?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Пари
smoliarm
Мне было предложено следующее пари по многоразовым Фалконам:
**До конца 2019 года у SpaceX будет по крайней мере один бустер, использованный ШЕСТЬ раз. Ставка пари $500.**
(я здесь ставлю на то, что это произойдёт).
Пари это было предложено vsatman888 несколько месяцев назад и осталось в незаключённом состоянии.
А вот на днях я узнал, что партнёр по-прежнему хочет заключить пари.
Соответственно, первым делом отвечаю по сути:
Да, я готов заключить это пари, и мы можем уточнить детали – здесь, в этом посте.
Под катом – некоторый бэкграунд этого пари.
Предложено оно было ещё в марте (или в феврале), и тогда я взял таймаут – до первого полёта F9 Block 5 (запуск спутника Bangabandhu). Потому что – сумма уже заметная, срок длинный (почти два года), а Block 5 тогда, в начале года, был всё ещё – в планах.
В день пуска Bangabandhu (или день спустя) состоялась телеконференция с Илоном Маском, где он поделился планами непосредственно по теме повторного использования бустеров. В частности он сказал, что к концу 2019 года они планируют поставить на капремонт после десятого полёта один (или два) бустера.
А вскоре и Гвин Шотвел (где-то через неделю) в докладе на конференции (AIAA емнип) подтвердила и несколько уточнила эти планы.
Таким образом – планы озвучены, и вполне официально, а интрига, наоборот, исчезла. И теперь пари получается не об угадывании планов и стратегии, а лишь о выполнении (причём – частичном) – уже озвученного плана.
Впрочем, как я сказал – если вы по-прежнему хотите заключить пари – я готов.
Хочу только честно предупредить, что шансы на выигрыш у вас тут невелики. Конечно, планы это всего лишь планы, и они не всегда выполняются. Но в данном случае – шесть настолько меньше десяти, что фактически здесь вы закладываетесь на мажорную аварию. Лишь авария типа АМОС-6, которая остановит пуски на 4-6 месяцев, может привести к «недоливу» в 40%. Да, аварии случаются, ракеты по-прежнему – рискованный бизнес. Поэтому и покупают страховку. И, судя по текущим страховым ставкам на запуск Фалконами, страховщики считают Флкон ракетой с надёжнстью не хуже 98.5. А страховщики – они конечно люди многогрешные, но недооцениванием рисков – они не грешат.

На этом по бэкграунду всё, теперь условия пари:

1. Событие пари: запуск Фалкона с бустером (ака «первая ступень»), который уже использовался ПЯТЬ раз. Запуск считается состоявшимся, если сработал контакт подъёма («we have a liftoff!»).
2. Срок пари: конец 2019 года. Если до конца 31 декабря 2019 года события п.1 не произошло – я проиграл, а 500 баксов ваши.
3. Результаты предыдущих пяти запусков не принимаются во внимание вовсе: если первая ступень отработала и села – её использование состоялось. Счетчик полётов увеличивается на единицу – независимо от того, что там дальше стало с полезной нагрузкой. Отдельной строкой не считается всё, что про это могут написать Энди Пазтор и российские эксперты.
4. Идентификационные номера ступеней берутся по сайту НСФ, тема «SpaceX Manifest Updates and Discussion»

PS для vsatman888:
Сергей Валерьевич, я вас разблокировал – пожалуйста, не злоупотребляйте этим.

UPDATE:
Пари принято без изменений 07/28/2018

Posts from This Journal by “spacex” Tag


Михаил, а каков ваш прогноз относительно даты первого пилотируемого полета Драгона? Не сроки, которые сейчас называет Маск, а когда это примерно произойдет на практике?

Не берусь играть в такую угадайку :)

Сейчас можно только *надеяться*
Первый (непилотируемый) полёт Дракона 2 сейчас имеет статус "penciled for Sept. 16th" То есть, "намечен карандашиком".
Все тесты в Плам Брук этот Дракон прошел успешно и доставлен на Кейп даже несколько раньше. Раньше, чем было бы нужно для пуска в середине сентября.
Так что у нас есть неплохой критерий - если этот полет состоится с небольшой задержкой, скажем, до конца октября - значит существенных проблем не было, и можно надеяться, что и второй тоже будет в срок или с небольшой задержкой.

Забавно...)
Я тоже заключил пари около двух месяцев назад (правда, достаточно долгосрочное и на более скромную сумму - бутылка более-менее приличного виски либо килограмм хорошего кофе, на выбор).
Пари было таким - я поставил на то, что до конца 2022 года какой-либо носитель Маска (скорее всего BFR) долетит до Марса. Даже если это будет носитель с грузом, даже если посадка окажется неудачной, и даже если сам старт состоится не позднее 31 декабря 2022 года.

Просто интересно - на что бы поставили в этом случае вы, Smoliarm?

Так "долетит до Марса до конца 2022" или "старт не позднее 31 декабря 2022"?

Я бы с осторожностью относился к заявлениям Маска, особенно в части сроков. Когда Маск говорит "до конца года", он, по старой привычке, имеет ввиду марсианский год. Скучает по родине.

>>Я бы с осторожностью относился к заявлениям Маска, особенно в части сроков.
Не стоит смешивать в одну кучу
бизнес-планы
и
мечты-прожекты, которыми Маск *будоражит публику*
- это очень разные вещи.

Пример:
*** Все знают, разработка Falcon Heavy "буксовала", и сроки первого пуска сдвигались не раз, и первый пуск состоялся с опозданием на 4 года.
*** И почему-то мало кто при этом замечает, что почти все спуники, что были подписаны на запуск Falcon Heavy - они уже ДАВНО ЗАПУЩЕНЫ :)
Конкретно - запущены все те спутники, чьим хозяевам был ВАЖЕН - СРОК. Два из них - ушли на Ариан, остальные - запущены *подросшим и окрепшим* Фалконом-обычным.

Бизнес-планы - и соответствующии им сроки - Маск определяет аккуратно и выдерживает - если, конечно, не вмешивается *форс-мажор*.

Здесь речь идёт как раз о бизнес-плане, для публики эти детали малоинтересны.

>фактически здесь вы закладываетесь на мажорную аварию
по-моему, не столько на большую аварию, сколько то что Маск имеет тенденцию называть сильно заниженные сроки: у него, конечно, дела идут довольно быстро даже с учетеом сдвига сроков, но все равно изначальные сроки даются как супероптимистичный вариант, который затем переносится на более поздний срок.

Маск - да, а вот Гвин обычно намного аккуратнее. Интересно бы услышать её оценку.

>> Срок пари: конец 2019 года. Если до конца 31 декабря 2019 года события п.1 не произошло – я проиграл, а 500 баксов ваши.
IMHO, Некорректно. Следует указать время (включая часовой пояс). Хотя шансы, что что-то произойдет в течение 24 часов, когда на Чукотке уже 1/01/2020, а на Аляске 31/12/2019 очень малы, но все же.

> будет по крайней мере один бустер, использованный ШЕСТЬ раз.
>>Событие пари: запуск Фалкона с бустером (ака «первая ступень»), который уже использовался ПЯТЬ раз. Запуск считается состоявшимся, если сработал контакт подъёма

IMHO, это не совсем одно и то же. Вот, представим, что на 6ом запуске бустер не удается спасти. "будет" ли этот бустер у SpaceX?

Edited at 2018-07-26 04:00 pm (UTC)

Имхо условия пари однозначны: 6 полетов а не 6 посадок


Желаю успеха.
Вам с Маском :)

Теперь знаю себе цену в ЖЖ :-) 500 Долларов приличная сумма ..
Начало истории (кому интересно) тут: https://vakhnenko.livejournal.com/275357.html?thread=4137373#t4137373
Кириллу ака Вахненко за площадку общения - Спасибо :-)

теперь по условиям
Михаил Ильич - 1,2, 3 и 4 принимается, думаю и 5 " Выплата должна состояться не позднее 31.01.2020 , при этом форму наличные или перевод в рублях по курсу ЦБ РФ на день перевода выбирает платящий."
возражений не вызовет..?
А вот теперь то что немцы называют Der Teufel steckt im Detail (я 8 лет в компании обходился без юриста, сам все читал/писал, так что тряхну стариной :-)

а именно , какие межполетные модернизации допустимы (в рамках данного пари) на Бустере /1-й Ступени?
Я исхожу из заявленного ресурса ступени в 10 пусков и то, что имеющиеся случаи повторного использования бустеров, не выявили необходимости замены крупных (базовых) элементов конструкции бустера .
То есть добавляю пункт
«6. Ступень/Бустер считается "оригинальным" и участвует в подсчете для данного пари, если в нем до 6 го пуска не меняется
ни один из 9 Мерлинов либо его крупных узлов, требующих демонтажа двигателя с бустера
Ни одна из 4 посадочных опор (ног)
ни один из 4 аэродинамических решетчатых рулей
не вскрываются топливные баки окислителя и /или горючего для замены оборудования , находящегося в них..
В случае замены или ремонта со снятием с носителя любого узла описанного выше полет бустера после такой замены считается Первым.»

Мне кажется, что многоразовость в изложении Space X не предполагает проведение между пусками таких (см. п.6) работ , если я не прав просьба указать (дать ссылку )почему это не так...

в Варианте 1,2,3,4 + 5 и 6 прилюдно сообщаю, что я принимаю пари..

>Ни одна из 4 посадочных опор (ног)
>ни один из 4 аэродинамических решетчатых рулей

1) Ноги демонтируются при межполётном ТО. Вы уверены, что при повторном использовании на бустер монтируются те же самые ноги? (пусть и б/у - но именно с этого бустера?)
2) В ногах есть одноразовые демпферы. Уточните в условиях, приравнивается ли замена демпфера к замене ноги :)
3) С рулями это Вы жестко :)

А то! Эт тебе не на 500рэ забиваццо. )

Кста, с пятничкой! Дзынь! ))

Простите что свиным рылом в калашный ряд, но хотелось спросить про формулу страховщиков которая дает для фальконов 98.5%.
Я знаю статистику пусков со spacelaunchreport, и видел тамошние (сходные) оценки. А где инфа что страховщики используют именно их? Кокретнее: известны ли суммы страховок по каким либо пускам?

>>А где инфа что страховщики используют именно их?
- как в сказке про кащееву смерть :)
В смысле - запрятана далеко.
Такая информация в "свободный доступ" поступает редко.
Но бывает,
Петер да Селдинг особенно ценный источник.
Например:
https://twitter.com/pbdes/status/783909360497864706

>>Кокретнее: известны ли суммы страховок по каким либо пускам?
Да - если пуск заканчивается *серьёзной* аварией (с "полным клэймом страховой суммы") - частенько и суммы стрхового премиума становятся известны.
Например:
После аварии с АМОС-6 (взрыв ДО пуска) стало известно, что страховая компания вернула страховой премиум фирме - поскольку страховка пуска БЫЛА оплачена, но пуск не состоялся и страховка - в силу не вступит. Соответственно, премиум подлежит возврату. И фирма тогда озвучила сумму (30 или 35 млн, не помню точно). Стоимость пуска и стоимость спутника тоже известны - соответственно, можно посчитать процент (страховую ставку).
Он получится существенно выше, чем тот, что в твите Петера по ссылке выше. Это потому, что контракт был заключён ГОРАЗДО раньше.

Еще очень ценны в этом аспекте запуски стран типа Индонезии, где оператор (владелец) спутника в значительной степени принадлежит государству. И потому - подотчётен парламенту. А эти отчёты - публичные. Соответственно, вся проблема - найти переводчика :)

Тут следует помнить ещё одну деталь: в таких слычаях мы узнаём сумму (и ставку) - КОМПЛЕКСНОЙ страховки.
Ей страхуют не только пуск, но и первый год работы спутника на орбите.
То есть, она учитывает риск аварии ракеты на пуске ПЛЮС риск аварии спутника уже на орбите.
Соответственно, величина страхового премиума отражает репутацию ("сумму репутаций") изготовителя ракеты и изготовителя спутника.

Edited at 2018-07-27 12:59 pm (UTC)

>> После аварии с АМОС-6 (взрыв ДО пуска) стало известно, что страховая компания вернула страховой премиум фирме - поскольку страховка пуска БЫЛА оплачена, но пуск не состоялся и страховка - в силу не вступит.

А вот здесь
http://services.globes.co.il/en/article-iai-sues-insurance-cos-over-amos-6-explosion-1001221445
говорится, что страховщики выплатили IAI около $216 М, при этом они отказываются выплатить полную страховую сумму $236 М and ‎€43.1 М потому что компания не предупредила о static fire, а IAI утверждает, что роли это не играет, т.к. взрыв произошел до и независимо от этих экспериментов.

IAI изготовитель, не оператор



Да, всё правильно написано - и по вашей ссылке, и у меня.
В чём вопрос-то?

Да, и я тоже.
Я ещё и удивился - чего это в Блумберге такую положительную статью про SpaceX написали :)

> Простыми словами - в этой аварии Spacecom (владелец и оператор АМОСа) погорел на сумму стоимости ракеты, т.е., ок. 50 млн - на момент аварии эти деньги уже были выплачены, но транспортная страховка их не покрывала.

Эти $50 M вернутся (вроде бы "натурой", запуском Amos–17):
https://en.wikipedia.org/wiki/Amos-6

Spacecom's contract with SpaceX specifies Spacecom can choose to receive $50 million, or a future flight at no cost.


Следующий запуск SpaceX это Merah Putih, намеченный на 4 августа. И если считалось, что бустер будет новый 1049, то статья на teslarati полагает, что это будет повторный 1046 , т.е. тот, который использовался 11 мая (и который они исследовали вдоль и поперек).

https://www.teslarati.com/spacex-first-falcon-9-block-5-reuse-drone-ship-turnaround-record/

Если это действительно будет так, то они действительно на пути к многократному использованию.

>>Если это действительно будет так, то они действительно на пути к многократному использованию.
- они "действительно на пути к многократному использованию" - и это ясно давно.

Непонятно, что нового здесь добавляет случай Telkom 4 (Merah Putih).
Если вы имели в виду интервал между первым и повторным пуском (11 мая - 4 августа), то это не рекорд.
На бустере B1045 (первый пуск - TESS, второй - Dragon CRS-15) интервал между пусками был короче: Apr 18, 2018 -- Jun 29, 2018.

Пари Принимается..

Поразмыслив на ночь глядя, пришел к выводу, что спорю я собственно не с хозяином блога, а скорее с Space X и тов. Э.Маском..
и решать был или не был данный пуск 6-м для данного бустера логичнее решать ему.. О чем он видимо и поведает широкой общественности в Твиттерах и Пресс релизах..
И если Спейс Х уж очень творчески к этому отнесется , то широкая космическая общественность их осудит.. на этом фоне мои 500 USD это ни о чем. Надеюсь, что и хлопцы с NSF не будут противоречить с мнением Space X, так что
//1. Событие пари: запуск Фалкона с бустером (ака «первая ступень»), который уже использовался ПЯТЬ раз. Запуск считается состоявшимся, если сработал контакт подъёма («we have a liftoff!»).
2. Срок пари: конец 2019 года. Если до конца 31 декабря 2019 года события п.1 не произошло – я проиграл, а 500 баксов ваши.
3. Результаты предыдущих пяти запусков не принимаются во внимание вовсе: если первая ступень отработала и села – её использование состоялось. Счетчик полётов увеличивается на единицу – независимо от того, что там дальше стало с полезной нагрузкой. Отдельной строкой не считается всё, что про это могут написать Энди Пазтор и российские эксперты.
4. Идентификационные номера ступеней берутся по сайту НСФ, тема «SpaceX Manifest Updates and Discussion»
ПРИНЯТО 27 июля 2018 в 11.33 Московского времени..

Если кому интересно, на чем основана моя вера в возможность выигрыша, то Вам сюда https://vsatman888.livejournal.com/141736.html

Re: Пари Принимается..

Замечательно.
Пари принято и отмечено с моей стороны 27 июля 2018 в 11.51.

Кстати, о ножках

Похоже, что в будущем каждый бустер будет иметь свои собственные ноги, которые не будут сниматься
https://www.teslarati.com/spacex-falcon-9-block-5-landing-leg-retraction-reuse/

Re: Кстати, о ножках

>>Похоже, что в будущем каждый бустер будет иметь свои собственные ноги, которые не будут сниматься
- нет, не похоже.
В статье нет ничего про "свои собственные ноги" у каждого бустера. Во всяком случае я не нашёл :)

Насколько свободно вы владеете английским?