smoliarm (smoliarm) wrote,
smoliarm
smoliarm

Category:

Что же стало с Рипли?


Все обсуждают взрыв Дракона-2 на тест-площадке LZ-1, все строят теории, высказывают догадки, ищут виноватых...
И хоть бы одна собака спросила - "А что стало с Рипли?"
Никто даже не поинтересовался - была она там или нет?..
Ну что за люди...  Как страшно жить среди таких...



А ведь она там была, на старте прошлого полёта:

Потом - вернулась.
============================

Ладно, шутки в сторону, несколько слов по делу.
Возможно, Рипли была и на этом тесте. Наверняка мы этого не знаем, поскольку мы даже не знаем - ЧТО испытывалось в этом тесте.
То ли корабль, то ли испытательный стенд, то ли новая заправочная станция - то ли комбинация вышеперечисленного.
Кроме того, мы пока не знаем - В ЧЁМ заключался тест, и что было ЦЕЛЬЮ.
То есть, мы не знаем - из каких операций складывался тест и что именно хотели этим тестом проверить.
(Друзья мои, если вы не знаете технический английский - гугл-транслейт вам не поможет, и не надейтесь.)
Термин "Engine Test" - очень широкий.
Например, для Мерлинов в Мак Грегоре делают шесть-восемь разных "Engine Tests" - но только ОДИН из них завершается реальным поджигом.

Мы даже не знаем - что было ОБЪЕКТОМ тестирования.
При этом все обсуждающие, нисколько не сомневаясь, уверенно считают, что это была капсула DM-1. Но этого нам никто не говорил.
Я тоже полагаю (точнее, опасаюсь), что это был DM-1. Тем не менее - нам этого никто не говорил.

Поэтому давайте я расскажу - что известно наверняка, из официальных заявлений, из документов и из доступных *наблюдений*.

ЧТО ПРОИЗОШЛО:
*** Был первичный взрыв с последующим пожаром и вторичными взрывами. Фотографии дымового шлейфа ясно показывают, что было несколько событий "энергичного высвобождения" NO2. Кроме того, на радарной картинке видно исходное облако NO2, его последующий дрейф, и можно оценить примерно величину выброса. На мой взгляд, там было от "нескольких сотен кг" до "первых тонн" NO2.
*** Первый взрыв произошёл в капсуле, установленной на стенд [1], и случилось это примерно на восьмой секунде обратного отсчёта [2].
[1] - Что это была за капсула - DM-1, DM-2 или Non-flight Test Article - мы не знаем - любая из перечисленных подходит под формулировку в релизе SpaceX.
[2] - Что это был за отсчёт, до какого события оставалось 8 секунд - мы не знаем. Вполне возможно, что до запуска двигателей. Строго говоря, это и не важно.
А вот то, что взрыв произошёл ДО запуска двигателей - это известно, и это - важно.
------------------------
Update от 04/24/2019 к пункту [1]: по неофициальному, но вполне надёжному каналу, Emry Kelly ("Florida Today") получил подтверждение, что была разрушена именно капсула DM-1.
------------------------

ГДЕ ПРОИЗОШЛО:
Место называется "LZ-1" (Landing Zone 1), бывший LC-13 (Launch Complex 13), который военные отдали SpaceX.
Первоначально SpaceX организовала там посадочную площадку для первых ступеней.
А примерно два года назад стало известно, что SpaceX начинает строить там комплекс для обслуживания Драконов (Dragon Processing Facility).
В комплекс планировали вкючить - ангар для хранения Драконов и подготовки к полёту (включая refubishment уже летавших),
испытательный стенд для испытаний двигателей и станцию для заправки, слива и процессинга компонентов топлива.
И последнее про "где":
Насколько я знаю, это было первое испытание на этом новом комплексе.

Теперь пару слов про
"ОСНОВНЫЕ ВЕРСИИ АВАРИИ"
которые уже во множестве гуляют по рунету.
В двух словах: никаких основных версий нет и быть не может.
И если вы читаете про таковую - основную - версию, вы можете быть уверены, что автор пустой болтун.
Ну, или он ретранслятор пустой болтовни (что, по-моему, почти одно и то же).
Знаете, мне тут анекдот рассказали:
- Как определить, что конспиролог врёт?
- Если губы шевелятся - значит врёт.

Вот и здесь почти то же самое :)

Отдельно стоит упомянуть такую версию (основную, естественно). Согласно этой версии:
Взорвался Дракон DM-1, то есть, тот, что уже слетал к МКС.
Испытывались его двигатели СуперДрако. Испытание это очень важно для сертификации в качестве пилотируемого корабля, так как неизвестно - сохранили они работоспособность после купания в морской воде. И вообще неизвестно - как системы этого нового Дракона реагируют на морское купание.

И теперь, после того как утрачен этот единственный *уже слетавший* - вся программа Commercial Crew Transportation - под угрозой...
- Ну, это, конечно, ахинея, причём - многоэтажная. И я даже не берусь с ходу пересчитать все "этажи". Придётся по пальцам пересчитывать:
1. Контракты Commercial Crew Transportation предусматривают использование ТОЛЬКО новых кораблей. Это требование там сформулировано чётко и - тщательно (чтоб не оставить *щёлочек*). Конечно, впоследствии, его можно модифицировать (ослабить, отменить), но это станет возможно лишь потом - после начала полётов. А сейчас - для первичной сертификации - совершенно неважно, как отражаются морские купания на Драконах. Для программы CCT это по барабану. Или, как говорит моя младшая дочь - "Все это мне настолько перпендикулярно, что даже фиолетово".
2. Морского купания у двигателей СуперДрако не было: они как были на старте закрыты герметичными заглушками, так и оставались закрыты до конца. Заглушки отчетливо видны на фотографиях - и перед стартом, и на корабле после извлечения Дракона из воды.
3. Двигатели СуперДрако изготовлены из сплава "инконель" (аустенитный Ni-Cr-Co), который в первую очередь известен своей жаропрочностью и устойчивостью к окислению.
И - как следствие - он весьма устойчив и к коррозии. В этом аспекте он превосходит - в разы - высоколегированную нержавеющую сталь. Его можно купать не олько в солёной воде, но и в соляной кислоте - можно даже в кипящей. Ему - перпендикулярно.
4. Касательно остальных систем корабля - не следует забывать, что уже ШЕСТЬ раз на МКС летали повторно грузовые Драконы. То есть, к МКС уже шесть раз причаливал корабль, ранее искупавшийся в морской воде.
5. Что касается угрозы всей программе - так там у SpaceX есть конкурент - Боинг. Он же - дублёр :)

КТО И КОГДА РАССКАЖЕТ НАМ ПРАВДУ про эту аварию?
В двух словах: никто, никогда.
(оцените строгое соответствие формулировки :)
Нет, право слово, чего вы ждёте - официальных пресс-релизов от гос-структур? Судите сами:
*** при взрыве никто не пострадал (слава богу);
*** государственному имуществу ущерба нет;
*** имущество "третих лиц/организаций" - тоже не пострадало;
*** Экологического clean-up вроде не требуется - а даже если бы и требовался, так на то куплена страховка.
- официальным лицам/структурам нет НИКАКОГО повода выступать.
НАСА - безусловно - выделит своих специалистов. И, возможно, они помогут разобраться. Но выступать с публичными заявлениями? - с какой стати?
Нет, они-то как раз будут молчать. Как рыба об лёд.
Что касается SpaceX: испытания это их личное дело. И взрывы на испытаниях - тоже.

Ну и последнее, вишенкой на тортике - такое рассуждение (рунетных экспертов):
"Если этот Дракон взорвался на испытаниях - он может взорваться и когда пристыкован к МКС!"
Тут обычно следует пояснение, что Илон Маск (эксцентричный и безответственный) отказался от проверенной системы аварийного спасения на ТТД в пользу жидкостных двигателей на ММН и NTO, а они - видите! - могут взорваться. В общем, теперь к МКС будет причаливать *бомба замедленного действия*.
Тут стоит отметить два факта:
Абсолютно все корабли, что причаливали к МКС, имели в баках изрядный запас жидкого топлива: гептил и азотный тетроксид (Союзы и Прогрессы), или тот же азотный тетроксид и монометилгидразин (все остальные). Исключений тут нет.
И второе - из этого списка некоторые корабли (не будем показывать пальцем) - они взрывались на испытаниях. Либо целиком, либо в виде компонентов.
Собственно для этого и существуют испытания.

На этой мажорной ноте я и закончу, а теперь - немножко хорошего джаза (тоже в мажоре).
Две юные испанки исполняют старинную (и немножко хулиганскую) американскую песенку "Я очень хочу научиться танцевать шимми как сестра Кейт".

Tags: spacex
Subscribe

Posts from This Journal “spacex” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 64 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →