?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Программа для полуночников: запуск индийского Chandrayaan-2
smoliarm
Сегодня ночью (0:21 по Москве) – запуск второго индийского лунника, Chandrayaan-2.

Тарнсляция пуска - здесь.

Несколько страничек из пресс-релиза ИСРО

Chandrayaan-2 запускают на GSLV Mk-III:

Это будет четвертый пуск GSLV Mk-III.

Условный профиль полёта:


Я вообще-то думал, что Chandrayaan-2 запустят прямиком на TLI, но оказывается – нет.
Схема перелёта примерно такая же, как и у израильского Берешита: ракета выводит лунник на высоко-элиптичную орбиту, а дальше он уже добирается «своим ходом».
То есть, постепенно увеличивает апогей перигейными импульсами. Потребуется 17 дней для перехода на Trans Lunar Injection, посадка планируется на 54-й день после пуска.
На форуме НСФ смоделировали траекторию перехода:




Chandrayaan-2 включает три компонента – орбитер, посадочный модуль («Vikram») и ровер («Pragyan»)
Под спойлером – детали технических данных и научные приборы каждого модуля.
[Spoiler (click to open)]












А в двух словах, основные задачи миссии – помимо демонстрации технологии – это поиски воды и детализация запасов льда в высоких широтах. Посадка Vikram планируется в районе 70-й параллели, так близко к полюсу Луны ещё никто не садился. И по-моему, ещё никто не совершал посадку на Луну – с полярной орбиты.

Go Chandrayaan-2 !




Posts from This Journal by “space international” Tag



  • 1
Это что же, они снова, получается, обнаружили неизвестный науке ранее failure mode?

Ну, не то чтоб уж совсем "неизвестный науке" :)
Свойство металлического титана охотно реагировать с почти любыми окислителями, иногда с большим тепловым эффектом - было известно ещё химикам позапрошлого века.
Но поскольку SpaceX охотно лезут "куда не надо" - то есть туда, куда до них "резонные люди" почитали за благо не соваться - то они время от времени налетают на "что-то новое". И иногда - в виде взрывов :)

И поскольку эта манера - лезть-куда-не-надо - у них сохраняется, то остаётся и некая "непустая вероятность" взрывов и в будущем.
Правда, наблюдается и некоторый прогресс - если два-три года назад взрывы имели место в ПОЛЁТАХ (или во время ПОДГОТОВКИ летного hardware к реальному полёту), то теперь это случилось на ИСПЫТАНИЯХ, и с ОПЫТНЫМ образцом.

И иногда - в виде взрывов :)

"теперь это случилось на ИСПЫТАНИЯХ, и с ОПЫТНЫМ образцом"
И это радует, поскольку
- выявлен очередной источник возможной аварийной/катастрофической ситуации;
- можно быть уверенным, что такое больше не повторится.

Ну, они-то официально заявляют, что, мол, много раз использовался титан и АТ десятилетия на кораблях *разных стран*. И мне теперь занятно.

По поводу скорочтения некоторых - принято.

>>они-то официально заявляют, что, мол, много раз использовался титан и АТ десятилетия на кораблях *разных стран*.
- нет, такого они не говорили.
Это уже испорченный телефон переводов/пересказов.

Вот точная цитата из пресс-релиза:
**It is worth noting that the reaction between titanium and NTO at high pressure was not expected. Titanium has been used safely over many decades and on many spacecraft from all around the world.**

- первая фраза из цитаты действительно сформулирована НЕ аккуратно - с химической точки зрения. Поскольку способность титана реагировать с "NTO at high pressure" известна давно (емнип, с начала 19 века). Что здесь очевидно *имелось в виду* - так это проникновение (протечка) NTO в трубопроводы гелия высокого давления, такой вариант действительно was not expected.
- вторая фраза содержит ТОЛЬКО титан, никакого упоминания NTO там нет, это уже фантазии *телефонистов* :)

Однако вот же:
the reaction between titanium and NTO at high pressure was not expected.

Как бы это перевести?

Энтузиасты nasaspaceflight нашли хороший пример: Orbital Maneuvering System Space Shuttle , оказывается, имеет бак АТ из титанового сплава. И титановый баллон гелия.

Тут:

https://science.ksc.nasa.gov/shuttle/technology/sts-newsref/sts-oms.html

Вы раньше писали, что об этой аварии они не обязаны отчитываться, получается сейчас это добровольная публикация?

>>Вы раньше писали, что об этой аварии они не обязаны отчитываться...
- ну, ПРИМЕРНО так, хотя это очень упрощённое изложение.
Но - да, я действительно полагал, что официального statement от SpaceX - не будет вовсе.

>>...получается сейчас это добровольная публикация?
- нет, не думаю :)
Скорее, это результат достигнутого *взаимного соглашения* (SpaceX - NASA).
Возможно - не без торговли :)
Но это - ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ.

> Это что же, они снова, получается, обнаружили неизвестный науке ранее failure mode?

Вполне известный, на деле:

Compatibility of Materials with Rocket Propellant and Oxidizers, страница 9:


На самом деле, титан - это ОЧЕНЬ своеобразный металл.
Настолько своеобразный, что впору ставить "металл" в кавычки :)
В частности, его физические свойства (в кристаллической фазе) лежат ДАЛЕКО ЗА пределами области типичных металлов:
Удельная теплоёмкость, удельная теплопроводность, удельное электрическое сопротивление титана - в ДЕСЯТКИ раз меньше, чем, скажем, у меди (емнип - в 30-70 раз).

И химия у него тоже - с сюрпризами. Например - титан можно поджечь на воздухе - что умеют и некоторые другие металлы. Но - в отличие от них, дающих в результате только оксиды, титан при горении на воздухе образует смесь оксида и ... нитрида. И - если очень постараться - можно поджечь титан в атмосфере ЧИСТОГО АЗОТА.

Титан обладает прекрасными корозионными свойствами: он устойчив к окислению кислородом воздуха в присутствие влаги, нечувствителен к морской моде и к морским аэрозолям, и сохраняет эти свойства и при повышенных температурах. Кроме того, он совершенно инертен в человеческом теле - во всех частях. Что делает его популярным материалом для протезирования самых разных *деталей* нашего организма.

В результате бытует легенда о химической инертности титана. Она совершенно неверная, и основана она на плохих учебниках и безобразно организованных курсах химии в большинстве нехимических вузов.
На самом деле - титан весьма реакционно-способный металл, и иногда - в неожиданных (для металла) вариантах.

Что и проявилось - отчасти - в данном случае :)

> Удельная теплоёмкость, удельная теплопроводность, удельное электрическое сопротивление титана - в ДЕСЯТКИ раз меньше больше чем у меди

удельное электрическое сопротивление титана - в ДЕСЯТКИ раз больше чем у меди (а то бы провода из титана делали бы!)

Моя дантист, стараясь попасть отверткой в головку титанового шурупа сокрушалась "ну почему не делают для нас магнитных отверток?!", подозревая злой умысел :D

да, вы правы, я оговорился.
Имелась в виду удельная электропроводность.

Спасибо за подробности!

Конкретно про использование титана в качестве имплантанта -- я уже плохо помню соответствующие курсы, но, кажется, его еще любят за поверхность -- нужно, чтобы та была шероховатой на микроуровне, это улучшает сращиваемость с тканями.



Scanning electron microscope images of the different titanium surfaces: a) turned (T), magnification 1600×; b) mildly acid etched (MA), magnification 1600×; c); direct laser metal formed (DLMF), magnification 200×; d) and 1600×.

В авиадвигателестроении есть ещё такая неприятная штука - титановый пожар. На Кузнецове с ним сталкивались (и скорее всего ранее - в других отраслях).
Титановая лопатка, которая на рабочих оборотах касается титанового корпуса двигателя - приводила к выгоранию двигателя чуть ли не целиком.

  • 1