?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
«Вы находитесь здесь»
smoliarm

или Жопа, Вид Изнутри

(Лекция об успехах космонавтики, после лекции дискотека)



ПРИМЕЧАНИЯ к таблице

* Подъём орбиты МКС
Грузовой корабль «Сигнус» (компании Orbital ATK, которая теперь называется NGIS) покинул вчера МКС, но перед тем, как сойти с орбиты, он совершит несколько маннёвров и запустит полдюжины нано-спутников.  Однако, помимо снабжения МКС и запуска наноспутников, Сигнус сделал ещё одно дело: он поднял орбиту МКС примерно на 90 метров. Подробности в статье Space.com, July 15, 2018: «Cygnus Spacecraft Leaves the Space Station After Giving It an Orbital Boost»

** - к ожидаемой «реструктуризации» Энергомаша.
Лента-ру, 6 июля 2018: «Энергомаш» признал эффективность американских санкций
«Предприятия ракетно-космической отрасли России уже в 2020 году ощутят негативные последствия, вызванные отказом США от покупки ракетных двигателей РД-180 и РД-181, говорится в пояснительной записке к годовому отчету за 2017 год крупнейшего российского производителя ракетных двигателей НПО "Энергомаш"».

Упомянутая пояснительная записка (кстати, уже удалённая с сайта Глушковского НПО) появилась ещё в январе-феврале, Лента-ру заметила её не сразу... Документ очень интересный, и на форуме НСФ даже завели отдельную тему для его обсуждения. Вот как суммирует его Space News (Matthew Bodner):
«Energomash is by far the most dependent Russian space industry enterprise on American money. According to its annual report, over half of its revenue is provided by foreign contracts, with the rest coming from the Russian state. In production terms, their dependence is far greater: of 19 engines it has on order for 2018, 17 of them are for U.S. customers.»
«"Энергомаш", среди всех предприятий российского космопрома, является самым зависимым российским от американских денег. Согласно его годовому отчету, более половины его доходов обеспечено иностранными контрактами ... В единицах продукции зависимость намного выше: из 19 двигателей, заказанных на 2018 год, 17 предназначены для покупателей из США»

В интервью Известиям гендиректор Энергомаша Игорь Арбузов охарактеризовал ситуацию как серьёзную, но настроен он оптимистично:
·         в «Энергомаше» надеются на рост внутренних заказов,
·         ведут разработки новых двигателей для перспективных средств выведения,
·         и не прекращают поиск новых зарубежных партнеров.
(в последнем пункте Арбузов отмечает Китай как возможного нового партнёра)

Тут я хотел бы напомнить интервью двухлетней давности другого гендиректора – Андрея Калиновского. Которое тоже касалось надвигающегося кризиса другого флагмана российского космопрома - ГКНПЦ им. Хруничева. И Калиновский тогда тоже был оптимистичен и отмечал ТЕ ЖЕ САМЫЕ пункты: он надеялся спасти Протоны – А) увеличением числа государственных пусков; Б.) новыми разработками (Протон-Лайт и Медиум) и В) поиском новых зарубежных партнёров. Он даже и Китай тогда помянул по-моему – поищите то интервью, емнип – в Коммерсанте, примерно – осень 2016-го.
В общем, у меня такое впечатление, что все эти пункты помогут Энергомашу так же, как они «помогли» Протону.

А в целом – очередь на кирдык в российском космопроме определилась в первом приближении:
Следующим за Хруничевым идёт (уходит в историю) Энергомаш, приготовиться – Решетнёву.




По кирдыкам на сегодня всё, теперь в программе – дискотека:

.



Этот же пост на Дриме https://smoliarm.dreamwidth.org/336201.html

Posts from This Journal by “Роскосмос” Tag

  • Ничего личного (честно)

    Илон Маск огорчает Рогозина После огорчений - танцы (жестокое танго) В конце августа появились сообщения о новой бизнес-модели, объявленной…

  • А может, всё-таки, мозгов?

    Под рубрикой "Молодым родителям - учимся рассказывать сказки" Сперва - цитата из росСМИ: РИА Новости, 13.10.2019: « Предприятие…

  • Тает месяц карамелью, ветерок гуляет,

    космонавт в ракете дрелью дырку ковыряет... Космическая тема в творчестве Сергея Плотова



  • 1
Внезапно на лента.ру полная госдеповского поклепа статья (https://lenta.ru/articles/2018/07/09/energomash/):
"Предприятия космической отрасли России уже в 2020 году ощутят негативные последствия, вызванные отказом США от покупки двигателей РД-180 и РД-181, говорится в пояснительной записке к годовому отчету за 2017 год НПО «Энергомаш». Почему известные на весь мир ракетные двигатели сегодня оказались невостребованными не только за рубежом, но и в России, разбиралась «Лента.ру».
...
Реальную степень «независимости» российской ракетно-космической отрасли от американцев раскрывает та же пояснительная записка к годовому отчету «Энергомаша». В 2018 году предприятие, говорится в документе, планирует поставить заказчикам силовые агрегаты трех типов — 11 двигателей РД-180, два РД-191 и шесть двигателей РД-181. То есть из 19 ракетных двигателей 17 предназначены для США и только 2 — для России. Неудивительно, что в документе «Энергомаш» называет себя «экспортером высокотехнологичной и наукоемкой продукции со значительной частью выручки, номинированной в долларах США, и основной частью затрат, номинированных в рублях».
Поставляемые «Энергомашем» в США двигатели РД-180 в настоящее время используются в ракетах Atlas V, а РД-181 — в Antares. Действующие соглашения предусматривают поставки до конца 2019 года. Договор от 1997 года предусматривал поставку 101 двигателя РД-180 на общую сумму около 1 миллиарда долларов. В 2016 году США заказали у НПО еще 18 двигателей РД-180. Стоимость опциона на поставку 60 двигателей РД-181, заключенного в 2014 году, не превышает 1 миллиард долларов.
Несложно оценить, что один РД-180 обходится американской стороне минимум в 10 миллионов долларов, тогда как один РД-181 стоит не менее 15 миллионов долларов. Также очевидно, что поставляемые по договору 2016 года РД-180 уже не могут быть дешевле РД-181 хотя бы потому, что первый силовой агрегат сложнее и в два раза мощнее второго...."

Интересно, что никто не заметил, что Энергомаш продолжает делать РД-107/108, причём в количествах заметно превосходящих семейство РД-170/171М/180/181/191. Проблема в том, что норма прибыли у этого производства ничножна.

Ничего удивительного, имхо. На запуск РН Союз нужно пять штук 107/108. А это рабочая лошадка МКС. На Атлас - один 180. На Ангару пять штук кажется 171, но сколько той Ангары надо.

Несколько лет назад, ещё при Поповкине, был сделан такой бартер: производство РД-191 было передано в кооперацию с Хруничивым (ЕМНИП - на завод "Протон"), а Энергия, которая тогда как раз захватила Энергомаш, получила ДМ-на-Ангаре и какие-то ешцё отступные, и отказалась от проекта "Энергии-К". Таким образом, Ангара не оказывалась заложником у своего конкурента.

Несколько этих лет пролетело, и мы от всей этой конкуренции отказываемся. Теперь все предприятия попадают под эгиду Роскосмоса и мир! дружба! кумбалая! Возможно Энергомаш продолжит делать РД-191 для Ангары. А возможно, что и нет.

А что за завод "Протон", где он расположен? Сейчас же хруники переезжают, но те же движки для РН Протон делаются на ВМЗ в Воронеже - это он?

>>А что за завод "Протон", где он расположен?
- строго говоря, завода с названием "Протон" - нет.
Есть легендарное РКЗ в Филях ("Ракетно-Космический Завод") - это уникальный конгломерат космопрома, расположенный в просторной пойме Москва-реки за Серебряным Бором. Он занимался изготовлением и испытанием ракет (и не только ракет). Его просто ликвидируют.

>>Сейчас же хруники переезжают
- нет, они НЕ переезжают. Хотя в СМИ и называют это "переносом производства в Омск". Тем не менее - это НЕ переезд: Оборудование в Омск НЕ перевозят, и, насколько я знаю, никто из сотрудников РКЗ не собирается менять московскую прописку. Они просто ищут другую работу. Как правило - уже вне космопрома. И ситуация на РКЗ такова, что наиболее квалифицированные (мотивированные) - УЖЕ ушли.

В Омске же, на базе омского Полёта, создаётся (узко) специализированное производство УРМов для Ангары - всё. Ничего ДРУГОГО - из того, что делал РКЗ - в Омске делать не будут. Все это *дела* и умения Филевского РКЗ - пополнят список утраченных технологий.

>>те же движки для РН Протон делаются на ВМЗ в Воронеже
- все сколь-нибудь серьёзные (по тяге) ракетные двигатели изготавливают на СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ заводах - специализированные фирмы. Потому что главная часть изготовления двигателя - огневые испытания на специальном стенде. Это не везде можно организовать - ОЧЕНЬ не везде.
Поэтому:
ГКНПЦ Хруничева движки к Протону сам не разрабатывал и не делал, никогда - их разрабатывал Энергомаш, а изготавливали или в Перми (первая ступень, РД-253/275/276) или в Воронеже (РД второй и третьей ступени).
Та же картинка будет с Союзами (Самара - если какие-то двигатели и делает - то не все) или с Зенитами.
И на Западе - то же самое.
Строго говоря, Маск был первым, кто реализовал конструирование и сборку - и ракеты, и всех её двигателей - в рамках одной фирмы. Подчёркну отдельно слово "реализовал" - декларировали и собирались это сделать - и до него. А уж термин "вертикальная интеграция" - ему в обед сто лет :).
И кстати, несмотря на вертикальную интеграцию, и ему - пришлось убрать испытательные стенды - к чёртовой бабушке in the middle of nowhere.

Название несколько неудачное. Находятся он в Перми. Вот их сайт:
http://www.protonpm.ru/

На Ангаре РД-191, четвертушка от 170/171.

>>РД-191, четвертушка от 170/171.
- это распостранённое заблуждение :)
РД-170 тут и упоминать не стоит - это двигатель страпона, он не умеет многое из того, что критично для маршевого двигателя ракеты.

И с РД-171 похожая история - нём нет вовсе многих агрегатов, которые категорически необходимы на РД-191.

Распостранённая легенда, что РД-180 получился из РД-171 простым "ополовиниванием" - это не более чем нелепая глупость. Судите сами:
Контракт на разработку РД-180 был подписан в 1995-м, вскоре после подписания основных актов Комиссии Гора-Черномырдина (емнип, дек. 1994).
Первый предсерийный образец РД-180 был отправлен в США в конце 1998 - дата, опять же, емнип. Но суть здесь я помню вполне точно: разработка этого "простого" ополовинивания заняла БОЛЕЕ ТРЁХ лет и была завершена с опозданием относительно контракта. Соответственно, был потерян "бонус за срочность" (миллионов 8 емнип).

Конечно, работа над двигателем РД-170 легла в основу разработки РД-180.
Что вообще-то - в этой индустрии - имеет место ВСЕГДА.
Однако общего у них - довольно мало.
Это концептуально разные двигатели.

сарийные рд-107/108 сейчас делают в Самаре на АО "Кузнецов" (бывш 24-й завод).
"Энергомаш" в этой работе -- мимо кассы.

Что за враньё, США ен покупают двигатели, двигатели покупают компании из США. Кто пишет такую чухню?

11 двигателей РД-180, два РД-191 и шесть двигателей РД-181.
Причём ракет на РД-191 нету...
В 2016 году США заказали у НПО еще 18 двигателей РД-180.
Цена была озвучена - $540 млн

>>>В 2016 году США заказали у НПО еще 18 двигателей РД-180.
>>Цена была озвучена - $540 млн
- т.е., по 30 млн за штуку.
Нехило.

А где и когда была озвучена цена? Я не видал...

http://tass.ru/kosmos/3247751

"Вы в буквальном смысле вкладываете $540 млн в военную модернизацию России"

С ценой в 16.5 за РД-181 неплохо коррелирует.

Спасибо!
Ориентируясь по дате, я нашёл американский источник-оригинал - The Hill:
http://thehill.com/policy/defense/277975-house-panel-doubles-authorized-purchase-of-russian-made-rocket-engines
цитата:
** Rep. Duncan Hunter (R-Calif.) pushed back heavily against the amendment.
"There's no reason to line Putin's pockets ... when we don't need 18 right now, and we could get away with nine or 10," he said, noting the Air Force said they needed up to 18, not 18 exactly.
"You are literally contributing $540 million to Russia's military modernization," he added. **

Впрочем, я по-прежнему СИЛЬНО сомневаюсь в этой цифре - уж очень она несуразная.
Я скорее поверю, что сенатор Хантер оговорился/обсчитался/ошибся.
Кстати, такие случаи бывали - и не раз - и именно в этом Сенате.
Сколько раз эти леджислейторы перевирали цифры по COTS и CCT - диву даёшься. (Как-то раз на НСФ даже тему открыли - пересчитать сколько раз сенаторы переврали цифры по SpaceX. Но мудрые модеры вовремя прихлопнули этот флейм :)

>>С ценой в 16.5 за РД-181 неплохо коррелирует.
- в том-то и дело, что НЕТ.
Если бы (БЫ !) РД-181 и РД-180 продавал один и тот же торговый ап-фронт (а это точно не так) и если БЫ цена на оба товара формировалась с одинаковой или близкой нормой прибылы (а это может так, а может и НЕТ), то тогда -
цена в $16.5 M за РД-181 проецируется в $20-22 М для РД-180.
Удвоенное число камер сгорания - НЕ удваивает цену РД. По сравнению с ТНА - себестоимость КС невелика.

Короче говоря, я сильно сомневаюсь, что это верная цифра.

  • 1