smoliarm (smoliarm) wrote,
smoliarm
smoliarm

Categories:

Наброс на вентилятор

С эпиграфом, оргвыводами, эпилогом и полинезийскими танцами
ЭПИГРАФ
бросать говно на вентилятор
олег сначала не хотел
но пандемия трамп и кризис
ну как тут было устоять

ВЕНТИЛЯТОР
В качестве вентилятора здесь будет пользователь german_kmw
Точнее, пара его постов.
Пост от October 14 2020: «У России пошёл третий год без аварий в космосе! 43 успешных пуска подряд!»
Цитата:
«Напоминаю, что последняя авария была в 2018 году — 12 октября при выведении Союза МС 10 ...»
«Считаю все пуски наших ракет — Роскосмоса, ВКС и французов с Куру,  все российские ракеты.»

Пост от December 3 2020: «Старт ракеты в стиле киберпанк. Союз 2.1б с Плесецка»
Цитата:
«Важно понимать что это уже 45 ( сорок пятый) успешный старт российских ракет и разгонных блоков подряд — поэтому визги о том что Рогозин должен уйти  и потоки слюней в либеральные мониторы будут особенно сильными.  Будем снисходительными с фанатами сша, траур у них отмечается с 2018 года...»

НАБРОС
Ну, набросом это можно назвать только с некоторой натяжкой. То есть – для красного словца.
То есть, вентилятор вполне настоящий. Но вот материал наброса – сухие факты, и ничего больше.
Итак, что оказалось включено блогером german_kmw в «сорок пять успешных стартов российских ракет» ?

1. Частичная пусковая авария при последнем запуске Рокота (26 дек. 2019) с тремя спутниками Гонец-М и малым спутником Блиц-М
В том пуске спутник Блиц-М не смог отделиться от разгонного блока и был утрачен. Потеря попутной нагрузки – попадает в категорию «частичная авария» – по определению. Независимо от того, что по этому поводу расскажут РИА Новости и, тем более, что тут считают рунетные знатоки космонавтики.
Кстати, про РИА Новости – в прошлом декабре они ни словом не обмолвились про потерю Блиц-М, они сообщили об успешном запуске трёх спутников системы Гонец.
Но недавно они проболтались:
«Россия в 2021 году запустит в космос два стеклянных спутника-шара "Блиц-М" на замену потерянному, рассказал РИА Новости генеральный директор Научно-производственной корпорации "Системы прецизионного приборостроения" (входит в госкорпорацию "Роскосмос") Юрий Рой.»

2. Пусковой инцидент при запуске EgyptSat A для Египта (21 февр. 2019, Союз 2.1б/Фрегат) – преждевременное выключение маршевого двигателя третьей ступени, скомпенсированное затем разгонным блоком. Отмечу, что в справочнике Гюнтера этот пуск помечен тоже как частичная авария («partial failure»).
Хотя – по формальным критериям – можно было бы и обойтись «инцидентом».
Резон для аварийной квалификации здесь, по-видимому, следующий:
Спутник EgyptSat относится к легкой категории, его вес – порядка одной тонны, он разрабатывался изначально под запуск легкой ракетой типа Рокот. Но поскольку – по некоторым причинам – эксплуатацию Рокотов и Днепров пришлось свернуть, то EgyptSat пришлось запускать Союзом. Грузоподъёмность комплекса Союз 2.1б/Фрегат на такую орбиту (650 км, 98°) составляет примерно 3.5-4 тонны. То есть на этом пуске – только EgyptSat A без попутчиков – Союз был загружен лишь на четверть-треть от номинала. Только поэтому РБ Фрегат смог скомпенсировать – столь сильный «недолив» со стороны третьей ступени. А вот если бы вес полезной нагрузки был близок к номиналу – скажем, не 30%, а 90% – тогда подобный «инцидент» превратился бы в «аварию», спутник был бы потерян. Между прочим, именно такую логику используют страховщики в космической индустрии – всякое везение они округляют в сторону НЕвезения. И в соответствии с таким округлением – устанавливают страховые ставки. Иначе – они просто не выживут.

Что касается Роскосмоса и РКК Энергия – они объявили запуск успешным, но всё же - совсем не заметить инцидент – у росСМИ в этот раз не получилось. Поскольку за коммерческим запусками – военных спутников – для стран типа Египта – Запад наблюдает внимательно. ТАСС опубликовало сообщение о нештатной ситуации, а у РИА Новости даже нашлись информированные источники, назвавшие причину
«Источник назвал причину нештатной ситуации при запуске EgyptSat-A»
Понятное дело, причиной оказался стрелочник человеческий фактор, который недолил в баки третьей ступени пару тонн LOX. Впрочем, профильные журналы эту версию всерьёз не приняли (слишком часто РИА с источниками – врут). Да и в объективно наблюдаемую картину пуска – версия недолива при заправке не укладывалась. Поэтому и Spaceflight Now, и Space.com не исключили другую причину преждевременного завершения работы третьей ступени – аварийное выключение маршевого двигателя (т.е., пожар, взрыв и т.п.)

3. Пусковой инцидент при запуске военного спутника связи "Меридиан-М" (20 февр. 2020, Союз 2.1а/Фрегат). Инцидент очень похож на предыдущий – тоже Союз, тоже февраль, и тоже «преждевременное выключение» третьей ступени – скомпенсированное Фрегатом.
И что характерно – опять информированный источник (названный для разнообразия «собеседником»), и опять «человеческий фактор» с недоливом топлива:
МОСКВА, 20 февраля/ Радио Sputnik.
«Собеседник в ракетно-космической отрасли прокомментировал РИА Новости недоработку третьей ступени во время запуска ракеты-носителя "Союз-2.1а" с военным спутником связи "Меридиан-М", который состоялся в четверг с космодрома Плесецк.
По сведениям источника, недоработка произошла из-за недолива топлива перед стартом.»

И опять – почему-то – западные профильные журналы и бизнес-аналитики не хотят верить на слово РИА Новости и их собеседникам.
А вслед за ними – не хотят этому верить и эксперты страховых фирм. Тех, что определяют размеры страховых ставок.

Причину этого недоверия несложно угадать с помощью следующей таблички:
Дата Спутник/корабль Ракета Статус
Jun 21, 2005 Molniya-3K Molniya-M (Blok-ML) Авария, ПН потеряна
May 21, 2009 Meridian 2 Soyuz-2.1a/Fregat Частичная авария
Aug 24, 2011 Progress M-12M Soyuz-U Авария, ПН потеряна
Dec 23, 2011 Meridian 5 Soyuz-2.1b/Fregat-M Авария, ПН потеряна
Apr 28, 2015 Progress M-27M Soyuz-2.1a Авария, ПН потеряна
Dec 05, 2015 Kanopus-ST, KYuA-1 Soyuz-2.1v/Volga Авария, ПН потеряна
Dec 01, 2016 Progress-MS 4 Soyuz-U Авария, ПН потеряна
– здесь собраны не все аварии на запусках РН Союз, но ТОЛЬКО ТЕ, где авария описывается
как «преждевременное завершение работы третьей ступени»,
либо как «нештатное завершение работы третьей ступени».
И показывает эта табличка, что третья ступень у нынешнего РКЦ – это больное место.
А февральские инциденты 2019 и 2020 годов – они лишь продолжают эту цепочку.
И показывают, что эффективное разрешение проблемы так и не найдено, а место – так и остаётся больным.

ОРГВЫВОДЫ
Сейчас ситуация с Союзами – их аварийность, страховые ставки и заказы на коммерческие пуски – вполне аналогична ситуации с Протонами три-четыре года назад.
Тогда у Протонов ещё оставались контракты на коммерческие пуски, ещё звучали заверения об эффективности принятых мер по снижению аварийности и обсуждались варианты о создании дешёвых модификаций. Но – ничего не помогло, страховые ставки остались высокими, новых контрактов получить не удалось – Протон пришлось закрыть.
Так вот, и с Союзами – сейчас – всё точно так же:
*** Страховые ставки на запуск Союзом остаются высокими – новых заказов на коммерческие пуски полноразмерных спутников – не будет.
*** Несмотря на задержки с Ариан-6 – новых заказов на ЕвроСоюзы для Куру – не будет, это уже подтверждено и на уровне Арианспейс, и на уровне ЕКА. Похоже, что Еврокомиссия – в этом вопросе – заняла жесткую позицию. Так что пусков ЕвроСоюзов из Куру будет еще 5-6 штук – и проект закроют.
*** Осталось ещё полтора десятка пусков с OneWeb да пара «полуконтрактов» на запуск корейских CAS500 – и это всё.
*** Заказов от НАСА на доставку астронавтов – по 90 млн за билет – больше не будет. И компенсировать эту потерю туристами из Арабских Эмиратов не получится – никак. И по числу билетов – шесть туристов в год – не найти. Да и сами билеты придется продавать – за треть от старой цены...

В результате – примерно к 2022-23 году РКЦ и РКК окажутся в той же жопе ситуации, в какой сейчас пребывает Хруничевский РКЦ: старая ракета больше не нужна, новая ещё не летает и высокая себестоимость делает её малоперспективной (мягко говоря). Ну, некоторые отличия есть, но они все – не в пользу РКЦ-РКК:
Хруничевская Ангара – худо-бедно, но летает. Ну, строго говоря – ещё не летает – но она хотя бы есть «в металле». Ничего подобного у РКЦ Прогресс нет и не будет ещё долго.
Далее, у Хруничевского РКЗ есть палочка-выручалочка – земля в пойме Москвы-реки оказалась поистине золотая, под неё Хруничев и получил спасительные кредиты.
Ничего подобного у РКЦ Прогресс нет и не будет – никогда.

... Помнится, лет пять назад – в мои посты с невесёлыми прогнозами по судьбе Протонов – приходили комментаторы и уверяли, что я пессимист, вражеский агент и выдумываю чепуху, что мой анализ неправильный, а Протонам ничего не угрожает. Вполне возможно, что и с нынешним прогнозом  по Союзам получится похоже. Хотя большинство идиотов я всё-таки уже забанил, тем не менее – возможно.

А прогноз теперь вполне определённый – через два-три года Союзы ожидает примерно такой же кирдык глубокий кризис, как и Протоны. Независимо от того, сколько безаварийных пусков подряд насчитают германы.

ЭПИЛОГ
с абсента герман никанорыч
бывает редкостный мудак
еще с боржома с лимонада
и просто так

А теперь – чтоб поднять настроение и развеять грусть-тоску –
ТАНЦЫ
Точнее, школа танцев.
И не простых танцев, а школа танцев – далёкой Французской Полинезии.
Очень далёкой.
И очень французской...


Tags: dances, Роскосмос, кирдык
Subscribe

Posts from This Journal “Роскосмос” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments

Posts from This Journal “Роскосмос” Tag