?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Слышали выражение "Довольный как два слона" ?
smoliarm
Я его слышал - в детстве, от мамы.
И моя дочь его тоже слышала - уже от меня.
(её мама недоумевала - почему слоны? и почему именно два?)

А у вас сейчас есть возможность посмотреть - как на самом деле выглядят два довольных слона:


Илон Маск, CEO of SpaceX и Джим Бринденстайн, Администратор НАСА.
Снимок сделан вчера, за несколко часов до пуска Dragon-2.
И у них есть хороший резон - быть довольными как слоны: четыре года задержек, срезания финансирования от Конгресса, тормозов от GAO и многие другие troubles - позади.
Дракон построен и установлен на стартовый стол.
Дальше - дело техники - so to speak :)

А сейчас их уже можно поздравить с успешным запуском. Да что там - успешным - без сучка, без задоринки :)
Но - это ещё даже не пол-дела, может треть. Ещё осталось немало критичных этапов:
*** За эти сутки Дракону с Рипли предстоит выйти на орбиту МКС и "обнулить фазу".
*** Затем - этап сближения и - собственно стыковка (будет прямая трансляция завтра утром - и НАСА, и SpaceX).
*** Следующий этап - открытие люка - после всех тестов.
*** Потом будут пять дней, которые вроде бы не сильно наполнены *событиями* - но это тоже тест, и непростой: это тест на совместимость всех систем Дракона с системами МКС. И тест на стабильность *холостого хода* двух важнейших систем корабля - энергетики и жизнеобеспечения.
*** По окончании тестов - отстыковка и безопасное удаление от станции - по ОЧЕНЬ строго ограниченному "допустимому коридору"
*** Ну и наконец - тормозной импульс и вход в атмосферу. Затем ещё один тест парашютной системы и - последний экзамен - его сдаёт морская флотилия SpaceX и Dragon Recovery Team.
Да, следует признать, что не треть, сделана четвертушка от силы.

Но - начало положено - успешно.

Go SpaceX !

Tags:

Posts from This Journal by “spacex” Tag

  • Работает!

    Илон Маск отправил твит - через Старлинк: Sending this tweet through space via Starlink satellite 🛰— Elon Musk (@elonmusk) October 22, 2019…

  • Китайский Дракон

    Но не этот, а другой... Вот этот: Проторип нового китайского пилотируемого корабля. Как ни крути - а на Дракона похож. Хоть и китайский :)…

  • New Revelations by Elon the Seer

    Новые Откровения Илона 28-го сентября состоялась презентация первого прототипа корабля Starship компании SpaceX. За день до презентации рядом с…



  • 1
Стыковка: это будет docking или berthing ?

После первого повторного полета Dragon Маск пожаловался, что из-за посадки в океан ремонт юзанного корабля стоит почти столько, как изготовление нового. DC будет использоваться (в отличие от SL, который садится на сушу) только один раз для запуска экипажа , а потом как грузовик. Т.е. он должен будет делать docking в первом полете или berthing в последующих.


>>Стыковка: это будет docking или berthing ?
- docking.

Термин "docking" относится к процедуре, которую делают Союзы и Прогрессы, делал раньше европейский ATV, а в будущем будут делать пассажирский Дракон и Старлайнер. По этой же схеме стыковались все блоки Мира и рос.сегмента МКС, а так же Аполло со Скайлэбом и Аполло с ЛЕМом.

Термин "berthing" относится к более новой процедуре, и на русский её можно перевести как "швартовку", чтоб отличать от стыковки. Но это, по-моему, не официально - Россия её так и не освоила. НАСА разработала berthing специально для сборки станции из больших модулей, она требует наличия механической руки - Канадарм-2 или канадарм шаттлов. Эту процедуру используют грузовой Dragon, Cygnus и японский HTV.

>>Маск пожаловался, что из-за посадки в океан ремонт юзанного корабля стоит почти столько, как изготовление нового.
- и здесь я ему не очень верю :)

>>Т.е. он должен будет делать docking в первом полете или berthing в последующих.
- да, и для этого ему надо поменять "воротник" с IDA на "воротник" с CBM.

Я не знал, что для docking и berthing используются разные стыковочные узлы.

Вот, кстати, для Союз-Аполлон разработали симметричный узел. Такие узлы сейчас используются?

>>Вот, кстати, для Союз-Аполлон разработали симметричный узел.
- вообще-то он называется *андрогинный*, это значит, что оба стыковочных узла механически идентичны. При этом они да - симметричны, но вот обратное не верно: симметричное не обязательно андрогинно.
Можно и по-другому представить этот термин: андрогинный значит "бесполый", то есть оба участника стыковки одинаковы. А вот НЕандрогинный - это "папа-мама". Или "штырь-конус".

>>Такие узлы сейчас используются?
Именно такие сейчас и используются всеми, кроме России.
Что парадоксально, поскольку именно в России (в СССР) и была разработана впервые эта система, и название "АПАС" - это русская аббревиатура (андрогинно-периферийный агрегат стыковки).
Китайцы тоже используют свой вариант АПАС.
Да, и швартовочные узла на американском сегменте - CBM - они тоже андрогинны.

Исзначальная идея АПАС была - чтоб каждый мог стыковаться с каждым. Именно таким был АПАС-75 на Союз-Аполлоне. Но на практике это не всегда так. Обладает ли таким свойством современная IDA - не знаю.

Подробнее про это можно почитать здесь:
https://en.wikipedia.org/wiki/Docking_and_berthing_of_spacecraft

Узел который на IDA - пассивный, на нем нет механизма стягивания. На Драгоне активный, там есть.
Два активных узла тоже можно состыковать, а вот два пассивных - только манипулятором

>>Узел который на IDA - пассивный, на нем нет механизма стягивания. На Драгоне активный
- спасибо - я это подозревал, но прямых утверждений не видел.

>>Два активных узла тоже можно состыковать
- ещё спасибо!
То есть, получается, что два Дракона могут состыковаться друг с другом, если возникнет необходимость - так?

>>а вот два пассивных - только манипулятором
- мне казалось, что два пассивных IDA состыковаться не могут.
Поскольку механизм стягивания в конечном счёте осуществляет и жесткую фиксацию. Или я тут ошибаюсь?

На активном узле выдвижное кольцо, оно может быть прижато и тогда узел ведёт себя как пассивный - т.е. два Дракона могут состыковаться.

Поскольку механизм стягивания в конечном счёте осуществляет и жесткую фиксацию
нет, ихнее стягивание не более сильный контакт обеспечивает, что на нашем штырь-конус. просто подводит вплотную.
Окончательное стягивание с герметизацией - замками.
Вся разница что у нас 8 замков а у них 12.

Узлы для berthing - они большого диаметра, но без каких-либо механизмов стягивания и центровки, к ним аппарат требуется прижать манипулятором чтобы замки защёлкнуть
Узлы для docking - с механизмами, но диаметром 800мм, стойки с оборудованием не пролезут. Но манипулятором и к ним стыковать можно.

>>Узлы для berthing - они большого диаметра, но без каких-либо механизмов стягивания и центровки,
>>к ним аппарат требуется прижать манипулятором чтобы замки защёлкнуть
- кто-то мне говорил, что "замки" в CBM название условно-традиционное, и они не "защёлкиваются". На самом деле это электро-болты - которые стягивают и фиксируют оба CBM. Правда, стягивание там - первые мм.

Ну да, условное - на фото видно, что на "корабельном" СВМ круглые дырки, а на станции - электроболты.
В отличие от плоских щелей под замки на других узлах

"После первого повторного полета Dragon Маск пожаловался, что из-за посадки в океан ремонт юзанного корабля стоит почти столько, как изготовление нового." - наверное имеется ввиду именно первый или первые Драгоны. Зная Спейс Икс стоит ожидать развитие кораблей с постепенным улучшением в плане многоразовости.

Безусловно, они отрабатывают процедуру ремонта. Но вот с кораблями там НАСА следит очень внимательно, чтобы не делали резких изменений, а то придется пересертифицироваться. Поэтому крупные изменения от Д1 к Д2 это да, а так все заморожено.

Но дело, как мне кажется, и в другом: Маск срезал самые радикальные изменения: посадка на двигателях и на сушу, и верификацию Хеви для пилотируемых полетов, и Красный Дракон. Во-первых деньги, во-вторых сроки, и в-третьих--он форсирует СуперХеви, и поэтому видит ограниченное применение всего остального.

>>Маск срезал самые радикальные изменения: посадка на двигателях и на сушу, и верификацию Хеви для пилотируемых полетов, и Красный Дракон.
- ничего из этого списка - Маск не срезал :)
"не читайте советских газет"
И не слушайте болтунов с форума НК и комментаторов ЖЖ.

>>Маск срезал самые радикальные изменения: посадка на двигателях и на сушу, и верификацию Хеви для пилотируемых полетов, и Красный Дракон.
>- ничего из этого списка - Маск не срезал :)
>"не читайте советских газет"
>И не слушайте болтунов с форума НК и комментаторов ЖЖ.'

Весь этот список фигурировал по крайней мере в речах самого Маска (хотя, скорее всего, и не входил в более конкретные планы). Тогда "срезал" не самое удачное слово, но факт остается: самые радикальные изменения, о которых Маск упоминал, не материализовались. Добавим к этому списку облет Луны (ушел к Спейсшип)

Согласно
https://en.wikipedia.org/wiki/SpaceX_Dragon#List_of_missions
ни одна из капсул Дракона пока не использовалась более двух раз, хотя скорее всего это изменится. И Д2 в качестве пилотируемого будет использоваться однократно.

Старлайнер вроде бы собираются использовать для пилотируемых полетов до 5 раз. Т.е. создается впечатление, что Маск относится к многократному использованию Драконов с гораздо меньшим рвением, чем к многократному использованию первых ступеней. Что вполне рационально: у Драконов НАСА является единственным заказчиком, и полетов нужно гораздо меньше, чем у первых ступеней.

Кстати, что такое «НК» (и кто такой «Пиркс» упоминаемый в другом месте)? А в ЖЖ я читаю только Ваш блог.

А в чём проблема с сертификацией? Пройдут ещё раз. Но скорее будет так, что Драгон будет развиваться в частной космонавтике дальше, ведь надо развивать частный космический туризм. И тем самым будет постепенно проходиться сертификация, пока НАСА не скажет "вы такие профи, мы перестаём вас проверять как деток малых."

  • 1