?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Раптора привезли
smoliarm
но не этого


а вот такого:





На снимках - подготовка Раптора к огневым испытаниям в Мак-Грегоре.
Следует отметить, что это уже не прототип для конструкторских экспериментов, а то, что называется "production article".
Это не значит, что всё пройдет гладко и по графику - такое бывает, но редко.
Но это означает, что этап конструирования завершён, и теперь начинаются испытания технологии производства,
то есть, технологии тиражирования того, что уже сконструировано.

Комментарий Маска по Раптору:
"Initially making one 200 metric ton thrust engine common across ship & booster to reach the moon as fast as possible.
Next versions will split to vacuum-optimized (380+ sec Isp) & sea-level thrust optimized (~250 ton)."

Смысловой перевод:
"Поначалу мы делаем один общий двигатель с тягой 200 тонн - единый и для корабля, и для бустера (имеются в виду BFS и BFR), чтоб добраться до Луны как можно скорее.
Потом мы разделим двигадели на две версии - оптимизированную для вакуума (с удельным импульсом 380+ сек) и оптимизированную для уровня моря (с тягой примерно 250 тонн)"

И напоследок, чтобы был лучше понятен сравнительный размер Раптора - фото Мерлинов, которые сейчас летают:


Go SpaceX !

Tags:

Posts from This Journal by “spacex” Tag

  • Китайский Дракон

    Но не этот, а другой... Вот этот: Проторип нового китайского пилотируемого корабля. Как ни крути - а на Дракона похож. Хоть и китайский :)…

  • New Revelations by Elon the Seer

    Новые Откровения Илона 28-го сентября состоялась презентация первого прототипа корабля Starship компании SpaceX. За день до презентации рядом с…

  • Эндшпиль: "Союз" начинает и проигрывает

    SpaceX выиграла контракт с компанией SES на запуск семи спутников созвездия O3b. В созвездии O3b сейчас двадцать спутников первого поколения. Все…



  • 1
К сожалению, у "жирного попрыгунчика" (Starship Hopper) "снесло крышу" (обтекатель, впрочем он несбрасываемый) ураганом. Т.ч. его первый полет (или прыжочек) несколько откладывается).

Там та крыша нужна только для красоты, летать оно и без неё не хуже будет. Так что задержка вовсе не обязательна. Впрочем, зная любовь Маска к красивым картинкам, можно предположить, что крышу починят. Но это даже не ёмкость, это просто крышка, её сделать - чуть больше недели работы, если не сильно спешить, так что на фоне подготовки двигателей это не особо существенно.

Только бы все получилось. Ведь бухтели же, что ДР-170 и так перенапряжен из-за столь высокого давления в КС. А тут все 30 мПа. Или метан, как топливо, в этом плане поможет?

Ну, которые бухтят - пусть и дальше продолжают :)
А по сути - первый прототип Раптора работал до 20 мПа.
Этот - вроде будет покруче, где-то 20-25 мПа.
Про 30 мПа говорил Маск, и называл это как желаемый ориентир.
Который они _надеются_ достичь, в будущем времени.
Что касается сейчас и первого варианта BFR-BFS - тут всё будет попроще :)

Да, и - емнип - у РД-191 давление в камере около 26 мПа, и вроде бы это самое высокое у российских двигателей.

Что касается метана:
Помогает ли он справиться с высоким давлением в камере сгорания (КС)? - не знаю, совсем не моя тема :)
Зато как химик я знаю другое - метан ОЧЕНЬ СИЛЬНО помогает в плане многоразовасти.
Или, другими словами - использование метана вместо керосина здорово повышает ресурс двигателя, поскольку снимает (причём - напрочь) одну из основных ограничивающих проблем - образование "нагара" в охлаждающих рубашках.
Дело в том, что керосин - которым охлаждают КС и сопло - он при перегреве расщепляется и даёт радикал. Радикал может инициировать цепную реакцию полимеризации, то есть - происходит осмоление. Смола оседает на стенке охлаждающей рубашки и - ухудшает теплообмен. Возникает локальный перегрев - который ускоряет образование смолы :(
То есть, система работает "в разнос", с положительной обратной связью.
Дальше события могут развиваться по разным сценариям, но результат всегда один - взрыв КС.
А вот с метаном этого нет - в отличие от керосина он практически НЕспособен к расщеплению с образованием радикалов.
То есть, теоретически - от СН4 можно "отодрать" один Н, но условия для этого требуются довольно экзотические. Простого нагрева для этого мало.

Почему такие движки тестируют в горизонтальном положении? Для них же вертикальное ближе к реальным условиям. Это разве не повлияет на чистоту эксперимента?

измеряют-то тягу - тут в принципе не важно в каком положении.
в вертикальном даже сложнее будет, на самом деле.

кстати, твердотопливные ускорители для SLS тоже тестировали горизонтально.

Замечание о размере Raptor с подвохом. На фото с Merlin человек рядом с двигателем, а на фото Маска - за ним. Габариты будут похожими. И сопло, возможно, другим.

Да, конечно же, положение человека очень сильно влияет на размеры. Каждый миллиметр..

что-то трубочек всяких много, хотели же попроще-понадежнее и на 3d принтере?

Edited at 2019-02-01 06:30 pm (UTC)

На 3d принтере он печатают Драко и Супердрако.
А такой монстр - он в формат не влезает :)

И я не знаю, хотели ли "попроще", или только говорили... Но факт остаётся фактом - двигатель типа *full-flow staged combustion* (Раптор) - он по определению ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ, чем двигатель *gas-generator with open cycle* (Мерлин).

Да, и на последей фотографии поста - там ещё НЕ готовый Мерлин.
В готовом - трубочек побольше :)

Опередили за трубочки... ))

А мужик в шортах возле Мерлина - он разве не должен быть в спецодежде и в перчатках?

Нет. Там температурка от крио- до стехио-, тряска всякая, шум, 200 тонн силы. Микробы и волоски не страшны.


Маск как обычно нагоняет туману.
1. Жаль ФНК накрылся медным тазом, уже с новым Кузнечиком разбирали. Коротко повторю. Летать будет не высоко. ДУ состоит из трех посадочных движков - прототипов Раптора с проектной земной тягой 100 тс, на которую похоже еще и не вышли. К сверхзвуковой части добавили часть профиля высотного Раптора (F35).Получился профиль с изломом контура. В вакууме планируется безотрывное течение газа благодаря не шибко большому излому. При спуске в режиме торможения благодаря излому профиля, дросселированию, скоростному напору встречного воздушного потока. происходит отрыв газового потока от зоны излома контура и безотрывное течение ожидается только по соплу прототипа Раптора. Именно эти режимы и будут проверяться.
2. На испытания в Мак Грегоре привезена как бы доработанная версия Раптора. Причем для испытаний высотного варианта в земных условиях ниобиевый насадок в районе среза сопла имеет излом контура - косой скачок за изломом повышает давление и препятствует отрыву потока. Правда , чтобы насадок не потерял усточивость от внешнего давления при запуске
желательно подпереть насадок изнутри уносимой кольцевой вставкой.
3.Вариант не окончательный и будет не раз дорабатываться и как минимум 2-3 года на отработку уйдет при самом благоприятном раскладе. А уж "оптимизация" движка на земную тягу 250 тс ( подражание ВЕ-4) - это сказки для инвесторов - это конструктивно другой движок, куча денег, лет 10 на отработку.

А форум НК накрылся совсем?
Или есть ещё надежда?

================
>>На испытания в Мак Грегоре привезена как бы доработанная версия Раптора...
>>...Вариант не окончательный и будет не раз дорабатываться и как минимум 2-3 года на отработку уйдет при самом благоприятном раскладе.
- я бы не всё слушал, что говорят на НК. Точнее - почти ничего :)
Во-первых, там отчётливо преобладают *диванные теоретики*.
Во-вторых - даже другие (не диванные) - и они обычно НЕ ПОНИМАЮТ несколько существенных деталей, когда речь идет о Штатах.
Да, законы Физики и Сопромата - те же. Всё остальное - нет.

В данном же случае существенная деталь:
*** SpaceX разрабатывает Раптор НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ СЕБЯ, существуют ещё контракты с USAF - с реальными деньгами и реальными сроками:
https://dod.defense.gov/News/Contracts/Contract-View/Article/642983/
- исходный контракт от янв.2016 на 33.7 млн
и его extension от окт.2017 на 40.8 млн
https://dod.defense.gov/News/Contracts/Contract-View/Article/1348379/
И главное - с _возможными_ (и более крупными) контрактами в перспективе.

и второе:
*** Штаты - это другая страна, с другой культурой конструирования и производства, и самое главное - с другими законами.
Потому ошибаются те, кто полагают, что американский R&D это то же самое, что и российский ОКР.
И со своими прогнозами они обычно попадают пальцем в небо.

Если это учитывать, то картинка получается несколько иная:
Привезённый в Мак-Грегор Раптор - это не "как бы доработанная версия", а результат работ по контракту. То есть, как я сказал - *production article* по принципу "Вот что у нас получилось, и вот что мы можем тиражировать".
А поскольку заказчику интересен не столько двигатель, сколько ракета (или ступень ракеты), то по этому результату они будут принимать решение - заключать ли со SpaceX СЛЕДУЮЩИЙ КОНТРАКТ. Или НЕ заключать (есть конкуренты).

и последнее -
>>...Вариант не окончательный и будет не раз дорабатываться
- "окончательных" вариантов в природе не существует, и дорабатвать можно всё что угодно и сколько угодно - до бесконечности.
Опыт Союзов и Протонов в этом плане весьма показателен.
А двигатель на снимках выше вполне окончателен в том практическом смысле (увы - строгом), что по результатам его прожигов USAF примет решение о дальнейших контрактах - тоже вполне окончательное.

Очередная беда-печаль, пуск Дракона снова перенесли, на это раз на март, где он накладывается на пуск Heavy :(

Согласно твитту Маска (Elon Musk @elonmusk 4h4 hours ago) о последних испытаниях Раптора

Design requires at least 170 metric tons of force. Engine reached 172 mT & 257 bar chamber pressure with warm propellant, which means 10% to 20% more with deep cryo.)


"Берешит" уже на пути к Луне.
Mazel tov!

  • 1