smoliarm (smoliarm) wrote,
smoliarm
smoliarm

Category:

Кто сказал "Falcon Heavy" ? (ещё раз)


В среду в Вашингтоне состоялась встреча учёного совета НАСА по гелиофизике.
И директор отдела гелиофизики НАСА, Ники Фокс - рассказала некоторые новости по Falcon Heavy.

Дело в том, что несколько экспериментальных микроспутников НАСА полетят попутчиками с военным комплектом STP-2 - и именно на Falcon Heavy.
И Ники курирует эти миссии, соответственно - она в курсе :)
Итак:
Второй полёт Falcon Heavy сейчас планируется на март 2019, и это рейс со спутником Arabsat-6.
Третий пуск Falcon Heavy - с STP-2 - планируется вскоре после ("back-to-back"). Ники сказала - "the second launch taking place about a month after the first" ("второй пуск примерно через месяц после первого").
Ну, я бы тут ожидал интервал месяца два. Потому что для третьего полёта будет использован тот же набор бустеров, что и для второго (и Ники Фокс это подтвердила).
И, хотя Илон Маск утверждает, что блоку-5 между полётами нужна только инспекция, но почему-то мне кажется, что перед STP-2 инспекция будет особенно тщательная.
Посмотрим.
В общем, согласно Ники Фокс, запуск Falcon Heavy №2 со спутником Arabsat-6 планируется на март 2019, и запуск Falcon Heavy №3 с STP-2 планируется "не ранее апреля 2019".

И, чтоб два раза не вставать - комментарий по "заявленной грузоподъёмности" Falcon Heavy,
а также по огорчениям рунетных специалистов - что в первом пуске она не была продемонстрирована.

Так вот, жирным шрифтом и красным цветом:
В первом тестовом пуске новой (принципиально новой) ракеты – планируемую грузоподъёмность не демонстрируют.
В таком полёте демонстрируют – общую работоспособность системы в целом – и всё.

Для первого тестого полёта (в нормальном мире - в иженерно-конструкторском смысле) полезную нагрузку определяют по условию непревышения перегрузки в 5G - в конце работы первой ступени. Обычно это получается порядка четверти или трети от максимально грузоподъёмности данной ракеты на LEO.

Вот как этот принцип иллюстрирует история полётов Сатурна-5, ракеты рекордной для своего времени:

По горизонтальной оси отложен порядковый номер полёта Сатурна, а наверху - соответствующие ему индексы миссий Аполло ("А4" - Аполло 4, "А8" - Аполло 8 и т.д.)
По вертикальной оси показаны тонны полезной нагрузки. Миссии Аполло 8 и Аполло 10 - Аполло 17 были на TLI (Trans Lunar Injection), и их груз показан непосредственно, без пересчётов.
А вот первый запуск Сатурна-5 (Аполло 4) - он был на низкую околоземную орбиту (LEO), и поднял на неё груз в 36.5 тонн. Пересчёт по баллистической пропорции - для этого пуска - даёт "продемонстрированную" грузоподъёмность на TLI в ... 10 тонн с хвостиком.
И всё :)
Да, баллистические пропорции всегда приблизительны, погрешность 10-15%. Но для данной иллюстрации - этого достаточно. Вполне.
Пуски Аполло 6 и Аполло 9 мне пересчитывать лень (энтузиастам предлагается в качестве самостоятельной работы).
А для иллюстрации достаточно и этих точек:
*** Грузоподъёмность в 94% от максимальной Сатурн 5 продемонстрировал - только на 6 пуске (Аполло 11)
*** Полная грузоподъёмность Сатурн 5 показал - только на ДЕСЯТОМ пуске (Аполло 15)
*** Ну, а на первом пуске - Сатурн 5 был нагружен всего навсего на 22%. Ну, или на 26% - если брать по LEO, без пересчёта.

Возвращаясь к Falcon Heavy -
Ни на втором, ни на третьем пуске никаких 60 тонн не будет. На самом деле - по-моему - их не будет и потом.
Просто потому, что именно 60 тонн - и именно "одним куском" - такой сервис сейчас не востребован совершенно - ни коммерсантами, ни федералами, ни военными.

А вот сколько тонн Falcon Heavy выводит на LEO в многоразовом варианте - это придётся подождать пусков Bigelow и Axiom.
Правда, с Аксиомом случай особый, и - если его сделают и запустят - то российским рунетным экспертам будет уже не до Фальконов и их грузоподъёмностей.
Поскольку - у меня такое впечатление - что Аксиом сейчас делают не столько для демонстрации успешного "private-government partnership", а просто на замену ... российского сегмента МКС.

Go Falcon Heavy !!




Tags: spacex
Subscribe

Posts from This Journal “spacex” Tag

  • Давид и Голиаф - 2004

    Обложка мартовского номера (2004) Aviation Week: - заголовок справа внизу: "Давид и Голиаф. Сможет ли крошечная SpaceX пошатнуть Боинг?"…

  • Домой!

    Аэроснимок от Джона Крауса - панорама Кейп Канаверал с возвращейся домой морской платформой OCISLY и бустером B1059.3 Ещё несколько аэро-фоток,…

  • Фалкон и солнце - день чудесный...

    Пуск тринадцатой пачки Старлинков во вторник - пришелся на утренние часы, и группа фотографов сумела так удачно выбрать место - что сумели заснять…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments