smoliarm (smoliarm) wrote,
smoliarm
smoliarm

Category:

Кто сказал "Falcon Heavy" ??

Сегодня вечером намечен второй пуск сверхтяжёлой ракеты Falcon Heavy

(фото с первого пуска в феврале 2018)

Линк на прямую трансляцию пуска. Но будет это поздновато, примерно в час ночи по Москве.

Это очень важный запуск для SpaceX, можно сказать – этапный. Таких пусков у SpaceX в этом году целых четыре, этот – второй.
Но про важность немного позже, сначала – небольшое лирическое отступление про не-рекорды и тонны.

На этом запуске полезная нагрузка, прямо скажем, не тяжёлая. Спутник Арабсат 6А весит около 6 тонн (говорят – чуть больше).
Но точно меньше 6.5 тонн. Соответственно, возникает вопрос – «а зачем тут Falcon Heavy?»
Во всяком случае, судя по форуму НСФ – этот вопрос появлялся довольно часто даже там.

Соответственно, нетрудно предугадать, что многие специалисты рунета будут огорчаться, что мол, спутник-то совсем легкий,
чего ж тут такого? Где рекорды? – ничего нового!
Поэтому, в качестве эпиграфа – фрагмент из Евгения Шварца:

«Лису он убил как в прошлом году! Ничего нового не внёс в дело охоты!»

Простой ответ на «а зачем тут Falcon Heavy?»:
современный Falcon 9 FT – с возвратом первой ступени – может вывести на стандартную ГПО (-1800 м/с) груз в 5.5 тонны. Если же спутник тяжелее – его надо запускать либо (а) *одноразовым* Falcon 9, либо (б) использовать Falcon Heavy с возвратом бустеров. Или – если заказчика это устраивает – (в) можно ещё выводить его *тяжёлый* спутник возвращаемым Falcon 9 – но на СУБ-ГПО, с «недоливом».
В данном случае заказчик и провайдер сошлись на варианте «б» – это и есть простой ответ.

На самом деле, всё – как всегда – немного сложнее :)
Первый резон:
Контракт на запуск Арабсат 6А был заключён в 2015 году. Тогда летал *старый* вариант (Falcon 9 v1.1), который мог запустить на ГПО только 4.7-4.8 тонны – в одноразовом варианте. Falcon 9 FT тогда был ещё в разработке, и его реальные характеристики и практическая грузоподъёмность – просто не были известны. Поэтому – в то время – и для спутника «шеститонного калибра» – Falcon Heavy был единственным вариантом. Так что сейчас компания SpaceX просто выполняет свои обязательства перед заказчиком: они запускают его спутник строго той ракетой, на которую был сделан заказ. А то, что грузоподъёмность ракеты с тех пор сильно выросла – заказчику это всё равно.

Второй резон:
Ещё раньше – в июле 2014 года – SpaceX заключила контракты для Falcon Heavy на запуск крупных ГСО-спутников (тоже шеститонников, как и Арабсат 6А): Inmarsat 5 F4 (6.1 тонны) и Intelsat 35e (6.75 тонны). Эти заказчики ждать долго не могли (а задержки с Falcon Heavy были долгие), и в результате эти спутники были запущены весной-летом 2017 на одноразовых Falcon 9 FT, хотя всё равно с некоторым опозданием. Оба, кстати, были запущены на сверх-ГПО, что сэкономило топлива хозяевам спутников на несколько дополнительных лет работы на орбите. Вероятно, таким способом SpaceX сказали заказчикам «спасибо» за терпение и отчасти компенсировали своё «опоздание».

Так вот – приведённые выше два случая представляют два бизнес-кейса для SpaceX. И единственный способ их сравнить по экономической эффективности – это попробовать и то, и другое – на практике. Никакие расчёты/модели тут не помогут. Грамотно (то есть – экономически эффективно) провести границы – и по массе полезной нагрузки, и по ценам в этих двух кейсах – можно только на основании конкретного опыта.
Это и есть второй резон – практическое опробывание нового бизнес-кейса.

Третий резон:
Он, как и полагается, самый главный :)
В этом году – если не будет задержек, то осенью или в начале зимы – USAF будет проводить тендер на пусковые сервисы на «следующую пятилетку» (2021-2025). В общей сложности там будут распределены заказы на 25 (двадцать пять) пусков. Или в деньгах – примерно 6.5 млрд долларов. Чем больше пусков Falcon Heavy SpaceX успеет сделать к этому времени – тем выше шансы, что они откусят от этого пирога – кусок побольше.
Следует отметить, что специалисты USAF, которые будут сертифицировать Falcon Heavy, прекрасно знают простую истину: самое главное в первых полётах новой ракеты – это продемонстрировать работоспособность всей системы в целом. Этого совершенно не понимают некоторые эксперты рунета («заслуженные работники космодромов») – они упорно считают, что в первом же полёте надо «подтвердить заявленную грузоподъёмность». Несмотря на то, что все исторические примеры показывают, что это не так :)
Итак, третий резон этого пуска: продемонстрировать работоспособность всех систем ракеты для ключевых заказчиков – USAF  и NASA.
Заметим в скобках, что экспертам USAF будет предоставлена (в отличие от рунетных крикунов) – вся телеметрия с этого пуска и все данные по загрузке топлива. А эксперты USAF умеют (в отличие от упомянутых рунетных) пересчитывать эти данные – в «продемонстрированную грузоподъёмность).

Короче говоря, компания SpaceX в этом пуске –
*** Зарабатывает деньги (первый резон);
*** Выясняет, как эффективнее эксплуатировать свои ракеты (второй резон);
*** И создаёт предпосылки, чтобы в будущем зарабатывать ещё больше денег (резон третий).

В общем, в качестве эпилога – опять цитата из Евгения Шварца:
«Администратор. Когда контрабандист ползет  через пропасть  по жердочке  или купец 
плывет в маленьком суденышке по  Великому Океану  - это  почтенно, это  понятно.
Люди деньги зарабатывают. А  во имя чего, извините, мне голову терять? То, что вы
называете любовью,  -  это  немного  неприлично,  довольно  смешно  и  очень приятно.
Дама. Замолчите, презренный!»

Go SpaceX !!
Go Falcon Heavy !




PS: До начала трансляции ещё есть время – и местные остряки на НСФ придумывают заставки для SpaceX – на случай пропадания сигнала:



UPDATE: Увы - на сегодня отбой. Попытки запуска не будет из-за сильного ветра на высоте.
Пуск перенесён на завтра, 11 апреля, время примерно то же.

Tags: spacex
Subscribe

Posts from This Journal “spacex” Tag

  • Резонанс

    The Washington Post, May 24, 2020: «For Trump and NASA, the stakes are enormous for upcoming flight with crew» (TWP в своём амплуа…

  • Драконская Тесла

    Путешествие из Кейп к МКС начинается с этой Теслы: - Да, первые четыре мили - от KSC до LC-39A - астронавты прокатятся на этой Тесле-Икс.…

  • Хотите поиграть в Дракона?

    Теперь в вас есть такая возможность: SpaceX выложила в свободный доступ симулятор стыковки корабля Дракон с МКС. Утверждается, что там…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments