?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Кто сказал "Falcon Heavy" ??
smoliarm
Сегодня вечером намечен второй пуск сверхтяжёлой ракеты Falcon Heavy

(фото с первого пуска в феврале 2018)

Линк на прямую трансляцию пуска. Но будет это поздновато, примерно в час ночи по Москве.

Это очень важный запуск для SpaceX, можно сказать – этапный. Таких пусков у SpaceX в этом году целых четыре, этот – второй.
Но про важность немного позже, сначала – небольшое лирическое отступление про не-рекорды и тонны.

На этом запуске полезная нагрузка, прямо скажем, не тяжёлая. Спутник Арабсат 6А весит около 6 тонн (говорят – чуть больше).
Но точно меньше 6.5 тонн. Соответственно, возникает вопрос – «а зачем тут Falcon Heavy?»
Во всяком случае, судя по форуму НСФ – этот вопрос появлялся довольно часто даже там.

Соответственно, нетрудно предугадать, что многие специалисты рунета будут огорчаться, что мол, спутник-то совсем легкий,
чего ж тут такого? Где рекорды? – ничего нового!
Поэтому, в качестве эпиграфа – фрагмент из Евгения Шварца:

«Лису он убил как в прошлом году! Ничего нового не внёс в дело охоты!»

Простой ответ на «а зачем тут Falcon Heavy?»:
современный Falcon 9 FT – с возвратом первой ступени – может вывести на стандартную ГПО (-1800 м/с) груз в 5.5 тонны. Если же спутник тяжелее – его надо запускать либо (а) *одноразовым* Falcon 9, либо (б) использовать Falcon Heavy с возвратом бустеров. Или – если заказчика это устраивает – (в) можно ещё выводить его *тяжёлый* спутник возвращаемым Falcon 9 – но на СУБ-ГПО, с «недоливом».
В данном случае заказчик и провайдер сошлись на варианте «б» – это и есть простой ответ.

На самом деле, всё – как всегда – немного сложнее :)
Первый резон:
Контракт на запуск Арабсат 6А был заключён в 2015 году. Тогда летал *старый* вариант (Falcon 9 v1.1), который мог запустить на ГПО только 4.7-4.8 тонны – в одноразовом варианте. Falcon 9 FT тогда был ещё в разработке, и его реальные характеристики и практическая грузоподъёмность – просто не были известны. Поэтому – в то время – и для спутника «шеститонного калибра» – Falcon Heavy был единственным вариантом. Так что сейчас компания SpaceX просто выполняет свои обязательства перед заказчиком: они запускают его спутник строго той ракетой, на которую был сделан заказ. А то, что грузоподъёмность ракеты с тех пор сильно выросла – заказчику это всё равно.

Второй резон:
Ещё раньше – в июле 2014 года – SpaceX заключила контракты для Falcon Heavy на запуск крупных ГСО-спутников (тоже шеститонников, как и Арабсат 6А): Inmarsat 5 F4 (6.1 тонны) и Intelsat 35e (6.75 тонны). Эти заказчики ждать долго не могли (а задержки с Falcon Heavy были долгие), и в результате эти спутники были запущены весной-летом 2017 на одноразовых Falcon 9 FT, хотя всё равно с некоторым опозданием. Оба, кстати, были запущены на сверх-ГПО, что сэкономило топлива хозяевам спутников на несколько дополнительных лет работы на орбите. Вероятно, таким способом SpaceX сказали заказчикам «спасибо» за терпение и отчасти компенсировали своё «опоздание».

Так вот – приведённые выше два случая представляют два бизнес-кейса для SpaceX. И единственный способ их сравнить по экономической эффективности – это попробовать и то, и другое – на практике. Никакие расчёты/модели тут не помогут. Грамотно (то есть – экономически эффективно) провести границы – и по массе полезной нагрузки, и по ценам в этих двух кейсах – можно только на основании конкретного опыта.
Это и есть второй резон – практическое опробывание нового бизнес-кейса.

Третий резон:
Он, как и полагается, самый главный :)
В этом году – если не будет задержек, то осенью или в начале зимы – USAF будет проводить тендер на пусковые сервисы на «следующую пятилетку» (2021-2025). В общей сложности там будут распределены заказы на 25 (двадцать пять) пусков. Или в деньгах – примерно 6.5 млрд долларов. Чем больше пусков Falcon Heavy SpaceX успеет сделать к этому времени – тем выше шансы, что они откусят от этого пирога – кусок побольше.
Следует отметить, что специалисты USAF, которые будут сертифицировать Falcon Heavy, прекрасно знают простую истину: самое главное в первых полётах новой ракеты – это продемонстрировать работоспособность всей системы в целом. Этого совершенно не понимают некоторые эксперты рунета («заслуженные работники космодромов») – они упорно считают, что в первом же полёте надо «подтвердить заявленную грузоподъёмность». Несмотря на то, что все исторические примеры показывают, что это не так :)
Итак, третий резон этого пуска: продемонстрировать работоспособность всех систем ракеты для ключевых заказчиков – USAF  и NASA.
Заметим в скобках, что экспертам USAF будет предоставлена (в отличие от рунетных крикунов) – вся телеметрия с этого пуска и все данные по загрузке топлива. А эксперты USAF умеют (в отличие от упомянутых рунетных) пересчитывать эти данные – в «продемонстрированную грузоподъёмность).

Короче говоря, компания SpaceX в этом пуске –
*** Зарабатывает деньги (первый резон);
*** Выясняет, как эффективнее эксплуатировать свои ракеты (второй резон);
*** И создаёт предпосылки, чтобы в будущем зарабатывать ещё больше денег (резон третий).

В общем, в качестве эпилога – опять цитата из Евгения Шварца:
«Администратор. Когда контрабандист ползет  через пропасть  по жердочке  или купец 
плывет в маленьком суденышке по  Великому Океану  - это  почтенно, это  понятно.
Люди деньги зарабатывают. А  во имя чего, извините, мне голову терять? То, что вы
называете любовью,  -  это  немного  неприлично,  довольно  смешно  и  очень приятно.
Дама. Замолчите, презренный!»

Go SpaceX !!
Go Falcon Heavy !




PS: До начала трансляции ещё есть время – и местные остряки на НСФ придумывают заставки для SpaceX – на случай пропадания сигнала:



UPDATE: Увы - на сегодня отбой. Попытки запуска не будет из-за сильного ветра на высоте.
Пуск перенесён на завтра, 11 апреля, время примерно то же.

Tags:

Posts from This Journal by “spacex” Tag



  • 1
Классно, спасибо.

Ждать придётся дольше :(
Сейчас вроде ориентируются на последние пол-часа пускового окна, то есть, примерно на 00:00 по UTC...

что сам Арабсат был бы сильно за то, чтобы перескочить на Ф9, ибо как сегодня сказали представитель страховщиков конференции Сателлит 2019 ставки на страхование упали сейчас для Ф9 до 2,5%. Для Хеви они оценочно в районе 5% (в любом случае выше чем для Ф9 и в 5 раз ниже чем для Ангары), а если учесть, что страховался Арабсат вообще в далеком 2015, когда ситуация для страховщиков была хуже и ставки выше, и не было успешной истории пусков Ф9, то экономия для Арабсата могла бы составить вообще 5%..что при таком тяжелом ИСЗ совсем приличные деньги..
Но Контракт есть контракт и как указано в резоне 3 совсем не в интересах Спейс Х переносить пуск Арабсата на Ф9.
А вот страховщики видимо сегодня хорошо заработают :-)

Астронавтов пора уже возить .


Это впереди :)

Американцы сделали и запустили в космос спутник для арабов. Ну, молодцы.

А что, не надо было?

Жалко так поздно, придётся в записи смотреть, если не перенесут.

Перенесли на завтра. В принципе еще когда они написали, что переносят пуск на самый конец окна, 8:32, все понятно стало. Надеюсь завтра не будет проблем с ветром.

PS А PAF более чем на ~11 тонн иксы для ФХ делают?

Edited at 2019-04-11 05:07 am (UTC)

>>PS А PAF более чем на ~11 тонн иксы для ФХ делают?
- до сих пор у них не было PL тяжелее 11 тонн (не считая Драконов - но им PAF не нужен).
Так что - нет, не делают.
Если же имелось в виду *могут ли они сделать?" - конечно, могут - в чём проблема?
(в конце концов - Руаг делает. Можно им заказать :)

ЕМНИП, PAF с условием "до 11 тонн" указан у них в User Guide как часть стандартного сервиса - за стандартную цену.
Если заказчику нужен PAF покрепче - это будет *non-standard service* - за дополнительные деньги.

с картинки нимношко заорал

А это вообще юморной мужик.
Он начал с того, что купил на барахолке советский оранжевый ВКК со шлемом. И стал расхаживать в нем повсюду и снимать клипы и селфи. Временами получалось забавно. Ну, типа - приходит мужик в Бюргер-Кинг в скафандре и встаёт в очередь ... Народ балдеет. Или в парикмахерскую - тоже смешно.
За год он собрал у себы на ютюб канале дофига подписчиков - и решил перекваливицироваться в настоящие журналисты. Теперь берет интервью у Питера Бека и снимает полнометражные репортажи про их фабрику.

И лет через 10 уж никто не вспомнит 12 апреля Юру, все будут помнить второй пуск Тяжелого Сокола.

Ну, с Юрой все в порядке - за 50 лет не забыли же.
И символичность дат - она исключительно символична :)

Скажите, пожалуйста, есть ли вероятные бизнес-кейзы для запуска ФХ

а) без спасения бустеров
б) со спасением только боковушек?

а) - не видел, только в мечтах *завоевателей Марса*
б) - тоже маловато *спроса*. Теоретически - постройка новой коммерческой станции на низкой орбите. Но и тут - вполне возможно, что и тут конструкторы подладятся под возможности *FH с возвращением всех бустеров*. Возможно - что-то от военных или НАСА - но РЕДКО. Не каждый год.

Тут ещё много зависит от Дракона-2, как пойдут у него дела.
Если (1) дела пойдут хорошо, и если (2) подтвердится (выявится) спрос на космический туризм - то тут появится целый спектр вариантов - включая и FH. Но сейчас об этом рассуждать всерьёз - ещё рано.

Попробую предположить четвертый резон, хотя уступающий в важности первым трем:
SpaceX и reusability - практически синонимы в массовом сознании. Лишний раз подчеркнуть это эффектным спуском двух боковушек, на этот раз в красивой ливрее - плюс много очков к их пиару.
А он, перед ключевыми выборами USAF и NASA совсем не помешает. Возможно не все люди принимающие решения там - сухари с калькуляторами в руках )

Правда помнится, после первого пуска говорили что оптимальна частично-многоразовая схема - когда только боковушки садятся на баржи. И тогда же обещали подготовить вторую баржу для восточного берега. Передумали, не успели, или решили что для 6-и тонн и так сойдет?

>>И тогда же обещали подготовить вторую баржу для восточного берега.
- строго говоря - посторонней публике они не дают ОБЕЩАНИЙ.
Они иногда делятся своими планами - большая разница.

>>Передумали, не успели, или решили что для 6-и тонн и так сойдет?
Не знаю насчёт постройки второй баржи - не следил.
Но для запуска Arabsat 6A эта схема не нужна.

Как всегда спасибо вам за подробные комментарии :) Очень досадно, что по европейскому времени почти все пуски - глубокой ночью и приходится смотреть их в записи потом. Но пропустить пуск Heavy? Видимо придется вставать в три часа ночи...

Пожалуйста !

Обычно при запусках на ГПО стараются его делать "навстречу рассвету", то есть незадолго ДО заката или вскоре ПОСЛЕ. Не то чтобы это *непременное правило*, но чаще бывает так.
Поэтому так и получается - пуск на ГПО из Кейп на закате - плюс7-8 часов - глубокая ночь по Москве.

Edited at 2019-04-11 10:04 am (UTC)

Несколько минут назад сначала боковушки как на параде сели, а потом и центральная на баржу

А вторая ступень со спутником на парковке

______

Уже спутник выведен на ГПО и отделился





Edited at 2019-04-11 11:24 pm (UTC)

  • 1