все успеют и не все успешно долетят и сядут – но попытки будут. На данный момент продолжают участие в этой лунной гонке от Гугла ещё 4 команды: Synergy Moon (international), Hakuto (Japan), Team SpaceIL (Israel), Team Indus (India).
Кроме того, на этот год запланирован индийский Chandrayaan-2 – комплекс из орбитального модуля-ретранслятора, посадочного модуля и ровера. Пуск предполагается не ранее второго кавартала 2018.

И наконец, Китай планирует в этом году запустить Chang'e-4 – на обратную сторону Луны. Это будет комплекс из двух аппаратов и двух запусков. Сначала запустят Chang'e-4 relay sat – ретранслятор (поскольку с обратной стороной Луны прмую связь организовать нельзя. Запустят его в «лунную точку Лагранжа» (дальнюю), на так называемую Halo-orbit. Что весьма удобно для ретрансляции – но, по-моему, раньше такого никто не делал. Впрочем, и на обратную сторону Луны тоже никто не садился.

Ну и для любителей – запись трансляции пуска Электрона.

Любопытная деталь из трансляции (может, это было известно и раньше, го я пропустил) – они, оказывается, отстреливают большую часть батарей, питающих турбонасос. То есть, у них литиевые батареи турбины физически организованы в две отдельные пачки. Когда первая истощается – делается «hot swap» (переключение питания со старой пачки на свежую без снижения оборотов турбины). А потом отработанная пачка отстреливается – для экономии веса.

В общем – Go Rocket Lab!



Этот же пост на Дриме https://smoliarm.dreamwidth.org/322905.html

Posts from This Journal by “space international” Tag

  • ВЗРЫВ на Кейп Канаверал

    (Фото: Michael Seeley/WeReportSpace) ( Фото: Craig Bailey/FLORIDA TODAY) Ещё один стартовый комплекс на Кейп Канаверал передан частной…

  • Сигнус Девятый

    Двадцать первого мая с космодрома на Wallops Island стартовал очередной Антарес с транспортником Сигнус («ОА-9») к МКС. Это был…

  • Отряд не заметил потери бойца (опять)

    или по следам наших публикаций Лекция об успехах космонавтики, после лекции – танцы Фото: Walter Scriptunas II В прошлом мае у меня был…


  • 1
И все же;)
Интересует ваше мнение. Постараюсь без сокращений и аббревиатур.
Неужели газогенератор и одноступенчатая турбина столь сложна, в сравнении с электроприводом насосов?
Для того-же КБ "Южное" с ЮМЗ, Ивченко-Прогресс.

Криогенная топливная пара - ж. кислородом и керосином
Азотный тетроксид и скипидар, уйти от "гептила", самовоспламеняемая! некриогенная - долгохранимая!
Не в курсе, чем военных не устроил? Жидкость во многом проще НДМГ.


У Маска на Ф-1 ушло 90 млн. считай с нуля.
Есть РД-861К. Делали под Циклон3
Такой себе переосмысленный "Диамант"
Пускать с того-же Алжирского Хаммагира, или катамаран-поплавка, как Датчане суборбитальщики?

Edited at 2018-04-06 05:59 pm (UTC)

>>Неужели газогенератор и одноступенчатая турбина столь сложна, в сравнении с электроприводом насосов?
- наверняка, но тут я не специалист.
Главное, на мой взгляд, что здесь сопоставление следует делать в ДРУГОМ плане:
это решение выбрано из соображений экономии, т.е. - ЦЕНЫ.
Как конструкторская инновация - это решение уже состоялось - успешно.
А вот насколько оно окажется выигрышным в плане цены - время покажет :)

>>Азотный тетроксид и скипидар...
>>Не в курсе, чем военных не устроил?
- не в курсе, но, как химик, могу предположить:
=================
температура замерзания гидразина - плюс 2 °С.
температуры замерзания для метилгидразина (ММГ) и гептила (НМДГ) - порядка минус 50 °С.
температуры замерзания для СИММЕТРИЧНОГО диметилгидразина - минус 9 °С.
начало кристаллизации (*) скипидара в районе минус 8 - минус 12 °С.
начало кристаллизации (*) керосина в районе минус 50 - минус 60 °С.
=================
(*) керосин и скипидар - это СМЕСИ различных соединений, поэтому понятие *температуры замерзания* к ним применять нельзя.

Для военных *всепогодность* является очень важным фактором.
Особенно для СССР, где стратегические ракетные точки были и на Крайнем Севере.
Из таблички выше видно, что в качестве топлива для МБР - по критерию *всепогодности* - подходят только ММГ, НМДГ и керосин.
Скипидар и гидразин - не годятся.

>>У Маска на Ф-1 ушло 90 млн. считай с нуля.
- ну, у Маска, помимо денег, есть ещё и таланты. Не стоит об этом забывать.

>>Есть РД-861К. Делали под Циклон3
...
>>Пускать с того-же Алжирского Хаммагира, или катамаран-поплавка, как Датчане суборбитальщики?
- насколько я знаю, сейчас у Южного и Южмаша в работе большой проект - Циклон-4М - для Канадской фирмы MLS (Maritime Launch Services).
Это ракета примерно класса Днепра или Ангары 1.2.
Запускать её собираются из космодрома в Канаде - его строительство должно начаться совсем скоро - в мае.
Детали конструкции этой ракеты ещё не известны, вроде бы (говорят), что маршевым двигателем будет днепровский аналог двигателя второй ступени Зенита.

И последнее - про РД-861К.
Поскольку это гептиловый двигатель, то в современном мире и в коммерческой ракете - ему нет места.
В первой или второй ступени - т.е., в больших количествах - гептил использовать никто не будет.
Просто хотя бы потому, что никто не разрешит - в нормальном мире - использовать такую ракету - коммерчески.

>> И последнее - про РД-861К.
Поскольку это гептиловый двигатель, то в современном мире и в коммерческой ракете - ему нет места.
=================
:) вообще именно его производство возродили, для второй ступени Циклон-4М, того что именно для МЛС-канадцев из Новой Шотландии
вторая ступенька многократного включения, раскрутка турбины ТНА гелием
ее заправляют по классике перед пуском, термостатируют

>> Особенно для СССР, где стратегические ракетные точки были и на Крайнем Севере.
=================
так Алжир, Индийский океан, вблизи экватора, там всегда +20+30
скипидар ОТРАГ-овцы использовали, не криогенные компоненты, вытеснительная подача
"лисьи хвосты" то от "пушечного" запуска ЖРД, воякам не до экологии, побыстрее-бы уйти из шахты
концентрированная азотка тоже во многом проще азотного тетроксида, для любителей

гиперголь к азотке все аминпроизводные?

скипидар на порядок дешевле НДМГ
ампулизировали в ракету, ракету в ТПК и пошел понтон-катамаран к экватору
12-25т как первый фалькон, дело за малым... додавить наших ретроград-старперов из НКАУ
у которых монополия на космическую деятельность

>>:) вообще именно его производство возродили, для второй ступени Циклон-4М, того что именно для МЛС-канадцев из Новой Шотландии
- источник этой информации можете назвать?

С моей стороны, про Циклон-4М я знаю только следующее:
*** первая ступень там будет под керосин и жидкий кислород, аналог Зенита и Антареса - с тем отличием, что она будет поменьше, и под свой двигатель.
*** по второй ступени прямой информации нет, но есть результаты экологической экспертизы.
Из них следует, что предлагаемая ракета НЕ СОДЕРЖИТ значительного количества геплила (или монометилгидразина).
Анатолий Зак полагает, что вторая ступень Циклон-4М будет тоже на керосин-кислородной паре.
Есть ли у него какие-то данные на этот счёт - помимо заключения экологической экспертизы - не знаю.
Лично мне представляется ОЧЕНЬ сомнительным, что канадцы разрешат использование коммерческой ракеты, которая использует на каждом пуске десятки тонн гептила.
Я надеюсь, что в скором времени появится прямая официальная информация:
начало строительства космодрома в мае наверняка будет освещаться прессой,
наверняка будут презентации и пресс-конференции,
а там - будут соответствующие вопросы от журналистов.

>>>> Особенно для СССР, где стратегические ракетные точки были и на Крайнем Севере.
>>=================
>>так Алжир, Индийский океан, вблизи экватора, там всегда +20+30
- очевидно, что те, кто принимал решение - их не слишком заботили Алжир и Индийский Океан.
Обратите внимание - я НЕ говорил о НЕВОЗМОЖНОСТИ использвания скипидара как ракетного топлива - нигде и никогда.
В принципе, теоретически - можно. Да и практически, наверное - тоже.
Но я указал вам тот его недостаток, ктоторые сделал его неприемлимым - для военных - в то время, и в той стране.

>>скипидар на порядок дешевле НДМГ
- во-первых, не думаю, что это правда: "лакокрасочный" скипидар для ракетных двигателей не годится, нужна дополнительная очистка.
Во-вторых, цена гоючего составляет обычно менее процента от цены МБР.
Поэтому цену компонентов топлива - как аргумент - использовать не следует.

>>скипидар ОТРАГ-овцы использовали, не криогенные компоненты, вытеснительная подача
- понятия не имею, что такое ОТРАГ, и искать не буду. Думаю, что и большинство моих читателей - тоже.
Хотите чтобы вас понимали - говорите на общедоступном языке.

>>гиперголь к азотке все аминпроизводные?
- вы опять используете слэнг. Что мешает вам использовать НОРМАЛЬНЫЙ язык? - не понимааю.
Если я правильно понял вопрос, то ответ - нет, не все.

И в целом - проблема поджига жидкостного ракетного двигателя - она была серьёзной проблемой полвека назад.
Сейчас это уже не так.
Поэтому не стоит думать, что самовоспламенение компонентов "на контакте" - это серьёзный плюс. Это не так, и уже давно.
Перезапускаемый двигатель на керосине и жидком кислороде - не проблема. SpaceX её решили - успешно и практически.

>>Анатолий Зак полагает, что вторая ступень Циклон-4М будет тоже на керосин-кислородной паре.
я тут немного погуглил...
"-журналист Анатолий Зак, живущий в США уроженец России." Путенофил, клинический (ИМХО!)
!на сайте Южмаша и НКАУ указано 2я ступень АТ+НДМГ

" - Мы гусские никогда никого не обманываем..."
Хотя вполне допускаю, что некий Анатолий Зак для вас больший авторитет
у канадцев МЛС вообще сайт-заглушка/визитка

Касаемо OTRAG и Лутца Кайзера думал вы в курсе его идей, простых "вязанок" простых ракетных модулей, на вытеснительной схеме подачи компонентов.

в 2011 году нашел увлеченных соратников в США
interorbital.com

На скипидаре с АК летали первые французские РН "Диамант"
Там первая ступень именно вытеснительный ЖРД, с газогенератором в баке

С тех пор многое чего поменялось, для средств оперативного выведения кубсатов на 2-3 месяца
для ракет формата "Электрона" 12.5т на старте (половинка Фалькона-1)
городить стартовую инфраструктуру на 5т керосина и 15т ЖК?
Неужели проще 3т гидразина и 8т амила?

а все эти стоны экологов, там коровки пасуться
Если рванет 12т топлива на старте... коровки и испугаться не успеют


ПЕРВОЕ:
Ошибся не Анатолий, а я - с лета не следил за деталями по новому Циклону.
>>на сайте Южмаша и НКАУ указано 2я ступень АТ+НДМГ
- сейчас у Анатолия написано то же самое. Ещё прошлым летом определённости со второй ступенью не было.
Что я могу сказать? - очень жаль. Они выбрали самый простой, но - неразумный вариант:
Оставили пару гептил-тетроксид и уменьшили размер ступени.
В результате значительную часть прибыли им придется отдавать страховым компаниям.

ВТОРОЕ:
>>"-журналист Анатолий Зак, живущий в США уроженец России."
>>Путенофил, клинический (ИМХО!)
- со своим "имхо" вы ошиблись ровно наоборот.
Такими заявлениями вы даёте характеристику себе, и только.

>>Хотя вполне допускаю, что некий Анатолий Зак для вас больший авторитет
- да, и не только для меня: его статьи и обзоры регулярно печатает Popular Mechanics и Planetary Society.
А то, что вы его не знаете - опять-таки, это характеризует вас.

ТРЕТЬЕ:
>>а все эти стоны экологов, там коровки пасуться
>>Если рванет 12т топлива на старте... коровки и испугаться не успеют
- это ваше мнение, причём - глупое.
Вы незнакомы с предметом - и не только с химией, но - и с законами того мира.
Разлив четырёх тонн гептила - если НЕ будет покрыт страховкой - безусловно обанкротит стартап типа MLS.
А покупка страховки на такой случай, как я сказал, съест значительную часть их прибыли.

>>городить стартовую инфраструктуру на 5т керосина и 15т ЖК?
>>Неужели проще 3т гидразина и 8т амила?
- да, представьте себе - ПРОЩЕ, ДЕШЕВЛЕ и РАЗУМНЕЕ.

И ПОСЛЕДНЕЕ:
>>" - Мы гусские никогда никого не обманываем..."
- в следующий раз за подобное получите бан.
Других предупреждений не будет.
Все, кто читает мой журнал - русскоязычные.
Многие - живут в России.
Среди них нет ни одного "Путенофила".
Секрет простой - я их баню без разговоров :)
И с вами поступлю точно так же, если вы не прекратите.

  • 1