smoliarm (smoliarm) wrote,
smoliarm
smoliarm

Categories:

Китайский Chang'e-4 совершил мягкую посадку на обратной стороне Луны

А конспирологи затаили дыхание...

Ну, про конспирологов потом, сначала - по делу.
Событие действительно первостепенной важности, и можно без оглядки использовать литературные штампы типа "сделан огромный шаг" или "открыта новая эпоха".
При этом не прибавляя "китайскую космическую программу", поскольку и шаг, и эпоха - они здесь для земной космонавтики в целом.
Обратная сторона Луны представляет сразу несколько проблем для посадки автомата:
*** проблема связи: прямая связь с аппаратом, который "спрятался" за Луну - невозможна. Значит, нужен ретанслятор. НО: ретранслятор - на около-лунной орбите - малоэффективен. Поскольку больше половины орбитального периода ему НЕ виден "источник" на обратной стороне, и ещё примерно четверть периода - его не видно с Земли. Можно, конечно, посадить на орбиту пригоршню ретрансляторов, но китайцы выбрали другой путь - технически гораздо более хитрый. Они повесили ретранслятор в дальнюю точку Лагранжа системы "Земля-Луна", точнее - в Halo-orbit вокруг этой точки. И само прибытие аппарата в такое место, и последующая стабилизация его орбиты - это очень высшая математика. И очень высший пилотаж - для баллистиков и программеров. НАСА делала такие фокусы несколько раз, ещё пару раз ЕКА, а больше, по-моему, никто.
*** проблема "посадочной площадки": Морфология обратной стороны сильно отличается от "нашей" стороны - из-за более интенсивной метеоритной бомбардировки. С наша стороны Земля защищает Луну от значительной части метеоритов (либо принимая их на себя, либо отклоняя их своим гравитационным полем). У обратной стороны этой защиты нет - и потому там нет бескрайних базальтовых морей, и на порядок больше средних и мелких кратеров - которые, даже самые мелкие - вполне могут погубить автомат при посадке.
*** проблема точной навигации - тесно связана с предыдущей проблемой: огромных и плоских морей там нет, следовательно, необходимо гораздо точнее определять свои координаты и скорость. Причём - БЕЗ подсказок в виде прямых маячков с Земли или с орбиты, только свои зёздные, солнечные и горизонтные датчики - только хардкор.

Как видим, весь этот букет проблем Китай успешно решил - ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!
И пожелания дальнейших успехов. И (робкое) пожелание дальнейших трансляций - не таких скупых, по-подробнее :)
Статья о посадке Chang'e-4 на ВВС
и статья на CNBC.

Ну, а теперь - про затаивших дыхание.
Во-первых, следует отметить тех, кто задаёт "ужасно неудобный" вопрос -

"А почему это китайцы - в своих исследованиях Луны - столь деликатно обходят все места экспедиций Аполло? Уж не потому ли, что там ничего нет?"
(Честное слово - сам лично получил такой вопрос - о "деликатных" китайцах).

Беда подобных конспирологов в полном незнании фактуры (строго по тезисам Старого):
китайцы именно что НАЧАЛИ свои исследования Луны - и именно с такой "неделикатности".
Один из первых китайских лунных автоматов - то ли Chang'e-1, то ли Chang'e-2, не помню навскидку (легко проверить по вики) - он составил ПОЛНУЮ топографическую карту Луны в высоком разрешении. Китайская Космическая Администрация (CNSA) выложила её тогда в открытый доступ, и с соответствующими громкими заявлениями в прессе ("впервые в мире", "для пользы общего дела", "ученым всего мира" и так далее). И руководитель программы сказал примерно следующее - на наших снимках мы видим отчётливые следы экспедиций Аполло.
Причём - вопреки неудобным вопросам конспирологов - специалисты CNSA уделяли особенное внимание именно местам посадки Аполло - но...
по причинам прямо противоположным.
То есть - они проверяли не американцев, а СЕБЯ.
И доказывали они - не реальность экспедиций Аполло (они в этом не сомневались, в CNSA работают только вменяемые люди).
Они доказывали (демонстрировали) реальность достигнутого разрешения, достоверность полученных карт - используя места посадки Аполло как топографический полигон - с заранее (и точно) известными координатами мельчайших объектов. Действительно - по фотографиям и, особенно, по панорамам Аполло можно составить очень точную триангуляцию - для всех видимых объектов. То есть, получить настоящий реперный полигон - и на нем проверить результат своей съёмки. И доказать (в первую очередь - себе), что планируемое разрешение достигнуто (превышено), и результат трудов - реальная карта, а не глюки пополам с фигнёй.
Вот этим-то китайцы и занимались - ещё лет десять назад, и секрета из этих занятий - не делали. Но конспирологи - люди темные. Нелюбознательные.

Ещё сейчас возможно появятся специалисты по фотошопу. В рунете - так наверняка появятся - с разговорами про китайский Голивуд. Ну и действительно - если китайцы успешно штампуют клоны айфонов и айбиэмок - то чем Голивуд хуже?

Но бог с этими типами конспирологов, у них диагноз примерно одинаковый - разные стадии дебилизма.
Есть другие - шизофреники, и, хотя их гораздо меньше - они гораздо интереснее.
Так вот, шизофреническое крыло лунных конспирологов тоже ждёт, затаив дыхание, результатов Chang'e-4.
Потому что их теория - полёты Аполло были, но они были лишь ширмой для другого проекта, гораздо более секретного. И ужасного.
Короче, пока командир и пилот ЛЕМа на Луне занимались всякой фигнёй и отвлекали на себя всё внимание мировой общественности, пилот командного модуля занимался настоящим делом. Он испытывал сверх-новое и сверх-ужасное супер-оружие - атомное, естественно. Он бомбил атомными (орбитальными) бомбами ... обратную сторону Луны!! Ведь с Земли это заметить невозможно - и невозможно поймать за руку этих Ястребов-Из-Пентагона, злостно нарушающих международные соглашения. И мечтающих только об одном - уничтожить пол-Земли.
И вот теперь у сторонников этой теории появилась надежда - что Chang'e-4 обнаружит воронки от ядерных взрывов...
Вот что-нибудь такое:


Tags: space international, американцы на Луне
Subscribe

Posts from This Journal “американцы на Луне” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 102 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Молодцы китайцы.

Не знаю, на сколько имеет смысл спорить со всякими сумасшедшими. Разве что в качестве развлечения. Полагаю, когда пошлют таки специальную частную миссию к Луне, чтоб проверить американцев, полетят туда самые сумасшедшие из сумасшедших, увидят воочию артефакты миссии Аполлон, то скажут, что мол американцы накануне это всё расставили и всё равно не было никаких полётов к Луне в 60-х.
Когда же до идиотов наконец дойдет, что для того чтобы доставить "артефакты" на луну, совсем не обязательно посылать туда людей, и тем более возвращаться обратно.

alexs12345

2 years ago

smoliarm

2 years ago

fixin

2 years ago

smoliarm

2 years ago

kingeugen

2 years ago

mikeofshadows

2 years ago

smoliarm

2 years ago

mikeofshadows

2 years ago

smoliarm

2 years ago

mikeofshadows

2 years ago

geo_lj

2 years ago

geo_lj

2 years ago

mikeofshadows

2 years ago

geo_lj

2 years ago

mikeofshadows

2 years ago

geo_lj

2 years ago

smoliarm

2 years ago

geo_lj

2 years ago

smoliarm

2 years ago

geo_lj

2 years ago

smoliarm

2 years ago

mikeofshadows

2 years ago

probegi

1 year ago

geo_lj

2 years ago

kingeugen

2 years ago

mikeofshadows

2 years ago

kingeugen

2 years ago

mikeofshadows

2 years ago

smoliarm

2 years ago

kincajou

2 years ago

kingeugen

2 years ago

kingeugen

2 years ago

))))) про шизофреников доставило) А сколько срок работы у китайского лунохода? Там российский РИТЭГ?
Срок работы вроде бы три месяца - и соответственно, три лунных ночи.
Это срок по техзаданию, и для ровера, и для лэндера.
Для ровера - они учли опыт "зайца" и надеются, что на деле получится год или больше.

>>Там российский РИТЭГ?
- у ровера РИТЭГа нет, только солнечные панели.
У лендера - по научной программе получается, что РИТЭГ необходим.
И по показанным на ТВ макетам - получается, что он там есть (т.к. нет солнечных панелей).
Никаких упоминаний о "российском РИТЭГе" на Chang'e-4 я не видел.
Так что - не знаю :(

max_andriyahov

2 years ago

kindly_villain

2 years ago

max_andriyahov

2 years ago

smoliarm

2 years ago

max_andriyahov

2 years ago

jr0

2 years ago

kindly_villain

2 years ago

smoliarm

2 years ago

kindly_villain

2 years ago

smoliarm

2 years ago

cain_18

2 years ago

smoliarm

2 years ago

cain_18

2 years ago

smoliarm

2 years ago

А я с замиранием сердца жду правдивую информацию о фашистах на Луне! :))
А как отличить воронку от метеорита и воронку от ядреной бонбы?
По подписи на карте. :-))))))))))

smoliarm

2 years ago

anastasnemo

2 years ago

smoliarm

2 years ago

anastasnemo

2 years ago

smoliarm

2 years ago

Вопрос немного в сторону. Почему ретранслятор в точке L2 с Землей работает в S-диапазоне, а с лунным модулем - в X-диапазоне? Это связано как-то с энергетическими соображениями, или есть какие-то эффекты прохождения сигналов разных частот из L2 к Земле (там ведь тоже нет прямой видимости)?
Насколько я понимаю - прямая видимость там ЕСТЬ.
Ретранслятор находится не строго в точке Лагранжа, а на Гало-орбите вокруг неё.

>>Почему ретранслятор в точке L2 с Землей работает в S-диапазоне, а с лунным модулем - в X-диапазоне?
- не знаю, совсем не моя область.
Этот вопрос можно задать на НСФ в теме:
https://forum.nasaspaceflight.com/index.php?topic=47004.0
- там настоящие специалисты.

profi

2 years ago

smoliarm

2 years ago

jr0

2 years ago

profi

2 years ago

jr0

2 years ago

profi

2 years ago

Я впечатлен и рад, все такое.

Но луноход на обратной стороне и доставка грунта оттуда - это для рекорда, не для науки. Когда подобную, и даже гораздо более сложную, задачу решают для Титана или кометы - дело иное, там смысл, а не рекорд.

Так что продолжу фанатеть по поводу стоящих достижений, а не пустых трат.
Это скорее отработка технологий. Доставка грунта с астероида науке тоже даст немного.

jr0

2 years ago

пишут, уже луноход поехал!

Ага, и фотку в китайский твиттер скинул:

max_andriyahov

2 years ago

jr0

2 years ago

vakhnenko

2 years ago

smoliarm

2 years ago

black_semargl

2 years ago

vakhnenko

2 years ago

Молодцы.
User fixin referenced to your post from Мой комментарий к «Китайский Chang'e-4 совершил мягкую посадку на обратной стороне Луны» от smoliarm saying: [...] плсмотреть американского присутствия на луне? Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий [...]

boruzer

2 years ago

zhuchekol

2 years ago

Ну а то что посадили - это хорошо.
Наконец-то внятная информация. Спасибо!
Пожалуйста :)
Вы попали в Т30P самых обсуждаемых тем в блогосфере.
Это Ваш 1-й ТОПовый пост в этом году.
Посмотреть статистику автора можно в карточке топблогера.
"Во-первых, следует отметить тех, кто задаёт "ужасно неудобный" вопрос" — а как же те, кто задаёт вопрос "почему у китайцев Луна коричневая, а у американцев серая"? ИМХО, этих чудиков поболе будет:)
Да ладно вам.
Чудиков много, а я один :)
На каждый чих не наздраствуешься.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “американцы на Луне” Tag