smoliarm (smoliarm) wrote,
smoliarm
smoliarm

Categories:

ВЗРЫВ на Кейп Канаверал


(Фото: Michael Seeley/WeReportSpace)


(Фото: Craig Bailey/FLORIDA TODAY)

Ещё один стартовый комплекс на Кейп Канаверал передан частной компании.

На этот раз – SLC-17, с него раньше запускали ракеты Delta II. Их эксплуатация заканчивается, запланирован лишь ещё один, последний пуск. Он будет осенью из Ванденберга, а стартовый комплекс SLC-17 на Кейп стал не нужен уже сейчас, и его передали частной компании Moon Express. И свою деятельность они начали со сноса ненужных конструкций. Вот здесь можно посмотреть коротенькое видео.

Moon Express не планирует запускать ракеты с SLC-17, они собираются использовать эту площадку как испытательный полигон для для своих лунных лэндеров. Про Moon Express можно было бы написать подробнее, тем более, что в русской вики про них написана большей частью чушь (редкого, правда, сорта – ниобий-диспрозиевая чушь). Но я пока подожду – ну хотя бы до первого летного прототипа.

А вот про Дельту-Вторую стоит сказать несколько слов – на прощание.

Потому что про ракету эту в рунете информации мало, и частенько рунетные эксперты-теоретики отмахиваются от неё, заявляя, что это «мелочь», легкая ракета.

Так что для начала – практический – и сравнительный пример грузоподъёмности этой «легкой» ракеты:

В 1997-2002 годах на орбиту выводили первое созвездие спутников Iridium, и большая часть спутников была запущена ракетами Delta II (в варианте '7920-10C') и Протон (с Блоком ДМ2). Спутники были стандартные и весили – одинаково, и целевая орбита тоже была одна и та же. Так вот, за один рейс –

Тяжёлый Протон выводил на орбиту СЕМЬ спутников Iridium;
А лёгкая (my ass) Delta II выводила – ПЯТЬ – таких же спутников и на такую же орбиту.

Причём стоит отметить, что вариант '7920-10C' – не самый тяжёлый у Дельты-Второй.

А по концепции – это была принципиально новая ракета, и концепция оказалась настолько удачной, что Дельта-Вторая стала первым представителем нового класса ракет – EELV (Evolved Expendable Launch Vechicle).

И по надёжности она тоже оказалась рекордсменом: из 154 запусков лишь два оказались аварийными. На сегодняшний день у Дельты-Второй самая длинная безаварийная цепочка – 99 пусков.

Но для меня самое главноеDelta II оказалась замечательно подходящей для научных целей: комбинация невысокой цены со способностью выводить приемлимый груз на Escape Trajectory. И если взять статистику за период эксплуатации Дельты-Второй (1989-2016), то окажется, что более 40% всех автоматических станций, выведенных за пределы околоземной орбиты – во всём мире – были запущены именно Дельтой-Второй.

Вот неполный список таких запусков (только те, что в моей базе помечены как PSP (Planetary Science Project):

Wind (Solar science), NEAR Shoemaker (Asteroid Orbiter & Lander), Mars Global Surveyor (Mars orbiter), Mars PathFinder & MFEX Rover (Mars Lander & Rover), Deep Space 1 (Asteroid & Comet Flyby), Mars Climate Orbiter (Mars orbiter), Mars Polar Lander (Mars Lander), Stardust (Comet coma sample return), Mars Odyssey (Mars orbiter), Genesis (Solar wind sample return), CONTOUR (Multiple comet flybys), MER-A "Spirit" (Mars Lander & Rover), MER-B "Opportunity" (Mars Lander & Rover), Spitzer (IR Astronomy), MESSENGER (Mercury orbiter), Deep Impact (Comet impact and flyby), STEREO A & B (Solar science), Phoenix (Mars Lander), Dawn (Multiple asteroid orbiter), Kepler (Astrometry), Grail A & B (Lunar gravity field mapping)...

В общем, по моей (субъективной) оценке – половина того, что мы знаем сейчас о Солнечной Системе, да и вообще о Космосе – добыта автоматами, запущенными ракетой Delta II.

Последний запуск Delta II запланирован на 12 сентября 2018 из Ванденберга.
Пожелаем успеха Дельте и пусковой команде.

Go Delta!



Этот же пост на Дриме https://smoliarm.dreamwidth.org/335840.html
Tags: space international
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Звёздные" войны продолжаются

    Новый сюрприз от блока Звезда - теперь там отказала "система подачи кслорода" ("oxygen supply system"). На запрос Agence…

  • Давид и Голиаф - 2004

    Обложка мартовского номера (2004) Aviation Week: - заголовок справа внизу: "Давид и Голиаф. Сможет ли крошечная SpaceX пошатнуть Боинг?"…

  • Ножки: Made in Italy...

    ...и в других местах - тут наводка на резкость подвела, но помоему эта ножка сделана в Финляндии... - и неплохой продукт. Симпатичный.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments