или «Американские космодромы – мифы и реальность» Этот пост продолжает тему поста "Пари". Которое не состоялось – мой оппонент vsatman888 струсил и отказался. Однако, меня просили написать пост – по предмету спора. Я тоже хотел бы попросить alex_shishkin, vakhnenko, max_andriyahov – прочитать и откомментировать – удалось ли мне вас убедить. Остаётся ещё извиниться перед всеми, кто с нетерпением ждал и напоминал. Извините, ребята, но у меня есть другая жизнь, и довольно симпатичная. И часто оказывается – к сожалению для вас и к счастью для меня – что она гораздо интереснее, чем написание постов в ЖЖ.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДЫДУЩЕЙ СЕРИИ Базар начался в посте kiri2ll, когда на вопрос от german_kmw: «Разгонный блок нужен из-за широты пуска российских ракет?» Я ответил: «- нет, широта здесь существенной роли не играет. Её просто любят указывать - как "серьёзное преимущество" американских космодромов - всякие популяризаторы космонавтики и вслед за ними - журналисты. На самом деле это не так - "преимущество" получается копеечное, и посчитать его в цифрах совсем несложно...»
Далее в комментах разгорелся небольшой флейм, в основном с подачи некоего omega_hyperon. Пересказывать незачем, кому интересно – линк я дал. Здесь я лишь кратко разберу основные тезисы моих критиков в том базаре, а основной темой будет – влияние широты пуска на перформанс ракет. Поскольку были на то просьбы. И хотя у меня был лишь ознакомительный курс «Введение в Основы Орбитальной Механики», но читал его замечательный профессор, Росс Стюарт Тейлор. Которому теперь поставили два памятника – в австралийской Канберре и в маленьком мэрилендском городке Гринбелт, в Goddard Space Flight Center. И «А+» за final exam я получил именно у него.
Итак, первая претензия критиков заключалась в вольной (мягко говоря) интерпретации первой фразы моего ответа как «широта пуска не играет никакой роли – вовсе», то есть – всегда и везде. Это мошеннический приём, встречается нередко и потому имеет своё название – «доведение до абсурда расширением». Такой приём в профессиональных дискуссиях рассматривается именно как мошеннический и – недопустимый. Поэтому модераторов научных конференций специально учат – как немедленно и, по возможности, бесконфликтно – пресечь подобную попытку. Мне пару раз приходилось выступать модератором на сессиях LPSC, и потому я это знаю – на личном опыте. Что касается моей фразы – даже если её выдернуть из остальной формулировки – то и тогда указатель «здесь» ясно обозначает ограниченность – темой вопроса Германа. Нет, сказанное относится не к всегда и не к везде, а только – к здесь. Второе: Критики мои сразу начали рассчитывать ΔV для пуска на геостационар с Байконура и сравнивать его с пуском на геостационар ... с экватора. Однако – не требуется чрезмерных усилий, чтобы понять, что в моём диалоге с Германом речь идёт о сравнении американских и российских космодромов. «Экваториальных» космодромов у США нет, Ванденберг – 35° СШ, Кейп Канаверал – 28.5 СШ°. Далее – в моей формулировке нет ни слова про пуски на геостационар, и вообще нет ничего про целевые орбиты. Значит, речь идёт о сравнении выгодности – в целом, то есть – по всем орбитам. Но даже если это не понятно, то должно быть понятно другое: на основании энергетики одной-единственной орбиты – нельзя делать общий вывод о выгоде расположения космодрома. А те, кто так поступают – мошенничают. Не надо их слушать – читайте дальше :)
СПЕРВА НЕМНОГО ТЕОРИИ
(если действительно хотите разобраться – обязательно прочитайте следующий абзац) В тот момент, когда стартующая ракета только отделилась от стартового стола – она уже находится в совершенно определённой орбитальной плоскости. Плоскость эта однозначно задана двумя векторами и двумя фундаментальными законами: вектором от точки старта к центру массы Земли (Первый закон Кеплера) и вектором мгновенной скорости вращения Земли в точке старта (закон сохранения импульса). Поэтому – стартующая ракета изначально находится в орбитальной плоскости, которая наклонена к экваториальной – на угол, равный широте космодрома. Если же нужна орбита с другим наклонением – его можно изменить, но для этого надо потратить дополнительную энергию. Это неизбежно следует из правила сложения векторов. А векторам – всё равно – в какую сторону надо менять наклонение – что «вверх» (к полюсу), что «вниз» (к экватору). Модуль векторной суммы зависит только от величин слагаемых векторов и угла между ними. На этом теория закончилась: три закона, сто двадцать слов :) Это действительно немного.
Для тех, кому интересны детали – под спойлером ещё немного теории (тоже без формул :). Но для общего понимания это уже не обязательно. [Spoiler (click to open)]Запуски на орбиты с наклонением, отличным от широты космодрома – что «вверх» (к полярным орбитам), что «вниз» (к экваториальным) – требуют дополнительной энергии (и таким образом, снижают грузоподъёмность ракеты). Однако, эти два варианта сугубо НЕсимметричны. Кратко, различия: Для запуска на орбиту с наклонением ВЫШЕ широты космодрома – можно использовать простейшую схему «direct insertion» (не всегда, правда, но на низких орбитах – часто). В этой схеме все ступени ракеты работают последовательно одна за другой – и в результате, если выдержаны правильно пусковой азимут и flight profile(функция высоты от времени) – дело сделано, ваш спутник оказался на орбите с нужным наклонением. Однако, несмотря на простоту схемы выведения, грузоподъёмность уменьшается. Она снижается тем больше, чем больше изменение наклона орбитальной плоскости – законы Орбитальной Механики неумолимы. Чтобы дать представление о величине этих потерь: нам на лекциях давали простую запоминалку под названием «десять на три» (точнее, «червонец за трёшку»): за каждые 10 градусов изменения наклонения вверх приходится жертвовать 3 – 3.5% грузоподъёмности. Надо отметить, что правило это очень приблизительное, и относится оно к ракетам типа «простой карандаш». Да, и зависимость там, строго говоря, нелинейная, поэтому правило работает лишь на небольших «углах доворота». Для запуска на орбиту с наклонением МЕНЬШЕ широты космодрома – схему «direct insertion» использовать уже невозможно, поскольку точка вашего космодрома лежит ВНЕ орбитальных плоскостей – всех орбит, чьё наклонение меньше широты космодрома. В таком случае сначала выводят комплекс «верхняя ступень + спутник» на опорную (или промежуточную) орбитус наклонением равным широте космодрома, выключают двигатель и дают комплексу дрейфовать по опорной орбите – до пересечения с плоскостью целевой орбиты. В этой точке делают второе включение двигателя – для поворота орбитальной плоскости на нужный угол. Эта схема требует не только дополнительного расхода топлива, но и более сложной конструкции верхней ступени (ВС). Такая ВС должна иметь рестартуемый двигатель и систему осаждения топлива, поскольку в невесомости оно плавает в произвольных местах, а не на дне, где заборная магистраль. Также, нужна гораздо более сложная и точная система навигации и ориентации. В результате – ВС неизбежно получается дороже и тяжелее. В целом, поворот наклонения орбиты «вниз» получается подороже, чем «вверх». Тем не менее, и «доворот вверх» тоже не бесплатен, и забывать об этом – нельзя.
ТЕПЕРЬ – ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ из теоретических законов.
Вывод первый: Максимальную грузоподъёмность ракета демонстрирует при пуске на орбиту с наклонением, равным широте космодрома. Вывод второй: Запуск на орбиты с наклонением отличным от широты космодрома – как с изменением наклонения вверх, так и вниз – всегда требует дополнительной энергии. Соответственно – грузоподъёмность снижается. Третий вывод: Широта космодрома не является достоинством или недостатком – это свойство. И, как и положено свойству – в одном контексте оно проявляется как плюс, а в другом – как минус. Конкретно: Чем ближе к экватору вы сдвигаете гипотетический космодром, тем лучше с него запускать спутники-ретрансляторы на геостационарную орбиту (ГСО). При сдвиге точки старта к экватору – грузоподъёмность на ГСО будет расти. Вместе с тем этот космодром становится хуже для пусков на полярные орбиты. И вообще – для всех орбит с более высоким наклонением – сдвиг точки пуска к экватору приведёт к потерям.
Небольшая справка: По моей базе данных: за пять лет (2014-2018) по всему миру было сделано 470 орбитальных пусков. Из них – *** На геостационар – непосредственно или через ГПО – было 143 пуска (30.4%) *** На орбиты с наклонением от 50° до 75° (МКС, GPS, Galileo, Глонасс, Молния) – 121 пуск (25.7%) *** На полярные и солнечно-синхронные орбиты – 146 пусков (30.9%) Иными словами, за эти пять лет по всему миру – менеетрети пусков шли на ГПО/ГСО, а более половины были сделаны на орбиты с наклонением выше 51°.
По этой справке – последний вывод: Если вы видите рассуждения о «выгодности» американских (как близких к экватору) космодромов, аргументируемые исключительно энергетикой пусков на геостационар – знайте, что вас пытаются обмануть простым напёрсточным фокусом. То есть – как дурачков. Кроме геостационара есть и другие орбиты – с другой выгодой по широте пуска. Для большинства этих других орбит – близость космодрома к экватору оборачивается существенными потерями.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ – на основе документов.
Первый справочный документ – сетевой калькулятор грузоподъёмности ракет NASA LSP Поскольку мне уже встречались персонажи типа «видал я эти сетевые калькуляторы» и «все эти кербали – лажа!», то несколько слов о статусе калькулятора LSP. Во-первых, почитайте – что такое «NASA Launch Services Program». К «кербалям» - имеет никакого отношения. Это инструмент для профессионалов. Во-вторых, калькулятор NASA LSP представляет собой документ – вполне официальный, и – в немалой степени – бюрократический. Зайдите в калькулятор («Performance Query»), выберите орбиту, нажмите «Execute» и выберите ракету. А теперь обратите внимание на кнопочку справа «Generate Report». Щёлкнув по ней, вы получите развёрнутый pdf-отчёт по рассчитанной грузоподъёмности. Его прилагают к Proposal на конкурс заявок (Request for Proposals) – как свидетельство, что ваш проект (спутник, прибор) соответствует возможностям выбранной ракеты. Полученный Report вполне официален и имеет юридическую силу.
ПРИМЕР ПЕРВЫЙ – ЗАПУСКИ НА МКС.
Этот пример показывает – документально – что для пусков на МКС космодром Байконур (46° СШ) имеет преимущество в 7.7% по грузу перед космодромом Кейп Канаверал (28.5° СШ).
Теперь маленькая загадка для любителей: Чем вызвана столь заметная разница между Атласами и Фалконами? Действительно, Атласы при запуске на 51.6° демонстрируют снижение грузоподъёмности на 9.2-9.5%, в то время как у Фалкона снижение – менее семи процентов. В чём дело? Неужели Гений Маска™ победил Закон Кеплера? Нет, Кеплер непоколебим :) Попробуйте эту головоломку решить сами. А кому неохота – подсказка под спойлером. [подсказка]
ПРИМЕР ВТОРОЙ – ЗАПУСКИ НА 70°.
Тут конечно было бы заманчиво сравнить пуски на орбиту «Молния» (63°), поскольку для таких пусков Плесецк расположен идеально – 62.6° СШ. Но «молниевые орбиты» используются в США редко, и только военными. И в калькуляторе НАСА наклонения 63° нет вовсе. Зато там есть 70°, весьма востребованное наклонение, особенно в последние годы (а если кому очень хочется 63 – правило «десять на три» для семи градусов работает вполне).
Итак, Таблица 2 показывает, что для пусков на орбиту с наклонением 70° космодром Плесецк (62.6° СШ) имеет преимущество в 9.3% перед космодромом Ванденберг (35° СШ). Такое же (приблизительно) преимущество у Плесецка перед Ванденбергом будет для пусков на орбиты с наклонением от 62.5° до 75°. В этот интервал попадают все Молнии и Меридианы, Глонассы и Кондоры, и многое другое.
ТРЕТИЙ ПРИМЕР
Поскольку опыт показывает, что популяризаторы космонавтики и рунетные знатоки названия осей графика – не читают, то подчёркиваю особо: горизонтальная ось показывает – НЕ наклонение целевой орбиты и НЕ широту космодрома, а их РАЗНОСТЬ. То есть – изменение наклонения, которое нужно для данной орбиты – с данного космодрома. Для Рис. 2 взяты два представителя Атласов – самый «большой» (551) и самый «маленький» (401), и показаны их грузоподъёмности на все наклонения, предусмотренные калькулятором НАСА. В целом, Рис.2 иллюстрирует всё те же эффекты: 1) изменение наклонения «вверх» тоже снижает перформанс и 2) чем больше изменение наклонения – тем больше потеря по грузоподъёмности. Но есть и ещё важный аспект: точки данной ракеты – даже для запусков с разных космодромов – ложатся на единую плавную линию. Это, в общем-то, означает лишь, что фундаментальные законы работают везде и одинаково – на любой широте и на любом побережье. Но, увы – некоторым персонажам рунета приходится это доказывать. Так вот, Рис.2 и служит таким доказательством: широта космодрома – сама по себе – большой роли не играет, и пуски с двух разных широт ложатся на единую линию. А грузоподъёмность зависит – от величины изменениянаклонения орбиты. Кеплер – неумолим.
ЧЕТВЁРТЫЙ ПРИМЕР
Этот пример в основном для тех, кто «не верю я этим пиндосам» (а также для тех, кто «видал я эти сетевые калькуляторы»). Ну, и для популяризаторов космонавтики, естественно – поскольку как раз они частенько не уверены, что фундаментальные законы физики распространяются и на российские ракеты. Величины для Рис. 3 взяты из документа с названием «Soyuz User’s Manual» компании Starsem, которая маркетирует российские Союзы. Компания Starsem – коммерческая, и её User’s Manual является финансовым документом, он характеризует количественно – маркетируемый товар (сервис). Этот пример – опять – иллюстрирует всё тот же эффект: запуск на орбиту с наклонением ВЫШЕ широты космодрома требует дополнительной энергии и снижает грузоподъёмность. Эффект работает не только на американских Атласах, но и на российских Союзах. Кеплер и Ньютон – упрямы (да и Лагранж – тоже).
Таких примеров можно набрать с полдюжины, легко – поскольку российский космопром был довольно широко представлен на рынке коммерческих пусков. Коммерцией занимались не только Союзы, Протоны и Зениты, но и Рокоты, Днепры, Космосы, Старты. Да, Eurockot, Kosmotras, Kosmos International и United Start – они давно отошли в небытие, но их User’s Manuals по-прежнему лежат в интернете. И грузоподъёмности всех этих ракет на разные орбиты – там описаны тоже подробно. Так что, кому интересно – развлекайтесь с Гуглом и Икселом. А мы перейдём к анализу.
АНАЛИЗ ВЫИГРЫШНОСТИ И КОПЕЕЧНОСТИ
Этот раздел обращён к тем читателям – и только к ним – кто уже понял два основных тезиса: *** Широта космодрома является не достоинством или недостатком, это – свойство; и *** Близость космодрома к экватору – хотя и даёт выигрыш по грузу на геостационар – неизбежно приводит к потерям по грузу на полярные и солнечно-синхронные орбиты.
Что касается тех, кто так и не понял – для них есть два предложения. Первое: попробуйте перечитать пост ещё раз – может, со второго раза дойдёт. Второе: если всё-таки не дошло, то держите, пожалуйста, своё фирменное «вы меня не убедили» при себе. Щёлкнуть мышкой по «Ban User»– проще простого. Тем более, что Плиний Старший и Томас Джефферсон – оба в один голос настоятельно рекомендуют – воздерживаться от дискуссий с глупцами.
Итак – анализ выигрышности и копеечности. Для этого надо посмотреть на распределение числа пусков по типовым орбитам – что я и сделал на Рис. 4. Для рисунка – по моей базе данных – взяты все пуски с космодромов Байконур и Плесецк за период с 2012 – 2018, всего 162 пуска. Массив пусков разбит на категории по наклонению плоскости целевой орбиты: экваториальная (ГПО/ГСО), МКС, Глонасс, Молния и т.д. Зеленым цветом показаны категории (орбиты), для которых российские космодромы имеют преимущество по широте – перед всеми остальными космодромами мира. Рыжий цвет обозначает орбиты, где российские космодромы находятся в невыгодном положении по широте. Пояснения к ярлыкам категорий на Рис. 4: GTO/GEO – здесь все пуски на геостационар, через ГПО или непосредственно. HCO – heliocentric orbit – эта категория у РФ пустая, поскольку межпланетные пуски с Байконура идут на опорную орбиту 51.2°, и таким образом попадают в категорию «ISS». Да был-то за это время – всего один такой пуск. ISS– МКС – здесь собраны не только рейсы на МКС, но все пуски на низкие орбиты с наклонением от 51° до 54°. Glonass – только пуски Глонасс Molniya – все пуски на орбиты с наклонением от 62° до 67°.
Polar, SSO – сюда включены не только пуски на ССО, но также все Гонцы-Родники, Янтари и Кондоры.
Первым делом следует отметить: рунетные знатоки и популяризаторы – когда доказывают «огромное преимущество» космодрома Кейп Канаверал (или экваториальных космодромов) – они говорят только и исключительно – про пуски на геостационар. И Рис. 4 сразу объясняет причину: Геостационар – это единственная целевая орбита (из широко используемых), где широта Байконура делает его НЕвыгодным по сравнению с Кейпом. Про все остальные типовые орбиты – типовой популяризатор – молчит. Моя младшая дочь Лизавета в таких случаях говорит – «молчит как рыба об лёд». Молчание объясняется просто: для всех типовых орбит, кроме геостационара – российские Байконур и Плесецк – имеют преимущество по широте, и не только перед Кейп, но перед всеми действующими космодромами мира.
Для трех 'зелёных' категорий (ISS, Glonass, Molniya) эту выигрышность я вам оценил, для четвёртой категории (Polar-SSO) – попробуйте сами. (Должно получиться чуть больше, но не сильно). Теперь 'рыжая' категория – единственная проигрышная для России, причем рассчитать величину проигрыша калькулятор НАСА не поможет. И рунетные знатоки тоже – расчетов именно по массе полезной нагрузки я у них не видал. Что и понятно, простой формулы тут нет и быть не может. Тут надо строить приближённую модель, и непростую. Которую я мог бы построить, нас учили. Но спорить потом с рунетными знатоками – по приближённым и непростым моделям – нет уж, извините. Я поступлю по-другому – дам «верхний предел», который можно подтвердить документами: При переносе пуска с Байконура на Кейп Канаверал – грузоподъёмность Протона (или Зенита) возрастёт НЕ БОЛЕЕ чем на 25%. - эту оценку я могу обосновать документами. Попытки оспорить эту оценку – приветствуются. Только не забудьте сразу указать, сколько денег вы ставите под своё «более 25%» (минимальная ставка $50, забывчивость с указанием суммы приведёт к бану).
Теперь – считаем баланс: Проигрывают российские космодромы – только на трети своих пусков. Для остальных 2/3 пусков – российские космодромы имеют преимущество. И если считать баланс – по-честному – то к проигрышности одной трети НАДО прибавить выигрыш для остальных пусков. Как это сделать грамотно? Например, так: Берём 100 пусков российских ракет, которые распределены по целевым орбитам как на Рис. 4. И за каждый пуск выдаём цветные жетоны (по цвету категорий) из расчёта «один жетон за один процент». За пуски из зелёных категорий – жетоны зелёные (выигрышные) по 9 штук за пуск, за пуски на ГПО/ГСО – жетоны рыжие – 25 штук за пуск. Теперь сваливаем жетоны в кучи и считаем сумму: Рыжие жетоны: 30 пусков по 25 жетонов = 750 Зелёные жетоны: 70 пусков по 9 жетонов = 630 Считаем баланс: получилось 120 рыжих на 100 пусков. Вспоминаем, что «рыжий жетон» это 1% проигрыша, и делим 120 жетонов на 100 пусков – в среднем на один российский пуск получается 1.2% проигрыша по грузу из-за географического расположения российских космодромов. И последнее – вспоминаем, что 25% – это не «проигрышность Байконура на ГПО», а её верхняя граница. То же самое относится и результату по балансу, и в формулировку надо внести поправку: «в среднем на один российский пуск получается НЕ БОЛЕЕ 1.2% проигрыша по грузу...» Так что баланс получился действительно – вполне копеечный. Как и было обещано :)
ХОЗЯЙКЕ НА ЗАМЕТКУ Несколько вопросов, которые полезно задать популяризаторам космонавтики, а также рунетным знатокам. Которые так уверенно рассуждают про «преимущества экваториальных космодромов». *** на сколько процентов увеличится грузоподъёмность Ariane 5ES, если запуск грузовика ATV на орбиту МКС производить НЕ из Куру (5.2 °N), а с гипотетического космодрома в канадской Новой Шотландии на широте Байконура (46.0 °N) ? Такой проект, емнип, рассматривался – лет двадцать назад, на заре Ариана 5. Вот и попросите рунетных знатоков – пусть они вам посчитают выгоду – в килограммах груза.
*** на сколько процентов увеличится грузоподъёмность на полярную орбиту индийской ракеты PLSV – если её пуск перенести – с индийского космодрома в Sriharikota (13.7 °N) – в Плесецк (62.6 °N) ? Стоит напомнить – возможно, не все знают – что название PLSV расшифровывается как «Polar Satellite Launch Vehicle». Да, основное назначение этой ракеты – запуск спутников Earth Observation на ССО, и в значительной части – военных (у индусов соседи хреновые, за ними глаз да глаз нужен). И ещё можно отметить – что по части коммерческих запусков малых и микро-спутников на ССО – индийские PLSV весьма успешно конкурировали с Днепрами и Рокотами. Да и сейчас у Союзов – клиентов уводят успешно. При этом – не жалуются на 13.7° своей Sriharikota. Несмотря на существенное преимущество Плесецка для пусков на ССО.
*** В январе 2017 с космодрома Куру стартовала ракета Союз СТБ/Фрегат. Она успешно вывела на ГПО спутник HispaSat 36W-1 весом 3220 кг. В ноябре 2018 – тоже из Куру, и тоже Союзом СТБ/Фрегат – был запущен спутник METOP C весом 4084 кг – на солнечно-синхронную орбиту 800 км. Вот спросите при случае знатоков – как им кажется такое соотношение полезной нагрузки: 3.2 тонны на ГПО и – всего 4.1 тонны на круговую 800 км? Не жмёт? Не беспокоит? С Куру было штук шесть запусков Союзов СТ на ССО. Среди них Метоп-С – самый тяжёлый. И ещё: в упомянутом «Soyuz User’s Manual» компании Starsem указано, что с Байконура Союз СТ с Фрегатом может вывести 5600 кг на 800 км. Спросите знатоков – сумеют они посчитать процент потери по грузоподъёмности (4100/5600 = ?). Для космодрома Куру - с расположением, столь выгодным по широте...
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ПРО РУНЕТНЫХ ЗНАТОКОВ рунетные знатоки и популяризаторы – когда рассуждают про огромное преимущество западных космодромов – они всегда оперируют величинами «дельта-ви» (ΔV). Именно расчёты ΔV они предъявляют в качестве пруфов. Но при этом – они не переводят – выигрыш по ΔV – в выигрыш по грузу. Спросите у них при случае – почему? Действительно, дельта-ви – не является конечной целью. Конечный результат – груз, его и надо бы сравнивать. Но почему-то рунетные знатоки не спешат давать расчёт перевода метров-в-секунду в килограммы. Почему – я не знаю. Могу лишь назвать догадки. Возможно потому, что не умеют. Действительно, перевод выигрыша в дельта-ви в дополнительные килограммы груза несколько сложнее, чем ΔV баланс. Здесь уже единой формулы нет (и быть не может). А может – не хотят. Поскольку если такой расчёт сделать аккуратно и честно – то окажется, что проигрыш Кейп при пуске на МКС – в килограммах груза – вполне сопоставим с его же выигрышем при пусках на ГПО. Или ещё вариант – знатоки тут оставляют свободу оценки для энтузиастов (и популяризаторов). Вот, например, tydymbydym сделал весьма свободную оценку:
>>В реальности, если взять не условный сферический спутник в вакууме, >>а реальный Протон-М, то из Флориды он выведет >>процентов этак на 30 больше на ГПО, чем с Байконура.
– конечно, было бы интересно узнать – а сколько денег поставит этот тыдымбыдым под свои «этак 30 процентов». Подозреваю, что ни копейки :) по той простой причине, что ни в какие ворота не лезет... Но тут стоит отметить другую деталь: противопоставление «условного сферического спутника» и «реального Протона». И ещё – гляньте по ссылке, как этот тыдым относится к «теоретическому» в целом. Именно об этом я и говорил выше: рунетные знатоки действительно верят, что законы физики – на советские ракеты – не распространяются.
Хоть стой, хоть падай.
И НАПОСЛЕДОК – МОРАЛЬ ДЛЯ ПОПУЛЯРИЗАТОРОВ КОСМОНАВТИКИ: [Мораль]