?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Вот когда ПРИЛЕТИТ ...
smoliarm
Политинформация о происках Илона Маска
(после происков – танцы)


Мне дали ссылку на интересный обзор в Блумберге (спасибо, jr0 !)
Обзор старый, от февраля 2018, но я его раньше не видел, пропустил.
Называется он
«The Future According to Elon Musk»
С подзаголовком
«What’s late? What’s ahead of schedule? Tracking Musk’s goals for Tesla, SpaceX, and everything else he dreams up»

Обзор сделан в форме интерактивной инфографики, игрушка получилась интересная, кто владеет английским – рекомендую.
Тут только надо иметь в виду, что обзор датирован 1-м февраля прошлого года.
Поэтому – Эрнест, не надо браниться на Блумберг и обзывать их клеветниками.
А надо порадоваться за Маска и SpaceX – как много этапов они прошли и сколько проектов завершили – всего за полтора года.
Ну, а я взял оттуда часть, относящуюся к SpaceX – сделал по ней апдейт.

Первым делом следует отметить, что Блумберг – это вовсе не аэрокосмический журнал.
Это журнал экономистов, инвесторов и, скажем так – индустриальных стратегов.
Соответственно, обзор этот был составлен НЕ с позиции аэрокосмических специалистов (или болельщиков), а с позиций экспертов-экономистов – и для таргетной аудитории Блумберга. Иными словами, произошёл естественный отбор – в обзор вошли те проекты (или этапы проектов) SpaceX, что получили достаточную известность – в таргетной аудитории Блумберга. И, соответственно, представляют интерес – для инвесторов и индустриальных стратегов.
И второе достоинство обзора – автор проделал дотошную работу по сбору исходных пресс-релизов с планами и датами. Так что мне оставалось только собрать табличку и добавить даты завершения тех проектов, что были выполнены за последние полтора года.
В таблицу я включил только те проекты из обзора Блумберга, что уже завершены либо находятся настолько близко к финишу, что существенной погрешности в «дате завершения» не будет.
Итак,


Примечание 1
Федеральные клиенты сильно отличаются от обычных, в США – особенно. Обычному (коммерческому) клиенту от контрактора нужен только заказанный сервис. И если соблюдены три базовых условия: сервис предоставлен в полном объёме (1), вовремя (2), и в рамках оговоренных стандартов качества – всё, больше ничего от контрактора заказчику не нужно. А вот с федералами ситуация сильно иная: помимо сервиса им нужен (и – не меньше, чем сам сервис) пакет документов, оговоренных контрактом. Причем документы эти должны быть оформлены – в строжайшем соответствии с contractual guidelines. Потому что федеральному заказчику нужна не только сделанная работа – ему ещё нужны документы – чтобы отчитаться о потраченных государственных деньгах перед комиссиями Сената, HoR и GAO. Умение правильно оформить отчёт и все сопутствующие документы для федерального заказчика – это совершенно отдельное ремесло. И чтобы его освоить – нужно время.
Поэтому я думаю, что задержки SpaceX с полётами по COTS/CRS обусловлены именно этим – если не целиком, то в значительной степени. Тогда – они ещё не умели работать с федеральными клиентами.

Примечание 2
А вот с программой Commercial Crew Transportation причина задержек другая. Я думаю, тут лучше всего начать с этого графика:



На этом рисунке синие столбики показывают годовой бюджетный запрос от НАСА на программу CCT. Оранжевые столбики показывают, сколько денег было выделено Конгрессом на этот год – фактически. То есть, первые пять лет программа была НЕДОфинансирована – систематически и сильно. Почему? – потому что с самого начала у программы CCT были серьёзные противники. Они считали, что сама концепция CCT неверна (и рискована), что новые корабли надо делать по-старинке – как Saturn-Apollo и Space Shuttle, где NASA выступала в роли и ген-конструктора, и агрегатора, и ген-подрядчика. Соответственно, они старались заставить NASA пересмотреть концепцию (т.е., отказаться от нее), а выполнение программы старались затормозить – срезая финансирование. Не мытьём, так катаньем.
Простой пример, как в учебнике арифметики – из пункта А в пункт Б надо построить дорогу. Если строительная фирма посчитала сумму, необходимую для строительства – но в реальности получила половину – то они смогут нанять половину рабочих и закупить половину материалов. И в результате они построят ... (сейчас возьму калькулятор и посчитаю) ... да – за половину сметы они построят половину дороги. Здесь примерно то же самое: если вы посчитаете по каждому году долю «недофинансирования» и сложите эти доли вместе – окажется, что в этом графике запрограммировано двухлетнее отставание программы.
Ещё одна фактурная деталь: в CCT в качестве подрядчиков участвовали две компании – новички SpaceX и Boeing – который настолько НЕ новичок, что «не-новее» не бывает. Например, Apollo CSM спроектировала и построила North American Aviation – которая потом стала частью Боинга. То есть, недостатка опыта по конструированию космических кораблей – у Боинга нет. И опыт работы на гос-заказчика – тоже обширный (мягко говоря). Однако – обе компании сильно – и примерно одинаково – отстали от первоначального графика работ. Это говорит о действии общего и системного фактора – который действует одинаково на всех подрядчиков, независимо от их опыта и квалификации. Например, такого, как недостаточное финансирование.

Примечание 3 – «In-flight Abort Test»
Тут строго говоря у автора обзора ошибка, но упрекать его не стоит – это такая специфическая деталь, которую он не знает – и имеет на это полное право. А деталь такая: когда в 2012 году был объявлен список этапов программы Commercial Crew Transportation для SpaceX, то этап «In-flight Abort Test» значился там как добровольный и, главное – неоплачиваемый. То есть, SpaceX взялась его провести по своей инициативе, на свои деньги и – по своим понятиям. Спустя некоторое время (года полтора, емнип) НАСА передумала и согласилась оплатить 30 млн. за этот тест. Однако, как известно, «кто платит – тот заказывает музыку», и условия теста сильно изменились – в сторону усложнения. (Что, заметим в скобках, вполне разумно). Соответственно, и срок выполнения – сдвинулся вправо. Но искать сейчас дату этого изменения по contract amendments мне лень. Тем более, что принципиальной разницы нет – что «более пяти лет», что «четыре года» – всё равно, задержка на зелёный маркер не поменяется.

Примечание 4 – про пуски на ГПО.
Этот кусок рынка коммерческих пусков был для SpaceX самым главным бизнес-кейсом. Ну, после COTS и CCT – но это федеральные заказчики. А вот коммерческие клиенты – тут пуски на ГПО были для SpaceX важнее всего – по двум причинам: первая – это самый большой по деньгам сегмент на свободном рынке пусковых услуг. Вторая – в этом сегменте тогда доминировал самый слабый конкурент, российский Протон. Соответственно, SpaceX очень спешили – появиться именно в этом сегменте рынка. Судите сами:
Протоны научились запускать геостационарные спутники – за девять лет:
.  Первый пуск Протона: Jul 16, 1965
.  Первый запуск «Радуги» Протоном: Mar 26, 1974
SpaceX прошли эту дорожку почти втрое быстрее:
.  Первый пуск Falcon 9: Jun 04, 2010
.  Первый запуск на ГПО (SES-8): Dec 03, 2013
Так что единственный зелёный маркер в первой группе – это не такое уж исключение или флюк. Это – индикатор главной цели.

Примечание 5 – про Falcon Heavy
Я уже рассказывал в деталях историю с Falcon Heavy и его задержками (если кто найдет этот фрагмент – скажу спасибо). А здесь – вкратце.
Falcon Heavy – как проект – был объявлен в 2011 году. А задуман ещё раньше – как основное средство запуска коммерческих спутников на ГПО. Потому что ГСО-ретрансляторы основного класса весят 5-6 тонн. А у SpaceX тогда был только Falcon 9 первой версии, который мог вывести на ГПО 3.5 тонны – в одноразовом варианте. И что получится из работ по улучшению Falcon 9 – тогда ещё никто сказать не мог. Соответственно, значительная ставка в бизнес-кейсах делалась именно на Falcon Heavy. Но уже через пару лет ситуация сильно изменилась: вполне оформился успех с Merlin 1D и переохлаждёнными компонентами. И стало ясно, что новый Falcon 9 FT сможет поднимать на ГПО более 8 тонн в одноразовом варианте и более 5 тонн – в возвращаемом. То есть, бизнес кейс под названием «запуск коммерческих ГСО-ретрансляторов» – ушёл от Falcon Heavy к Falcon 9 FT. Не то, чтоб Heavy стал вообще не нужен – у него остались возможные госзаказы (военные или НАСА) и самые тяжёлые коммерческие спутники. Ну и *high public profile* – то есть, рекламная компонента – она тоже осталась. Но острота проблемы – исчезла. Что мы собственно и наблюдаем сейчас на деле: сейчас у SpaceX есть 7 контрактов на пуск Falcon Heavy, и примерно в десять раз больше – на Falcon 9 FT.

Примечание 6
Falcon 9 FT "Block 5" я поставил не в категорию «ракеты», а в «многоразовые», поскольку здесь суть основных модификаций сводилась не к улучшению общих характеристик ракеты, а к упрощению межполётного обслуживания.

Выводы
Глобальные выводы делайте сами, цифры у вас в руках :)
Я же ограничусь одной частной деталью: на мой взгляд, распространённое мнение о том, что Илон Маск чрезмерно оптимистичен, и называемые им сроки следует умножать на три (пять, десять), и даже «для Маска характерно затягивание до бесконечности» – всё это сильное преувеличение. Во всяком случае, когда речь идёт (1) о реальном техническом проекте (не о мечтах и перспективных концепциях), и если (2) финансирование проекта находится «в руках компании» (т.е., не зависит от политических веяний) – в этих случаях озвученные сроки завершения проекта соотносятся с реальностью – неплохо. Восемнадцать месяцев – это типовой контрактный grace period в аэрокосмической индустрии – в тех, естественно проектах, где разрабатывается что-то совершенно новое. Так SpaceX именно этим и занимается :)

Что же касается «затягивания до бесконечности», тут полезно посмотреть для сравнения крупные проекты Роскосмоса. Которых, правда, кот наплакал – но щепотку для сравнения наскрести можно.

Название проекта Планируемая
дата
Реальная дата Отставание
Модуль МЛМ «Наука» для МКС 2007 NET Fall 2020 Не менее 13 лет
Ракета «Ангара А5» – первый пуск 2003 [*] Dec 23, 2014 11 лет
«Ангара А5»  – коммерч. доступность 2005 [*] NET 2021 Не менее 16 лет
Спектр РГ – запуск 2011 [**] Jul 13, 2019 8 лет
Источники:
[*]  «The Angara Launch Vehicle Fleet», Robert Happersett, Eric Laursen (International Launch Services), presented at 37th Joint Propulsion Conference, July 2001. AIAA 2001-3931
[**]  «Spectrum-Roentgen-Gamma astrophysical mission», M. Pavlinsky et al., presented at SPIE Astronomical Telescopes, 2008, Marseille, France, Jul 15, 2008



На этом ля-миноре сегодняшняя политинформация закончена, переходим к танцам.
Мои любимые Sant Andreu Jazz Band
И кстати, теперь уже не только мои любимые:
Приезжаю на дачу к этим двум мелким хулиганкам. Увидели машину за воротами, и первым делом, на бегу (под топот мелких сапожек):
– Деда, флешки привёз? (ну, у них там интернет очень тормозной, ни мультики посмотреть, ни музыку послушать)
– Привёз, привёз. Что будем слушать?
Обе, хором – Чаморрру!! (старшей приходится «р» за двоих озвучивать)

Ну вот, Joan Chamorro и его Sant Andreu Jazz Band с песенкой
«Baiao de Quatro Toques»
Что наверное можно перевести как «Самба на Четыре Четверти». Ну, вообще-то я уверен только насчет перевода Quatro, а Toques может вовсе и не четверть, а такт. Может и ещё что-то. А вот Baiao, строго говоря, это не самба, а другой танец. Но тоже – энергично-ритмичный. В общем, это всё детали не такие уж важные.
А песенка – бразильская и, как мне сказали, немножко хулиганская. И действительно – если юные испанки – поют бразильскую песенку – по португальски – то это наверняка что-то немножко хулиганское.

(вокал и скрипка – Элья Бастида, подпевают – Андреа Мотис и Рита Паис)


И ещё – примерно те же исполнители поют известную песенку «Bei mir bist du schön» -
но немножко по-своему, с лёгким испано-португальским акцентом.


Tags:

Posts from This Journal by “spacex” Tag

  • Работает!

    Илон Маск отправил твит - через Старлинк: Sending this tweet through space via Starlink satellite 🛰— Elon Musk (@elonmusk) October 22, 2019…

  • Китайский Дракон

    Но не этот, а другой... Вот этот: Проторип нового китайского пилотируемого корабля. Как ни крути - а на Дракона похож. Хоть и китайский :)…

  • New Revelations by Elon the Seer

    Новые Откровения Илона 28-го сентября состоялась презентация первого прототипа корабля Starship компании SpaceX. За день до презентации рядом с…



  • 1
Песенка очень милая, спасибо, но в гуглопереводе ничего хулиганского не вычитывается.

Four Touch Baião
Luiz Tatit

When it beats in the heart
Four beats and then one encore You
can write don't fail no
It's the temptation to be very happy

That's why this four-touch baião is good
Loaded with premonition
He won't let the beat move
And move away from your heart

For those who wrote, for those who played
and for those who listen
It's the destiny we always wanted
It's a fifth Beethoven symphony
That decanted and only got the root

Can you feel
The exactness
In the tick of your heart
Can you understand
That this
four-touch baião
Tried so hard
Tried
that became
The temptation of this country
To be so happy

Ну, значит меня разыграли :)

Бетховен. Исполняют, не дотянув до исходника. Но они, конечно, замечательные, живые.

  • 1